Найти в Дзене
Финансовый абзац

Минфин опубликовал проект налоговой реформы

Ведомство Силуанова опубликовало и внесло на рассмотрение в правительство законопроекты, которые вводят в России прогрессивную шкалу налогообложения и резко снижают минимальную планку для "налога на богатых". Если раньше увеличенный НДФЛ в 15% начислялся только при годовом доходе в 15 млн рублей, то теперь порог снижен до 2.4 млн.

Итого получается, что с 1 января будущего года, если все пройдет штатно (согласование в правительстве, прохождение чтений в Госдуме), диверсифицированная налоговая шкала будет выглядеть следующим образом:

  • для граждан с доходом 2.4-5 млн рублей в год - НДФЛ 15%
  • для граждан с доходом 5-20 млн - НДФЛ 18%
  • для граждан с доходом 20-50 млн - НДФЛ 20%
  • для тех, у кого более 50 млн в год - НДФЛ 22%

Для тех, у кого ежемесячный доход меньше 200 тысяч рублей в месяц ничего не меняется - налог на доходы для них остается прежним, 13%. Самозанятых тоже решено было не трогать, зато порог по "упрощенке" для малого и среднего бизнеса значительно повышен - до 450 млн рублей.

Плюс к этому вводится возврат налоговых выплат по НДФЛ для многодетных семей, где среднедушевой доход не выше полутора прожиточных минимумов. Они сильно варьируются от региона к региону, но если брать усредненный федеральный минимум - 15 450 руб., то получается в среднем 23 175 руб. по стране. И если доходы в семье ниже этой, опять же, усредненной цифры, то государство вернет 7% НДФЛ. Деньги, прямо скажем, невеликие, но хоть какая-то имитация социального государства.

Основной же посыл реформы прост - богатые должны платить больше. Идея, мягко говоря, не новая и многие десятилетия практикуется в большинстве стран Запада. В России же прогрессивный налог отменили еще в 2001 году, поскольку начала падать собираемость - мало ввести налог, надо его еще у гражданина выцарапать, что не так просто, как может показаться. Это с офисного клерка с зарплатой 35 тысяч рублей легко взыскивать какие угодно отчисления, а вот товарищи с доходами в десятки миллионов обычно умеют находить лазейки.

Поэтому главный вопрос налоговой реформы не в ставках и процентах, а в том, удастся ли фискалам-технократам, птенцам мишустинского гнезда из ФНС, реально взыскивать заявленные в законе суммы.