Ночная съемка требует особого подхода у стрит фотографа. Длинная выдержка - довольно трудоемкий процесс в съемке. Любое малейшее колебание фотокамеры и вот уже на снимке получается смазанное изображение.
Использование штатива
По-правильному, при съемке в ночное время, рекомендуется использовать такой аксессуар, как штатив. Он не даст вам испортить ночную фотографию и поможет правильно добиться нужного результата на длинной выдержке при стрит съемке. Таких аксессуаров можно найти в огромнейшем количестве, от компактных GorillaPod фирмы Joby, до профессиональных штативов Manfrotto. Результат будет отличный на любой из выбранной вами модели, различия из разных конфигураций будет лишь в цене, качестве, нагрузке и удобстве при его долгосрочном использовании. Сказать хочу сразу, что я не использую штатив при своей уличной съёмке. Мне вполне хватает встроенной матричной системы стабилизации в камере, для всех своих типов съёмок. В тех камерах где ее нет, а это было давно, мне приходилось часто использовать небольшой компактный штатив Pixi, фирмы Manfrotto. Имея очень маленькие размеры, он помещался с легкостью в любой рюкзак или кармашек фотосумки, тогда такой расклад меня полностью устраивал. Выбор на данный момент очень большой и огромный. Есть штативы на любой вкус и цвет, если покопаться, то можно выбрать модель под любые свои самые разнообразные задачи.
Как правильно держать фотоаппарат?
Даже когда в твоем фотоаппарате стоит самая лучшая и продвинутая система стабилизации, не стоит забывать о том, как правильно держать фотоаппарат во время съемки.
Ночная (дневная с ND фильтром, а также обычная) съемка в положении стоя:
- встаньте так, чтобы ступни были перпендикулярны к объекту съёмки;
- прижмите свои локти как можно ближе к бокам;
- найдите для себя более устойчивую точку равновесия;
- выберите оптимальные параметры экспозиции для съёмки;
- поднесите камеру близко к лицу и смотрите в электронный (оптический) видоискатель;
- откадрируйте снимок и сфокусируйтесь на желаемом объекте в авто или ручном режиме;
- перед тем как нажать на спуск затвора, медленно выдохните и сделайте снимок на выдохе.
Памятка при съемке с батарейной рукояткой:
- разместите камеру на левый локоть;
- смотрите в видоискатель левым глазом;
- правой рукой держите фотоаппарат, а левой придерживайте правую руку;
- часть пунктов можно использовать из предыдущей памятки при съемке стоя.
С телеобъективом, если вы снимаете на длиннофокусное расстояние:
- найдите подходящую и устойчивую точку равновесия;
- снизу придерживайте телеобъектив рукой;
- встаньте так, чтобы ступни были перпендикулярны объекту съёмки;
- прижмите свои локти как можно ближе к бокам;
- поднесите камеру близко к лицу и смотрите в электронный (оптический) видоискатель;
- откадрируйте снимок и сфокусируйтесь на желаемом объекте в авто или ручном режиме;
- перед тем как нажать на спуск затвора, медленно выдохните и сделайте снимок на выдохе.
Как можно увидеть из памяток для стрит фотографов, некоторые пункты взаимно повторяются и дублируются при разных обстоятельствах во время съёмок. Суть правда остаётся неизменной. Во многих случаях, это поможет вам удвоить свои шансы и получить желаемый результат. Не могу точно сказать, что я полностью следую всем перечисленным правилам, но в большинстве случаев стрит съемок, я точно их применяю.
Матричная или оптическая система стабилизации?
Если в вашей камере есть стабилизация для съемки фотографий, то не стоит ей пренебрегать. Даже при ее отсутствии, большинство зум объективов имеют свою внутреннюю оптическую стабилизацию, которая дает преимущество при слабом освещение в несколько стопов*. Обычно на таких объективах в его аббревиатуре есть название с буквой S (stabilisation). Для фирм Sony такая маркировка имеет название OSS, у Canon обозначается IS, для Lumix O.I.S., у Fujifilm это OIS и только Nikon имеет название стабилизации на объективах VR (Vibration Reduktion, что переводится как уменьшение вибрации). Ах, да, совсем забыл про компанию Ricoh (Pentax), там в объективах нет системы внутренней стабилизации, от слова совсем, обделили своих пользователей.
*Стоп в фотографии - это ступень изменения экспозиции, которая состоит из сочетания 3 компонентов: выдержки, диафрагмы и чувствительности ISO. Если вам надо изменить экспозицию на один стоп (одну ступень) - это будет означать удваивание или уменьшение количества света вдвое, попадающего на матрицу вашего фотоаппарата во время съемки.
Как работает оптическая стабилизация в объективе?
У всех объективов, в которых имеется оптическая стабилизация изображения, есть специальный подвижный блок линз. Который разработан и применяется для предотвращения дрожания камеры. Для этого серия гироскопических датчиков внутри объектива выполняет множество вычислений в секунду, определяя когда и как движется объектив. Затем один из элементов объектива, который является моторизированным, перемещается для устранения дрожания. Когда система в объективе активна, можно услышать ее характерное жужжание, так работает оптическая стабилизация.
В чем преимущества матричной системы стабилизации?
Матричная стабилизация на фотокамере, в отличие от стабилизации оптической на объективе, предлагает более сложный уровень компенсации дрожания. Такая стабилизация работает по пяти осям, в отличие от двух осевой на объективе и компенсирует дрожание по вертикали, горизонтали, крен, тангаж и рыскание. Матричная система IBIS позволяет фотоаппарату компенсировать более пяти ступеней по экспозиции и работать с абсолютно разными объективами. Тут встречаются разные маркировки по производителям: Pentax - это система SR, Fujifilm, Olympus, Nikon, Canon - IBIS, у камер Sony это SteadyShot - SS, также есть разновидности Super SteadyShot - аббревиатура SSS и SteadyShot INSIDE - SSI. Если кого-то и пропустил, можете дописать и поправить в комментариях. Такая производительность матричной стабилизации связана с тем, что для компенсации колебаний при съемке используется не элемент в объективе, а подвижная система креплений на самой матрице, которая устанавливается на специальную стабилизирующую ее платформу в фотоаппарате. По итогу можно сказать: назначение обоих видов стабилизации не отличаются, они оба несут лишь одну единственную функцию - минимизировать получения смазанного изображения при съемке с рук, в ночное время и при недостаточном освещении.
Лайфхаки и советы:
- Оптическая и матричная система стабилизации использует заряд аккумулятора вашей фотокамеры. Если у вас заканчивается заряд или вы хотите снимать дольше, то стоит их отключать на время.
- Блок стабилизатора в объективе на прямую влияет на его вес и ценник. Стабилизированный объектив имеет стоимость на порядок выше, нежели его аналог без стабилизатора.
- Стабилизированные объективы, из особенности конструкции, могут быть менее надежными и достаточно хрупкими, так как подвижная часть конструкции стабилизирующего элемента достаточно нежная. Они могут выйти из строя от небольшой тряски или легких ударов.
- Подвижную матрицу сложнее чистить от пыли или загрязнения.
- С увеличением фокусного расстояние объектива, эффективность системы матричной стабилизации снижается.
- Для более эффективной стрит съемки можно включать обе стабилизации в паре (только при поддержки этой функции вашей фотокамерой и плюс увеличенный расход батареи).
- Камера с дополнительным обвесом стабилизируется лучше, чем легкая компактная камера у вас в руках. Тут вес играет в положительную сторону.
Идеальная формула?
В нашим мире нет идеальных вещей, а тем более формулы написанные в эпоху пленочных фотоаппаратов, труднее всего можно отнести к идеальной истине. Но она все еще имеет место быть в жизни каждого уличного фотографа. Пару раз сам использовал ее на своей камере от Canon. Это было конечно уже давно, но в то время она хорошо мне помогла при съемке на улице. В чем заключается её суть?
ФОРМУЛА ГЛАСИТ: САМАЯ КОРОТКАЯ ВЫДЕРЖКА = 1 / ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА
Тут можно пойти практическим путем и на экспериментальном уровне посчитать для себя, при каком значении выдержки начинаются у вас не чёткие фотографии. Так можно точно понять, какие значения при съёмке с рук вы сможете сделать без помощи штатива. А уже от этого, делать свои творческие замыслы продуктивнее.
Ночное отражение и повествование
Сегодняшняя серия снимков отражает ночные окраины Москвы. Иллюминации от закрывшихся магазинов, ночные виды спальных районов многоэтажек, изредка проезжающие по сумеречным закоулкам автомобили, ярко-оранжевые и неоновые огоньки дворового освещения с пустыми стеклянными автобусными остановками вокруг. Снимать на длинных выдержках, с максимально низкими значениями ISO, на сколько это возможно, всегда веселый опыт для меня. Это позволяет принимать и чувствовать свою фотокамеру намного ближе, каждый раз улучшая и оттачивая свое мастерство и навыки в стрит съемке по городу. Сегодняшнее повествование, как и в моих двух предыдущих статьях, сделаны с помощью цветного профиля изображения Fijifilm. Я все ещё нахожу цветные фотографии забавными для себя, поэтому продолжаю искать свой истинный путь в токсично-яркой среде цвета. Благодарю всех моих читателей, которые добрались до этого момента в прочтении. Надеюсь статья была для вас интересной и мега полезной, включая мои еженедельные, качественные психо-бредовые суждения во время прочтения рассказа. Респект всем новым читателям и подписчикам , всегда рад вас видеть на своем еженедельном блог-канале. По старой, верной устоявшиеся традиции, встретимся с вами через неделю, хотя может это будет и раньше. Покедово сцуки!
Москва, июнь, 2024