Найти тему
Проделки Генетика

Лютики-цветочки, аллергия и гены

Независимо от погоды весна-красна дарит нам не только жажду любви, но и красоту – цветы. Все замечательно, но вдруг у многих глаза покраснели, простите, сопли потекли – аллергия.

Врачи с древности знали о существовании аллергии. Три тысячи лет назад китайские врачи описали «растительную лихорадку», основным симптомом которой был возникающий каждую осень насморк. Есть свидетельства того, что в 2641 году до нашей эры египетский фараон Менес умер от укуса осы. Два с половиной тысячелетия спустя римский философ Лукреций писал: «Что для одного еда, для другого яд».

Что странно, ведь наши предки постоянно подвергались воздействию патогенов, возникает вопрос, где был естественный отбор, когда появилась аллергии. Ведь всегда цветы цвели, аллергены летали, а вот аллергиков в таком количестве не было.

Первое, что я выяснила, что появились цветы и сорняки, которых раньше в наших регионах не было в таком количестве, трава разная была. Ну не было газонов, покрытых сплошь цветущими одуванчиками, чужой нам амброзией, кардарией. Они виноваты? Может дело не только в них и их количестве?

Кардария. Фото автора.
Кардария. Фото автора.

Аллергия на удивление избирательный недуг: наблюдаются только у некоторых людей и только на некоторые вещества. 

Почему страдающих аллергией становится все больше? Раньше аллергики тоже рождались. Просто многие не доживали до взрослого возраста. А «золотушные» дети из литературы – это кто? Правильно, страдающие атопическим дерматитом или с неуточненным диагнозом «диатез».  

Значит, дело в экологии и в том, что сейчас сохраняют множество беременностей, которые бы не могли быть сохранены еще в прошлом веке. Мешаем мы естественному отбору. Это данность.

По данным Европейской академии аллергии и клинической иммунологии к 2025 году каждый второй европеец будет страдать аллергией. Наука об изменчивости и эволюции здраво предполагает, что, если какой-то механизм существует, значит он для чего-то нужен. Значит, смысл есть и у аллергии. Или нет?

Ещё столетие назад аллергия встречалась не так часто. Например, когда в 1828 году английский врач Джон Босток решил описать симптомы сенной лихорадки, ему удалось найти в лондонских клиниках ВСЕГО 27 больных. Взрывной рост заболеваемости начался с поколений, родившихся после 1960 года.

Среди всех аллергических заболеваний наиболее распространен аллергический ринит – «сенная лихорадка». Он проявляется в виде насморка, обильных выделений из носа, зуда, чихания. Аллергический ринит бывает сезонным – когда симптомы возникают во время цветения растений в ответ на их пыльцу. Такую аллергию называют поллинозом.

Соцветие берёзы. Фото автора.
Соцветие берёзы. Фото автора.

Долгое время считалось, что аллергия — «побочный продукт» действия иммунной системы, результат её гиперактивности. Теория гиперактивности представляет иммунную систему в виде весов. В отсутствии других, более интенсивных, реакций иммунной системы — например, инфекций — весы склоняются в сторону «местных» реакций. 

А еще недавно появилась любопытная теория о том, что белки аллергенов напоминают «опасные» белки патогенов. Так, белки пыльцы во многом совпадают с белками аскариды — опасного паразита. Эта теория переворачивает представления об аллергии на 180 градусов — теперь она не побочный эффект гиперактивности, а тонкая система, призванная защитить организм от паразитических червей настолько эффективно, насколько это возможно

Первый же контакт организма с аллергеном провоцирует синтез специфических антител — иммуноглобулинов класса E, сохраняющихся в кровотоке как «память» — это иммунологическая фаза. Главная задача иммуноглобулинов Е — в следующий раз, когда аллерген снова попадет в организм, активизировать тучные клетки, которые в ответ выбрасывают огромное количество веществ: гистамин и гепарин и десятки других.

Помимо гистамина в группе быстрого реагирования работают простагландины — медиаторы воспаления, и серотонин. Серотонин привлекает в область поражения лимфоциты, для уборки всего того безобразия, что возникло в процессе аллергии.

Исследования показали, что существует корреляция между генотипом человека и вероятностью развития у него аллергии. Если у родителя есть аллергия, вероятность того, что у ребёнка она тоже будет, на 50 % выше. (исследование University of Nottingham).

Одно из осложнений диагностики в том, что ваши с ребёнком аллергические реакции могут в корне не совпадать. Второе – даже если наследственность делает человека предрасположенным к аллергии, другие факторы также могут формировать аллергическую реакцию.

Кроме того, аллергические реакции могут меняться с возрастом – в лучшую или худшую сторону. Со временем они могут ухудшаться и улучшаться. Аллергия на окружающую среду также может улучшаться или ухудшаться.

Одуванчик. Фото автора.
Одуванчик. Фото автора.

Самый распространенный метод симптоматического лечения аллергии – регулярный прием антигистаминных препаратов. Именно они становятся спасением для многих больных. Эти лекарства блокируют рецепторы гистамина и не дают ему вызывать воспаление. Но не решается основная проблема: остается сбой в иммунной системе, из-за которого она бурно реагирует на безобидные вещества.

А вот что является причиной сбоя, мы до сих пор не знаем.
Понравилась статья? Ставьте лайк, чтобы это было понятно, и напишу ещё на подобную тему.