Найти тему
Rottweiler

Лиенц. 1945 год

Очередная годовщина трагических событий в Лиенце. В эти дни нельзя мысленно не возвращаться к тому, что происходило в долине реки Драва в конце весны 1945-го года, когда наших соотечественников подло, по-предательски, англичане выдавали СССР. И руководство Казачьего Стана походного Атамана Тимофея Доманова, и генерал фон Паннвиц получили гарантии того, что казаки являются британскими военнопленными, а потом гарантии эти были грубо нарушены, причём и выдавали советам, и убивали на месте не только бывших военнослужащих. Такой же судьбы не избежали беженцы, обычные мирные люди, которые просто отходили вместе с Казачьим Станом с Дона, Кубани и Терека.

Причём часто отходили под огнём противника, теряя друзей и членов семей.

Казак на службе в Вермахте
Казак на службе в Вермахте

И тогда, в 1945-м, понимая, что война проиграна, каждый надеялся спастись - это естественно.

Разница лишь в том, какую цену за шанс на спасение готовы заплатить люди.

Все ведь помнят, как 7 мая Буняченко, командовавшей 1-ой дивизией РОА, решил присоединиться к повстанцам и вступил в бои с германскими подразделениями, несмотря на призыв военного коменданта Праги оставаться верными Присяге.

Что показательно. Это был не единственный случай. Подобное хотел провернуть и в Казачьем Стане Алексей Матвеевич Бочаров, бывший майор РККА, служивший в РОА и направленный генералом Власовым к Атаману Доманову.

Вообще, на сторону Германии Бочаров перешёл в 1942-м году, когда попал в феврале в плен под Вязьмой. И почти сразу начал службу в РННА (Русская Национальная Народная Армия), где уже с сентября возглавлял отдел разведки и контр-разведки. Воевал во Франции после высадки союзников. Затем, к концу 1944-го вступил в вооружённые силы Комитета Освобождения Народов России (КОНР). В расположение Казачьего Стана прибыл весной 1945-го как представитель Власова, который мечтал получить под своё командование и казачьи формирования.

Первоначально Бочаров утверждал, что появился с целью соединиться со своей семьёй, которая якобы находилась неподалёку от Тольмеццо - и после этого начал вести откровенную пропаганду среди казаков, рассказывая о преимуществах службы у Власова и предлагая выйти из подчинения ГУКВ и лично генерала Краснова. Разумеется Бочарова вежливо попросили покинуть расположение казачьих частей, поскольку его пропаганда подрывала дисциплину, и под конвоем из полевых жандармов препроводили вон.

Расположение казачьих подразделений в долине реки Драва
Расположение казачьих подразделений в долине реки Драва

Но спустя три недели, он появился вновь, заявив, что теперь имеет официальные документы на право нахождения в окрестностях Тольмеццо, заверенные германским руководством.

Кстати говоря, он фигурирует и в мемуарах Ивана Полякова под именем "полковник Б."

В эти дни меня посетил Полк. Б. и представился мне, как Представитель Р.O.A. при стане Ген. Доманова. Мне было приятно познакомиться с ним. Я вспомнил, что однажды я его встретил у Ген. Власова...
В продолжительной беседе он нарисовал мне печальную одиссею своей жизни в Италии. Прибыл он в стан Доманова около двух месяцев тому назад. Ген. Доманов, не только сухо его принял, но и всячески преследовал, вплоть до ареста. Только наличие здесь его семьи, живущей в одной из станиц и нежелание с ней расстаться, заставляли его мириться с положением затравленного зверя и мечтать при первом случае перебраться назад к Ген. Власову. Разбирая вопрос казачества и Р.O.A., а также взаимоотношения генералов Краснова и Власова, я заметил, что Полк. Б. во всем этом довольно хорошо ориентирован.
О моей с ним встрече и разговоре я передал Ген. Краснову но он очень резко отозвался о Полк. Б., назвав его самозванцем. Доказать Петру Николаевичу противное я не мог, так как видел полковника второй раз в моей жизни, а потому решил больше вообще вопроса о нем не поднимать...

Так вот. В мае 1945-го полковник Бочаров пытался спровоцировать нападения на германские подразделения и разграбления германских складов по пути следования частей Казачьего Стана. Впервые я нашёл упоминание об этом в книге Александра Ленивова "Под казачьим знаменем". На тот момент Бочаров после некоторого отсутствия вновь вернулся с письмом от генерала Власова, адресованным Атаману Доманову. И 7 мая - ровно в тот же день, когда состоялось выступление Буняченко в Праге - пожаловал к генералу Краснову. Сам Пётр Николаевич весьма сдержано рассказывает о данном визите - впрочем, он никогда не проявляет эмоций, описывая события в своём дневнике.

7/24 мая, понедельник. Гор.Маутен.

...В 5 часов ко мне зашёл Доманов. Ворвался Бочаров - я наговорил ему по поводу грабежей много неприятного и выгнал вон. ЛФ очень этим напугана.

Да, у Петра Николаевича упоминания о Бочарове в этой записи занимают всего несколько строк. Но я приведу то, что написано у Ленивова со слов очевидцев - ведь сам Александр Константинович служил в Казачьем Стане и был 29 мая 1945-го года выдан в Юденбурге советским властям. Так что написанному им - тем более, что это подтверждено самим генералом Красновым - верить можно.

Приняв полк.А.М.Бочарова в своем номере гостиницы, при открытых дверях, ген. П.Н.Краснов, не отвечая на его приветствие и не подавая ему руки и не предлагая ему сесть, выпрямившись во весь рост и стуча палкой о пол, кричал во весь голос на Бочарова: "Позор! Стыдитесь, Вы, именующий себя офицером, делать подобные подлые предложения казакам. Да, Германия побеждена. ..но лежачего не бьют! Тем более не полагается делать этого Вам - называющимся "Российской Освободительной армией", созданной немцами!..Вон сию минуту с моих глаз ! ! !"
Означенным "пассажем" закончился "визит" Власовского эмиссара полк. А.М.Бочарова к ген.П.Н.Краснову 7 мая 1945 года. После этого, полк.А.М.Бочаров умчался в ближайший английский Штаб.

А.К.Ленивов. Под Казачьим знаменем.

Так что попытки спровоцировать среди подчинённых Генерала от Кавалерии Краснова и Атамана Доманова выступления против оставшихся германских частей - подобные выступлению Буняченко - провалились.

29 мая 1945-го года казачьих генералов и всех офицеров Казачьего Стана, вызвав накануне якобы на конференцию с представителями британской армии, выдали на гибель в СССР. Впрочем, не все доехали до советской границы - немало офицеров погибло в лагере в Шпитале и Юденбурге.

1 июня многие из оставшихся в Лиенце безоружных казаков и их семьи были убиты англичанами, остальные переданы Сталину.

Та же судьба ожидала и военнослужащих 15 Казачьего Кавалерийского Корпуса генерала фон Паннвица.

И помня о жертвах этой трагедии, важно помнить ещё и о том, что Присяги они не нарушали и принципов не предавали. Погибли - но погибли с честью. Сатане не поклонились, как и призывал 29 мая Пётр Николаевич Краснов.

-3