Найти тему

Этика христианства: современность (часть первая).

"Вот уже две тысячи лет этот назаретянин владеет нашими сердцами"

Герберт Уэллс.

Сальвадор Дали, "Христос святого Иоанна", 1950-1952 г..
Сальвадор Дали, "Христос святого Иоанна", 1950-1952 г..

Фигура Христа - центральная в европейской и мировой истории. Как ни крути, а вокруг неё уже две тысячи лет идут толки и камни по воде (а то и под водой). Если вся западная мысль - это комментарии и заметки к Платону, то вся западная культура - осуществленное христианство.

История Церкви, история веры и обрядов, история Библии и сакральных языков - все это связано с Христом. На этом всем держались тысячелетние государства и народы. Об этом спорили философы, богословы, писатели, ученые, политики. Правда последнее время принято отвергать христианство и Христа из жизни цивилизации, из политики, быта, культуры. Одним неугодили его нравственные принципы любви к ближнему, подавай конкуренцию и социал-дарвинизм! Другим, сложности и архаичность христианских обрядов приелась, третьим христианство кажется слишком примитивным, не особо интеллектуальным, в отличии от Платона и философии, науки.

Этот кризис в свое ловко время заметил и подхватил Фридрих Ницше, сказавший, вдруг, в своём Заратустре и Весёлой науке, что "Бог умер". До конца непонятно, который из Богов имелся ввиду, Христос или Бог-отец. И что вообще имелось в виду, кризис веры, или конец старого мира вообще. Может быть, вера Ницше в научно-технократическую утопию. Но суть осталась сутью: действительно, впервые за долгое время история стала идти в сторону от христианства. Это началось ещё с Великой французской буржуазной революции, а более интенсивно продолжилось в 20 веке, с Мировыми войнами и Русской революцией.

Но для того чтобы понять, как и почему что-то начало разрушаться, нужно сначала понять начало создания и суть того, что же начало рушиться. Понять, что же такое христианство. Подходов к пониманию Христа и христианства было столько, что не сосчитать. От субъективно-исторического (биографического) в духе Ренана, Фаррара, Льюиса Уоллеса, и классического богословского и мистического православного, католического, итд., до этико-философского, юридического, протестантского - у Канта, Кальвина, Лютера, итд.. А были же ещё общефилософские: антропологические (Морган, Тайлор, Фрэзер), социолого-экономические (Энгельса, либертарианство), итд... Художественные и символические наконец, трактовки, Казандзакиса, Сарамаго, Булгакова, Леонида Андреева итд.. У разных художников разных эпох!

Н. Ге, "Что есть истина". 1890 г.
Н. Ге, "Что есть истина". 1890 г.

Так что же такое христианство? Какое оно? Конечно, ответ на этот вопрос сродни, ответу на вопрос, а что такое жизнь, в чем её смысл. Христианство - очень диалектичная идея и практика, чтобы иметь однозначный ответ. В другой раз, может быть, я подробнее поговорю об историческом христианстве. Но вот Ницше и немецкая традиция, вообще протестантизм, наиболее важным в христианстве стали считать этику.

Вернее как, мнения разделились. Англиканская традиция стала считать ключевой идеей христианства юридическую идею вины и возмездия, закона, права, и вытекающую из них концепцию частной собственности, гарантий классового общества. Согласно этой теории, мир несовершенен, человек всегда греховен, но закон охраняет с древности хоть какой-то порядок. Это, в сущности, перетолкование заповедей Моисея в сугубо юридическо-имущественном ключе (Богу - Богово, кесарю - кесарево!). Французская католико-кальвинистская традиция поставила во главу угла идею индивидуального искупления греха, путем рационально-культурного творчества личности: научного, художественного, социально-политического итд.. Это не означает, что человек будет обязательно спасен (это происходит только по Божьей благодати!), но это наполняет его жизнь смыслом и даёт ему искупление вины. Именно так, возможно, будут преодолены несправедливости прошлого мира!

Собственно же немецкая лютеранская идея, также исходила из интуиции искупления разума, достаточно посмотреть на эту точку зрения у Гете, в "Фаусте". Но всё-таки Фауста спасли в итоге Гретхен и коллектив, а не разум и творчество. Для немецкого лютеранского духа, для кантианского подхода, идея автономной этики, пропущенная через призму долга, коллективной ответственности, стала ключевой. Это не совсем чисто правовое и собственническое понимание вины, и не совсем творческо-искупительное! Это именно практико-этическая и коллективная трактовка христианского Спасения, о которой и будет говорить и Ницше (в статье о Ницше я позднее конкретизирую позднее его этику!). Да и Маркс, пожалуй, тоже. Близкую позицию к немецкой трактовке христианства будет занимать и русская традиция. Почему марксизм так легко и ляжет на благодатную русскую почву! Старообрядчество, русское сектанство и особенно русский социализм-коммунизм, который Бердяев и Кантор назовут "боевым монашеским орденом" и "религиозной сектой". Для русской и немецкой традиций спастись непременно "всем миром", общиной, было важной и само собой разумеющейся идеей!

Но это что касается истории этики и современных трактовок главного. В христианстве же старом, историческом и его предтечах были многие похожие на сегодняшние моменты в этике, но всё-таки стоит поговорить о них отдельно. Это поможет нам на контрасте яснее понять и этику позднюю, этику Нового времени и 20 века! Может, уточнить понятия, провести деконструкцию, метафизики и этики так сказать).

Эдвард Мунк, "Голгофа", 1900 г. .
Эдвард Мунк, "Голгофа", 1900 г. .

Я подумаю, сюда же добавить 2 часть этой статьи (древне-историческую) или отдельным постом. Но она почти готова, сегодня доделаю... Сегодня или завтра выложу.

________________________________________________

А вот это вторая часть, продолжение статьи об эволюции христианской этики: