Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Клиентский случай. Мальчик, 7 лет, психологический запор. Что ребенок удерживает внутри себя?

(Случай описан с разрешения клиента, имена изменены)

Ко мне обратилась женщина с деликатной проблемой - у ее сына Егора, 7 лет, на протяжении 2 лет нарушение процесса дефекации. Были проведены обследования у гастроэнтеролога, невролога - анализы в порядке, ребенку выписали грандоксин, на некоторое время состояние улучшилось. При чем у мальчика бывают моменты, когда он нормально сходит в туалет, радуется, что получилось.

Нарушение в этих важных делах вызывает тревогу и панику матери. Рушится размеренная жизнь, простое физиологическое желание становится полем битвы. И, как итог, вымотаны все. Мама пришла уже не столько с проблемой запора, сколько в отчаянии и негодовании, что с ребенком происходит вообще. Мы начали разбираться и задались вопросом:- Зачем ребенку нужен этот симптом?

Психосоматика запоров у детей имеет под собой вполне конкретные эмоциональные причины. Учитывая возраст ребенка, беседы не дадут абсолютно никакого эффекта, поэтому проблему нужно решать через тело.

В самом начале я встретилась с мамой и задала ей ряд вопросов о симптоме. Важно прояснить следующие моменты:

- как проявилась проблема, при каких обстоятельствах?

- как справлялись и были ли улучшения?

- для кого запор в большей степени проблема, для мамы или для ребенка?

- страдает ли кто-либо в семье схожим симптомом?

- как ребенок выстраивает отношения с родными и сверстниками?

- испытывает ли ребенок страх перед чем-либо и как с ним справляется?

В результате беседы выяснилось, что впервые проблема возникла, когда Егору было 5 лет, ребенок стал посещать детский сад. Мама стал акцентировать внимание на проблеме запора, обратилась к врачу, патологии не обнаружили. Если мама не акцентировала внимание, у мальчика все получалось. Но стоило маме начать тревожиться, запор возникал снова. В это же время отца мальчика забрали на СВО, у мамы усилилась тревога. Мама начала обсуждать эту проблему с бабушкой по телефону, мальчик слышал разговор. И все началось по новому. Замкнутый круг. В семье подобным никто не страдал, мальчик очень коммуникабельный. Еще прояснился один нюанс - однажды мальчик испачкал руку после туалета, после этого появилась брезгливость. Егор хочет заниматься в спортивной секции (борьба или футбол), но из-за деликатной проблемы с кишечником мама боится его куда-либо отдавать.

Перед тем, как начать терапию с ребенком, я выяснила у мамы любимый мультфильм у Егора, кто является значимым персонажем. Я объяснила, что главный герой станет персонажем терапевтической сказки и нашим "союзником" в решении деликатной проблемы Егора. Также проговорили с мамой, что чем легче ребенок справляется в своей жизни с внешними обстоятельствами, чем проще устанавливает отношения с близкими людьми, тем больше возможностей для эффективной работы с симптомами.

Следующие рекомендации больше касаются мам:

1. Здесь важна стабильность. Ни в коем случае не мечемся, не носимся вокруг ребенка. Дети очень тонко синхронизируются с мамой. Ребенок должен чувствовать в Вас БЕЗОПАСНОСТЬ! Очень сложно наблюдать, когда твоему ребенку плохо, но помощь нужна ему. А помочь можно только тогда, когда родитель будет спокойно выдерживать то, что происходит с ребенком!

2. Эмоциональная поддержка - игры с пластилином и песком хорошо расслабляют нервную систему. Важно сбросить телесное напряжение не в момент дефекации, а в общем. Берем пластилин и лепим разноцветные "какашки". Очень действенное упражнение "Поиграть с грязью" особенно в вопросах брезгливости. Для этого берем пальчиковые краски и прямо руками, пальцами, вместе с ребенком рисуем "какашки" яркими цветами, полосатыми, в крапинку, как угодно. Попутно объясняя ребенку, что если ты испачкался, ничего страшного, всегда можно пойти и помыть руки.

3. Очень важно много двигаться - это напрямую связано с работой кишечника опять же, улучшается перистальтика. Игры в воде - помогают снять напряжение.

Ну, а теперь, само занятие с мальчиком.

После знакомства я предложила Егору поиграть в роботов, точнее создать робота похожего на него самого. Вот такого робота соорудил мальчик:

Моего робота зовут Егор 7.0. Он общительный, любит дружить, у него много мыслей. Робот любит играть в футбол, но не может на него ходить.

Психолог: А почему робот не может ходить на футбол?

Егор: Потому что ему нельзя

Психолог: А кто запрещает роботу ходить на футбол?

Егор: Мама, потому что у робота может заболеть живот

Психолог: А какое чувство живет в животе у робота?

Егор: Страх. Вон он его под курткой прячет...

Психолог: А робот хотел бы снять куртку?

Егор: Хотел бы, но пока не получается.

Психолог: А нарисуй пожалуйста свой страх

Егор нарисовал мальчика на самом верху башни:

-2

Психолог: А что здесь самого страшного?

Егор: Мальчик не может найти выход...

Психолог: Как называется чувство, когда мальчик не может найти выход?

Егор: это страх того, что вдруг заболит живот, а потом ты испачкаешь руки

Психолог: Давай поможем твоему мальчику найти выход из этой башни?

Далее я спросила у Егора, знает ли он как устроена пищеварительная система у его робота? Мальчик описал в общих чертах. После чего мы с ним начали на макете человека исследовать, как путешествует еда по пищеварительному тракту.

-3

Затем я предложила Егору создать свою собственную "коробку помощи". И найти помощников, которые бы смогли поддержать его робота. Так как я заранее знала любимого персонажа мальчика, я предложила, что угадаю персонажа, с третьей попытки я предложила Егору Гринча. Он обрадовался, что угадали его любимого героя. Я распечатала Гринча, Егор его вырезал.

-4

И мы с Егором начали терапевтическую сказку.

"Жил-был Гринч, он обитал в пещере, очень хотел с кем-нибудь подружиться и рассказать другу про свой секрет (Егор играл и за Гринча, и за себя, а я - как ведущая сказки).

Психолог: - Привет, Гринч. Мы гуляли и попали с Егором к тебе. Давай дружить?

Егор (Гринч): - Привет, я тут совсем один живу

Егор (Егор): - Гринч, а давай с тобой поиграем в футбол?

Егор (Гринч): - Я не могу

Психолог: - А что случилось?

Егор (Гринч): - Нуу, у меня живот может заболеть.

Психолог (обращаясь к Егору-Гринчу): - Гринч, ты, наверное, запретил себе бояться

Психолог (обращаясь к Егору-Егору): - Егор, давай поможем Гринчу? Повторяй за Егором "Я разрешаю тебе бояться"

Егор (Гринч): - Ну ладно, можешь бояться.

Психолог (обращаясь к Егору-Егору): - давай покажем Гринчу, как работает пищеварение, как пища попадает в пищевод, затем в желудок, затем в тонкий и толстый кишечник. И у нас остаются полезные вещества (витамины) и отходы (которые организму совсем не нужны).

Для этого я надела чулок на руку (в котором заранее было прорезано отверстие) и наглядно показала, как пища попадает в рот и путешествует дальше.

-5

Затем я предложила чулок надеть на руку Егору. Он с удовольствием начал демонстрировать Гринчу процесс пищеварения, мы еще несколько раз "разрешали" Гринчу бояться, после чего "съеденные" фрукты выходили с другой стороны чулка. Сначала ручка Егора была зажата, после того как Гринчу разрешали бояться, ручка разжималась и выпускала содержимое в импровизированный унитаз.

Я предложила Егору слепить для Гринча....какашки. Но не простые, а разноцветные. Егорка сначала удивился, а потом весело включился в процесс изготовления цветных какашек.

-6

Психолог: - Егор, как себя чувствует Гринч?

Егор: - У него больше не болит живот.

Психолог: - А как поживает твой робот?

Егор: - Он больше не хочет носить куртку! Можно я поменяю карточку?

Психолог: Да, конечно. Делай, как считаешь нужным.

И робот Егора трансформировался в мальчишку, которому больше незачем удерживать свой страх внутри:

-7

Затем он бережно уложил Гринча в "коробку помощи", сложил туда же рисунок своего страха, сказав при этом, что его мальчик нашел выход из башни. А дома он нарисует этого мальчика, который уже не боится.

После занятия состоялся разговор с мамой, было дано на дом задание купить пальчиковые краски и вместе с ребенком рисовать пальчиками объект брезгливости - "какашки" - яркими цветами, полосатыми, в горошек... И принести рисунок на следующее занятие.

Конечно, это было только начало работы...Предстоит еще не одно занятие. Но я хочу сказать, что как только ребенок получает возможность выговориться, не "замыкая" чувства в себе, симптом быстро пропадает, потому что в нем больше нет необходимости. А необходимость в симптоме пропадает только тогда, когда он перестает быть "выгодным". И тогда ребенок находит другие способы справиться с переживаниями, непростыми чувствами и страхами.

Автор: Иванченко Людмила Анатольевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru