Требования к танкам в современном интенсивном военном конфликте.
Артиллерия, противотанковые и минные средства, и особенно дроны сделали передний край крайне токсичным для бронетехники. Разведка радиосредствами, дронами и спутниками легко обнаруживает крупную бронетехнику ещё за 4-8 км от передовой, после чего её обстреливают, либо посылают наперехват ударные дроны, от которых машинам нелегко ускользнуть.
Даже современные танки оказались в тяжёлом положении, так как только лобовая часть у них хорошо защищена, а крыша, низ, корма и борта довольно уязвимы. Поэтому пехота на передовой оказалась почти без поддержки, бронетехника в лучшем случае доставляет пехоту к переднему краю и быстро уезжает, танки лишь подъезжают, сделают несколько выстрелов и быстро уходят. И даже при таком эпизодическом применении бронетехника несёт потери. Высокоточные снаряды и дроны настигают бронетехнику и на приличном расстоянии от линии боевого соприкосновения (ЛБС), если её обнаружат. Танки горят и взрываются, башни отлетают - сказывается недостаточная живучесть. В частности, тонкостенные гильзы снарядов легко пробиваются даже небольшими проникшими струйками плазмы от кумулятивных боеприпасов или осколками, а после возгорания снарядов всё взлетает на воздух. Капсюли представляют собой дополнительную детонационную опасность. Российские танки имеют автомат заряжания, расположенный фактически в центре машины, где вероятность поражения максимальна, поэтому нужна многослойная защита автомата заряжания.
Также опасность пожара кроется в наличии горючих и взрывоопасных предметов и материалов (ветошь, одежда, гранаты, патроны, пролившиеся масло и т.д.). Важно избавиться от горючих предметов внутри танка (их можно хранить в ящиках снаружи). Необходимо защитить все пожароопасные места в двигателе. И особую важность приобретает совершенствование системы пожаротушения. Она должна быть умной и сразу тушить возгорание в том месте, где оно возникло. Экипаж должен иметь защитные средства, в том числе кислородные маски и бороться с возгораниями. Ведь вначале возгорания незначительны и легко могут быть ликвидированы.
Совершенствование наружной защиты ещё не исчерпало всех возможностей. Есть смысл ставить системы КАЗ, только если они могут отражать атаки и в верхней проекции, в том числе атаки БПЛА. Может быть исключить дорогостоящую защиту от быстрых кинетических снарядов, которые крайне редки, зато максимально защититься от медленно летящих кумулятивных боеприпасов и от БПЛА. Нужно максимально использовать коробки динамической защиты, а там где не получается - наваривать дополнительные слои брони.
Пулемёт Корд на дистанционной турели желательно поднимать выше маскировочной сети , тогда он может свободно вести огонь в любом направлении, при этом, чем выше пулемёт, тем больше обзор, и огонь становится более эффективным, особенно по наземным и слегка заглубленным целям. Для тяжёлого пулемёта вполне возможно разработать и использовать картечные утяжелённые патроны. В каждой такой пуле весом 80 г содержится до 90 готовых дробин, которые разбрасываются, создавая облако, поражающее дрон на близкой дистанции (от 30 до 120м). Шрапнельные пули могут раскрываться дальше. Мелкая картечь может быть применена и против близкой вражеской пехоты. Для применения разных патронов в пулемёте можно использовать магазинное питание (магазины меняются легко и быстро). Роль тяжёлого пулемёта на танке возрастает ещё и по причине появления малых наземных беспилотников, которые он может поражать.
Также можно использовать мортирки с картечью, которые устанавливаются на корме и управляются компьютером. По сути такие мортирки могут являться дополнительной частью КАЗ, и их может быть несколько. Можно вместо картечи использовать метаемые мортирками сетки, которые окутывают навстречу летящие дроны. Этот способ безопасен для окружающих и выглядит крайне перспективным.
Не исчерпаны еще возможности совершенствования защитных и маскирующих навесов на танках. Это касается и прочности карниза и сеток, и качества маскировки и уменьшения тепловой заметности. Использование сейчас куцых мангалов над башнями, которые не спасают от наклонных и боковых ударов - явно недостаточно. Но и сплошное покрытие с креплением к корпусу, которое резко уменьшает обзор, исключает поворот башни - явный перебор, хотя пока, в частных случаях, оправданный.
На танках необходимо использовать купольные многочастотные РЭБ-устройства защиты, которые включаются только при опасном приближении вражеских дронов. При этом нужно применять наиболее продвинутые системы перехвата БПЛА, которые анализируют приближение дронов и частоты управления ими, после чего включается РЭБ именно на этих частотах, и по дронам ведётся огонь.
Новое оптико-электронное устройство должно позволять не только обнаруживать дрон (днём и ночью), но и вести его обстрел из тяжёлого пулемёта, в том числе картечными или шрапнельными утяжелёнными пулями.
Если выдвинулись к передовой 2-3 танка, то в те несколько минут, пока они находятся там, атаковать их могут, ну не более 10-20 дронов. Пулемёты, мортирки, РЭБ, сетки, динамическая броня - всё это в совокупности может выбить все эти дроны, так что они не достигнут успеха. И пока дроны атакуют, наши службы уже могут вычислить расположение операторов, или хотя бы ретрансляторов, и их уничтожить. Это, конечно, всё в теории, но и на практике, чем больше будет теряться дронов на всех этапах, тем меньше они нанесут вреда и тем меньше они покалечат наших бойцов.
Таким образом, значительное усиление защищённости и живучести основного танка возможно, а это значит, что при активной модернизации можно сохранить и даже увеличить количество танков на фронте без большого роста их производства. Да и на работе экипажей повышение живучести скажется благотворно.