(Случай описан с разрешения клиента, имена изменены)
Ко мне обратилась женщина с деликатной проблемой - у ее сына Егора, 7 лет, на протяжении 2 лет нарушение процесса дефекации. Были проведены обследования у гастроэнтеролога, невролога - анализы в порядке, ребенку выписали грандоксин, на некоторое время состояние улучшилось. При чем у мальчика бывают моменты, когда он нормально сходит в туалет, радуется, что получилось.
Нарушение в этих важных делах вызывает тревогу и панику матери. Рушится размеренная жизнь, простое физиологическое желание становится полем битвы. И, как итог, вымотаны все. Мама пришла уже не столько с проблемой запора, сколько в отчаянии и негодовании, что с ребенком происходит вообще. Мы начали разбираться и задались вопросом:- Зачем ребенку нужен этот симптом?
Психосоматика запоров у детей имеет под собой вполне конкретные эмоциональные причины. Учитывая возраст ребенка, беседы не дадут абсолютно никакого эффекта, поэтому проблему нужно решать через тело.
В самом начале я встретилась с мамой и задала ей ряд вопросов о симптоме. Важно прояснить следующие моменты:
- как проявилась проблема, при каких обстоятельствах?
- как справлялись и были ли улучшения?
- для кого запор в большей степени проблема, для мамы или для ребенка?
- страдает ли кто-либо в семье схожим симптомом?
- как ребенок выстраивает отношения с родными и сверстниками?
- испытывает ли ребенок страх перед чем-либо и как с ним справляется?
В результате беседы выяснилось, что впервые проблема возникла, когда Егору было 5 лет, ребенок стал посещать детский сад. Мама стал акцентировать внимание на проблеме запора, обратилась к врачу, патологии не обнаружили. Если мама не акцентировала внимание, у мальчика все получалось. Но стоило маме начать тревожиться, запор возникал снова. В это же время отца мальчика забрали на СВО, у мамы усилилась тревога. Мама начала обсуждать эту проблему с бабушкой по телефону, мальчик слышал разговор. И все началось по новому. Замкнутый круг. В семье подобным никто не страдал, мальчик очень коммуникабельный. Еще прояснился один нюанс - однажды мальчик испачкал руку после туалета, после этого появилась брезгливость. Егор хочет заниматься в спортивной секции (борьба или футбол), но из-за деликатной проблемы с кишечником мама боится его куда-либо отдавать.
Перед тем, как начать терапию с ребенком, я выяснила у мамы любимый мультфильм у Егора, кто является значимым персонажем. Я объяснила, что главный герой станет персонажем терапевтической сказки и нашим "союзником" в решении деликатной проблемы Егора. Также проговорили с мамой, что чем легче ребенок справляется в своей жизни с внешними обстоятельствами, чем проще устанавливает отношения с близкими людьми, тем больше возможностей для эффективной работы с симптомами.
Следующие рекомендации больше касаются мам:
1. Здесь важна стабильность. Ни в коем случае не мечемся, не носимся вокруг ребенка. Дети очень тонко синхронизируются с мамой. Ребенок должен чувствовать в Вас БЕЗОПАСНОСТЬ! Очень сложно наблюдать, когда твоему ребенку плохо, но помощь нужна ему. А помочь можно только тогда, когда родитель будет спокойно выдерживать то, что происходит с ребенком!
2. Эмоциональная поддержка - игры с пластилином и песком хорошо расслабляют нервную систему. Важно сбросить телесное напряжение не в момент дефекации, а в общем. Берем пластилин и лепим разноцветные "какашки". Очень действенное упражнение "Поиграть с грязью" особенно в вопросах брезгливости. Для этого берем пальчиковые краски и прямо руками, пальцами, вместе с ребенком рисуем "какашки" яркими цветами, полосатыми, в крапинку, как угодно. Попутно объясняя ребенку, что если ты испачкался, ничего страшного, всегда можно пойти и помыть руки.
3. Очень важно много двигаться - это напрямую связано с работой кишечника опять же, улучшается перистальтика. Игры в воде - помогают снять напряжение.
Ну, а теперь, само занятие с мальчиком.
После знакомства я предложила Егору поиграть в роботов, точнее создать робота похожего на него самого. Вот такого робота соорудил мальчик:
Моего робота зовут Егор 7.0. Он общительный, любит дружить, у него много мыслей. Робот любит играть в футбол, но не может на него ходить.
Психолог: А почему робот не может ходить на футбол?
Егор: Потому что ему нельзя
Психолог: А кто запрещает роботу ходить на футбол?
Егор: Мама, потому что у робота может заболеть живот
Психолог: А какое чувство живет в животе у робота?
Егор: Страх. Вон он его под курткой прячет...
Психолог: А робот хотел бы снять куртку?
Егор: Хотел бы, но пока не получается.
Психолог: А нарисуй пожалуйста свой страх
Егор нарисовал мальчика на самом верху башни:
Психолог: А что здесь самого страшного?
Егор: Мальчик не может найти выход...
Психолог: Как называется чувство, когда мальчик не может найти выход?
Егор: это страх того, что вдруг заболит живот, а потом ты испачкаешь руки
Психолог: Давай поможем твоему мальчику найти выход из этой башни?
Далее я спросила у Егора, знает ли он как устроена пищеварительная система у его робота? Мальчик описал в общих чертах. После чего мы с ним начали на макете человека исследовать, как путешествует еда по пищеварительному тракту.
Затем я предложила Егору создать свою собственную "коробку помощи". И найти помощников, которые бы смогли поддержать его робота. Так как я заранее знала любимого персонажа мальчика, я предложила, что угадаю персонажа, с третьей попытки я предложила Егору Гринча. Он обрадовался, что угадали его любимого героя. Я распечатала Гринча, Егор его вырезал.
И мы с Егором начали терапевтическую сказку.
"Жил-был Гринч, он обитал в пещере, очень хотел с кем-нибудь подружиться и рассказать другу про свой секрет (Егор играл и за Гринча, и за себя, а я - как ведущая сказки).
Психолог: - Привет, Гринч. Мы гуляли и попали с Егором к тебе. Давай дружить?
Егор (Гринч): - Привет, я тут совсем один живу
Егор (Егор): - Гринч, а давай с тобой поиграем в футбол?
Егор (Гринч): - Я не могу
Психолог: - А что случилось?
Егор (Гринч): - Нуу, у меня живот может заболеть.
Психолог (обращаясь к Егору-Гринчу): - Гринч, ты, наверное, запретил себе бояться
Психолог (обращаясь к Егору-Егору): - Егор, давай поможем Гринчу? Повторяй за Егором "Я разрешаю тебе бояться"
Егор (Гринч): - Ну ладно, можешь бояться.
Психолог (обращаясь к Егору-Егору): - давай покажем Гринчу, как работает пищеварение, как пища попадает в пищевод, затем в желудок, затем в тонкий и толстый кишечник. И у нас остаются полезные вещества (витамины) и отходы (которые организму совсем не нужны).
Для этого я надела чулок на руку (в котором заранее было прорезано отверстие) и наглядно показала, как пища попадает в рот и путешествует дальше.
Затем я предложила чулок надеть на руку Егору. Он с удовольствием начал демонстрировать Гринчу процесс пищеварения, мы еще несколько раз "разрешали" Гринчу бояться, после чего "съеденные" фрукты выходили с другой стороны чулка. Сначала ручка Егора была зажата, после того как Гринчу разрешали бояться, ручка разжималась и выпускала содержимое в импровизированный унитаз.
Я предложила Егору слепить для Гринча....какашки. Но не простые, а разноцветные. Егорка сначала удивился, а потом весело включился в процесс изготовления цветных какашек.
Психолог: - Егор, как себя чувствует Гринч?
Егор: - У него больше не болит живот.
Психолог: - А как поживает твой робот?
Егор: - Он больше не хочет носить куртку! Можно я поменяю карточку?
Психолог: Да, конечно. Делай, как считаешь нужным.
И робот Егора трансформировался в мальчишку, которому больше незачем удерживать свой страх внутри:
Затем он бережно уложил Гринча в "коробку помощи", сложил туда же рисунок своего страха, сказав при этом, что его мальчик нашел выход из башни. А дома он нарисует этого мальчика, который уже не боится.
После занятия состоялся разговор с мамой, было дано на дом задание купить пальчиковые краски и вместе с ребенком рисовать пальчиками объект брезгливости - "какашки" - яркими цветами, полосатыми, в горошек... И принести рисунок на следующее занятие.
Конечно, это было только начало работы...Предстоит еще не одно занятие. Но я хочу сказать, что как только ребенок получает возможность выговориться, не "замыкая" чувства в себе, симптом быстро пропадает, потому что в нем больше нет необходимости. А необходимость в симптоме пропадает только тогда, когда он перестает быть "выгодным". И тогда ребенок находит другие способы справиться с переживаниями, непростыми чувствами и страхами.
Автор: Иванченко Людмила Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru