Когда в 1946 году в челябинскую медсанчасть пришёл устраиваться врач Синяков, на него мало кто обратил внимание. Он выглядел самым обыкновенным человеком – в поношенной военной форме, с усталым и печальным взглядом того, кто немало повидал на своём веку и пережил страшную войну.
Но в скором времени уральцы начали говорить, что именно Георгий Синяков – тот хирург, который способен вытащить пациента с того света и едва ли не воскресить мёртвого. Но мало кто догадывался, что пережил Георгий Фёдорович в войну. Как же он оказался в немецком плену? И как сумел спасти тысячи пленных?
Начало войны
Георгий Синяков был уроженцем Воронежской губернии, где появился на свет в 1903 году. Малой родиной будущего врача было село Петровское Ивановской волости. С юности Георгий Фёдорович интересовался медициной, а потому выбор профессии стал вполне предсказуемым.
К началу войны Синяков уже занимал должность заведующего хирургическим отделением в больнице города Шахты Ростовской области. В 1941 году врач был призван на фронт. Ожесточённые бои, огромные людские потери, тысячи раненых – всё это Георгий Синяков увидел уже в первые дни своей службы.
Он трудился по несколько суток без сна, спасая советских солдат. Уже тогда его называли врачом, который способен «воскрешать» людей – Синяков нередко спасал бойцов, получивших тяжелейшие ранения и находящихся на грани жизни и смерти.
Однако немцы стремительно наступали. Советское командование дало приказ отходить, однако увезти раненых, эвакуировав всех за пару дней, не представлялось возможным. И тогда Георгий Фёдорович решил остаться со своим полевым госпиталем.
Он мог бы отступить вместе с основными силами армии, однако не сделал этого, оставшись верным своему врачебному долгу. Синяков должен был находиться рядом с ранеными. Вскоре произошло неизбежное: вместе с ними врач оказался в немецком плену.
Ужасы концлагеря
Вместе с другими пленниками Синяков был отправлен в лагеря – сначала побывал в Борисполе, потом в Дарнице, а вскоре его и других узников направили в Кюстринский концлагерь, куда пришлось проделать огромный путь пешком.
На глазах Синякова многие люди выбивались из сил и падали. Немцы тут же убивали тех, кто оказался не в состоянии долго идти. Но по прибытии на место Георгия Фёдоровича ожидали новые потрясения. За колючей проволокой он увидел несчастных стариков, женщин, совсем маленьких детей, которые нуждались в помощи.
Он, человек, считавший своим долгом спасение людей, в этой ситуации чувствовал себя совершенно беспомощным. Выяснив, что среди узников есть врач, немцы решили устроить Синякову своего рода проверку. Доставив больного военнопленного, гитлеровцы приказали медику произвести резекцию желудка.
Офицеры с насмешкой наблюдали за Синяковым – они считали, что любой их санитар превосходит в мастерстве советских врачей. Однако вскоре усмешки покинули их лица. Хирург сделал всё точно и быстро, а операция оказалась успешной, что произвело немалое впечатление на нацистов.
Синяков и его «трупы»
С той поры Георгий Синяков оказался на «особом счету» у немцев. Он занимался лечением больных узников, причём его появление в лагере для многих стало спасением. Вот только сам врач не собирался выслуживаться перед гитлеровцами – он стремился спасти советских людей, которые оказались в этом страшном месте.
Многим своим пациентам доктор объяснил, как нужно имитировать смерть. Периодически в лагере «умирали» узники, наученные им. Их сбрасывали в большую яму с трупами, откуда можно было выбраться и уйти подальше от лагеря.
В 1945 году, когда Красная Армия уже приближалась к концлагерю, немцы решили разделить пленных на три группы. Первая была погружена в эшелоны для отправки в Германию. Вторая группа двинулась пешком через Одер, покрытый льдом. Третья же (а в ней насчитывалось около трёх тысяч человек – пожилых, раненых, ослабевших и больных) подлежала уничтожению.
Врача немцы не собирались трогать, однако он затеял переговоры с нацистами. Что говорил им Синяков на протяжении нескольких часов, неизвестно, однако гитлеровцы оставили пленных в лагере, не тронув никого из узников. А потом советские солдаты освободили концлагерь.
Георгий Синяков продолжил службу, а после войны перебрался в Челябинск, где работал многие годы, спасая людей уже не в военное, но в мирное время.
«Плен – это беда, несчастье. А разве за несчастье награждают? Моя награда – жизнь, возвращение домой, к семье, к работе и эти письма от людей, которым я помог в час тяжкого горя», - говорил Георгий Синяков.
После войны Георгий Фёдорович встречался со многими узниками лагеря, пленными, которые были обязаны ему жизнью. Среди людей, спасённых самоотверженным врачом, была и прославленная лётчица, Герой Советского Союза Анна Егорова.
Сам же Георгий Синяков не любил вспоминать военное время и ужасы плена. Он просто всегда оставался верен своему долгу и считал, что человеческая жизнь – главное богатство и важнейшая ценность, за которую стоит бороться до последнего.
Читайте также: