Всего за два с небольшим года произошла настоящая революция в применении воздушных беспилотников. Причём мы видим пока только её первую фазу.
Когда-то, ещё будучи студентом, я уже интересовался военными темами. Я представлял рои боевых беспилотников, которые обстреливают и бомбят противника. Это казалось вполне реальным. Но соседи посмеялись над этим. Реальность эта наступила лишь сорок лет спустя.
Ещё в середине двухтысячных годов я фиксировал отношение наших высоких военных начальников к БПЛА как к почти ненужным дорогим игрушкам. Помню, меня тогда поразила их слепота в военном деле. Ведь новая разработка не может быть дешёвой! Их рассуждения такие:
"Ведь у нас самый передовой РЭБ и отличное ПВО, какой смысл вкладывать средства в беспилотники, которые легко сбить или нарушить связь, тем более, что есть достаточно много самолётов и ракет".
Помню, как шарахались они от маленьких квадракоптеров, когда узнавали их цену. Ну не может такая маленькая "игрушка" так дорого стоить. В конце концов, под влиянием общественного мнения заказывали большие БПЛА, но разработки шли очень медленно, отставание нарастало.
Также как это происходило в микроэлектронике, роботостроении, станкостроении - низкий уровень элиты приводил к ускоряющемуся отставанию.
Война в Сирии показала, что БПЛА нужны, особенно для разведки и корректировки огня. Да и большие БПЛА типа Форпоста неплохо себя показывали, обстреливая боевиков ракетами. Удивили маленькие простые дроны, которые боевики запускали по нашей базе. Сбить их было нелегко, тратились дорогие ракеты в немалом числе, были и потери техники на земле. Но это, видимо, не произвело впечатления на военных. Тем не менее, разработки наших больших БПЛА ускорили. Даже небольшие дроны-камикадзе разрабатывали, хотя были сомнения в их нужности, ведь не дешёвые штуки, а будет ли толк?
И вот началось СВО. Ввели мало войск, да ещё раскидали их по ряду направлений (и даже к Киеву), ведь были уверены в превосходстве. Помню как в Харьков въезжали небольшие отряды спецназа - считали, что украинцы не станут серьёзно обороняться, ведь помнили как это было в Крыму. Только забыли, вероятно, что мы имеем дело с нацистами, а они люди злые и упорные.
Пока играл фактор первого удара, инициатива была в наших руках, но выяснилось, что растянутые коммуникации приводят к постоянным потерям, а также у противника больше пехоты и БПЛА. И хотя всё лето наши "эксперты" утверждали, что у врагов уже не остаётся войск и техники, и скоро наша победа, правда была в том, что именно у нас остро не хватает бойцов, а применение больших масс боевой техники приводило к её большим потерям на всех этапах. Всё это вылилось в срочные перегруппировки и отступления, а затем и вынужденное объявление мобилизации.
Как ни странно, но "выстрелили" именно маленькие дроны, а большие - слишком заметные, поэтому не проявили себя из-за развитой ПВО с обеих сторон. Маленькие вездесущие квадракоптеры сбросами выматывали обе стороны на передовой, а также корректировали огонь. Небольшие крылатые БПЛА-разведчики находили цели далеко за линией фронта и корректировали огонь артиллерии.
Вскоре появились FPV-дроны, они работали как камикадзе и становились всё более серьёзной силой. Наши военачальники продолжали свято верить, что РЭБ и ПВО защитит нас, поэтому долго не было госзаказа на малые БПЛА, и только народные сборы помогали развивать эти направления. Постепенно становилось всё более очевидно, что РЭБ и ПВО не смогут защитить от небольших дронов по сумме причин. Это и дороговизна ракет ПВО, и трудность обнаружения малых дронов, летящих невысоко. Системы РЭБ не только дороги, они ещё и постоянно отстают в своём развитии от развития малых дронов. Когда начали снабжать войска компактными системами РЭБ, противник просто сменил частоты связи. Также улучшается направленность связи, отсеиваются помехи, создаются мультичастотные системы.
На ближнем горизонте применение искусственного интеллекта. Вначале это будет чип, который только на конечном этапе полёта управляет дроном, и сам наводит на цель. Оператор должен только пометить цель. Цена малого дрона возрастёт, но уже все наиболее дешёвые системы РЭБ можно будет выбросить на свалку. А в более дальнем будущем чип ИИ будет получать задание ещё на земле, после чего выполнит его сам полностью. При массовом использовании дронов даже с простым искусственным интеллектом, позволяющим обходиться без постоянной связи - системы РЭБ вдруг станут неэффективны.
В чём преимущества FPV-дронов? Они недороги, так как управление полностью ведётся оператором, нет систем навигации и стабилизации. В сравнении с ракетой ПТРК такой дрон имеет меньший боезаряд, но зато он гораздо более маневренный, может залететь в люк танка или в окно здания. Дальность при использовании транслятора может превышать 15 - 20 км. Можно проводить разведку и возвращаться к оператору. А если в дальнейшем будет использоваться искусственный интеллект, то эффективность дронов ещё вырастет.
Итак, стремительное развитие малых дронов создаёт всё возрастающие трудности для войск на передовой и вблизи неё. Вот Ланцет уже летает на 70 км, примерно такой по глубине и будет зона, контролируемая малыми дронами. Дальше будут летать только крылатые дроны весом не менее 7-8 кг. В этой зоне воздействие с воздуха будет оказываться как на технику, так и на людей, поэтому та из сторон, которая обеспечит не только больше дронов, но и лучшую организацию их применения, та и будет получать от этого выгоды - значительный рост потерь у противника.
Сейчас существует примерный численный паритет, хотя есть данные, что противник кое где лучше использует дроны, и это сильно напрягает наших бойцов. Очевидно, что это тормозит наше наступление. Украинцы планируют использовать 1 млн. дронов в этом году и действительно многое делают для этого. Упор на самые инновационные достижения: мультичастотность, узкая направленность связи, отсечка помех, усиление сигнала, трансляторы, управление через космос. А также улучшение организации использования дронов, карусель, стаи дронов.
Уже сейчас они с успехом используют ретрансляторы, также сажают малые дроны на землю в серой зоне и ждут, когда появятся цели, это даёт выигрыш во времени для успешной атаки. Быстро вычисляют расположение наших операторов и наносят удары. Очевидно, что украинцам помогают в разработке и производстве дронов, в улучшении связи и помехоустойчивости, не говоря уже о предоставлении информации. Дроны уже сейчас ежедневно выводят из строя много нашей техники, калечат солдат, поэтому можно утверждать, что предстоящий рост производства и использования дронов противником представляет очень серьёзную опасность.
Также опасения вызывают атаки крылатых дронов вглубь Российской территории, которые показывают, что мы не можем обеспечить безопасность наших даже самых важных объектов (авиация на аэродромах, стратегические радиолокаторы и т.д.), что уж говорить о тысячах остальных объектов (например, торговые центры, склады, нефте- и газо-перерабатывающие заводы и хранилища). Если раньше летали единичные дроны, сейчас уже сотни, а дальше?!
Итак, налицо серьёзнейшая опасность, осознают ли это власти!?
Что же делать? Сможем ли мы защититься от нашествия воздушных дронов?
Сможет ли Россия конкурировать в разработке и производстве дронов со всем западным миром?
Ответ на эти вопросы можно будет найти в следующей статье:
- Борьба с дальними воздушными дронами, защита России
Рекомендуемые статьи: