Происходит что-то странное. Например, герои превращаются в инопланетных существ. Или жителям планеты запретили смотреть вверх, или человек наутро проснулся тараканом. Но никто не чувствует иррациональности происходящего. Наоборот, история развивается так, будто она логична и последовательна, хотя всё в ней неправильно.
Сегодня писателей, работающих в таком стиле, называют «новыми странными», а их основные жанры — вирд-фикшн (weird fiction, странная проза) и слипстрим (slipstream, ускользающий поток).
Weird в переводе с английского значит «странный». Weird fiction описывают как литературу странного, диковинного, необычного и сверхъестественного.
Оформился он в американском журнале художественной литературы Weird Tales («Странные истории»), выходившем с марта 1923 года по сентябрь 1954 года (с тех пор выпуск возобновлялся еще несколько раз). Weird Tales стремился дать площадку авторам, писавшим настолько причудливые истории, что никто их больше не публиковал. Журнал быстро стал культовым. В нем печатались Г.Ф. Лавкрафт, Роберт Говард, Роберт Блох, Кларк Эштон Смит и многие другие.
Лавкрафт определил жанр как «литературу космического страха», который подрывает наш рационализм и постулирует существование других миров.
Писатель заметил, что больше всего нас пугают не монстры в чулане, а страх, вызванный предположением, будто человечество дрейфует в холодной вселенной, полной невообразимых сил.
Например, в его романе «Цвет из иных миров» наука оказалась сбита с толку загадочным метеоритом. В «Модели для Пикмана» было доказано, что сверхъестественные мифические существа бродят по кладбищам и туннелям метро современного Бостона. В рассказе «Зов Ктулху» чудовищные внеземные существа бросают вызов времени и межзвездному пространству.
Четкого определения у вирд-фикшена до сих пор нет, но произведение интуитивно аттестуется как «странная проза», если вызывает чувство тревоги и недосказанности. Писатель Илья Пивоваров трактовал жанр так: «Вирд — это любая „странная проза“, в которой есть загадка, но нет ключей, которые бы помогли ее расшифровать, либо есть, но они слишком неявные, чтобы интерпретировать их однозначно».
В рассказе Клайва Баркера «Холмы, города» описывается, как жители конкурирующих деревень связываются вместе, образуя гигантские человеческие фигуры высотой с небоскребы. Потом эти фигуры ведут войну друг с другом.
Роман современной финской писательницы Лины Крон «Тайнарон» в письмах безымянного корреспондента повествует о городе, освещенном сиянием его жителей — разумных насекомых.
Чайна Мьевиль стал главным автором «новых странных», а его книга «Вокзал потерянных снов» — первой коммерчески успешной книгой New Weird. В романе старая промышленная свалка в нижней части города, полная выброшенных деталей машин и использованного электронного оборудования, внезапно превращается в искусственный интеллект, самоперестраивающийся в щупальцевую разумную систему.
Slipstream — младший брат (или сестра) weird fiction.
Эти жанры (направления, концепции) во многом похожи. Оба направления выросли из фантастики, оба создают странные и инаковые миры, оба делают акцент на чувствах и чувствительности.
Термин был придуман автором романов в жанре киберпанка Брюсом Стерлингом в статье, впервые напечатанной в пятом выпуске журнала «SF Eye» от июля 1989 года. Как писал Стерлинг: «…это – вид литературы, заставляющей вас чувствовать себя весьма необычно. Образ жизни вынуждает вас чувствовать себя именно так, если вы – достаточно чувствительный человек».
Один из самых ярких и наиболее часто упоминаемых примеров slipstream — роман Анны Каван «Лед». Он вышел в 1967 году, за год до смерти писательницы, но читается так, словно написан вчера.
В нем рассказывается, как мужчина ищет женщину с серебряными волосами, фоном для поисков служит всемирная климатическая катастрофа. Мужчина маниакально одержим, а женщина, когда он ее наконец встречает, оказывается почти безвольна. У героев нет ни имен, ни прописанной внешности, они перемещаются по снежному пространству, повествование закольцовывается, постоянно возвращается к уже случившемуся или резко шагает вперед.
Фантаст Брайан Олдис назвал Анну Каван «сестрой Кафки» — из-за общего для писателей эффекта галлюцинаций и снов.
Участники группы Slipstream / Fabulation / Magic Realism Canon составили канон слипстрима из 115 книг. В первую десятку вошли:
- Хорхе Луис Борхес «Вымышленные истории»
- Итало Кальвино «Невидимые города»
- Джон Краули «Маленький, большой»
- Келли Линк «Магия для чайников»
- Сэмюэль Дилэни «Далгрен»
- Анджела Картер Burning Your Boats: Collected Short Fiction
- Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
- Джон Краули The Ægypt Cycle (1987-2007)
- Feeling Very Strange: The Slipstream Anthology
- Джеймс Баллард The Complete Short Stories of J.G. Ballard
Хотя литература slipstream часто подразумевает, что странность мира при близком рассмотрении все же можно понять, цели объяснить ее у жанра нет.
Источник:
Weird fiction и slipstream https://knife.media/weird-fiction-slipstream/?ysclid=lwrhzbsyjr914345665
Слишком странно или недостаточно странно: что такое slipstream? https://bookriot.com/what-is-slipstream/