Найти тему
Вечерняя Казань

Казанские хирурги привлекут в помощники роботов

Оглавление

Казанская хирургическая школа — одна из ведущих в России. На первом конгрессе в столице Татарстана собрались врачи не только с Приволжского федерального округа — специалисты приехали со всей страны, чтобы поделиться опытом с коллегами.

Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Подходы в медицине меняются, и в числе современных трендов малоинвазивные технологии (в хирургии - вмешательства, которые проводятся без выполнения разрезов - прим.ред.). Татарстан не является исключением — в ближайшее время в республике появятся два технологичных робота. Специалисты будут управлять ими с помощью джойстиков, заявил министр здравоохранения Татарстана Марсель Миннуллин.

В российской хирургии недостаточно лапароскопии

В России процент лапароскопических вмешательств в сфере абдоминальной хирургии недостаточный, считает президент Российского общества хирургов Алексей Шабунин. Всего 39,5 процента, что ничтожно мало по сравнению с США (69,4 процента), Европой (72,8 процента), Японией и Южной Кореей (78,1 процента). При этом госпитальная летальность в России из года в год почти не меняется, колеблясь от 2,76 процента (в 2019 году) до 3,94 процента (в 2021 году). В 2024 году показатель — 3,1 процента. Всего в стране 2335 хирургических стационаров, а лапароскопические операции выполняются в 1272 из них.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Очень важной проблемой является то, что сегодня нет стандартов безопасности лапароскопической хирургии. Нет единых протоколов, допуска к лапароскопическим технологиям, - рассказал эксперт.

В 2023 году разработана программа малотравматичной хирургии. С начала 2024 года при  хирургическом вмешательстве лапароскопическим способом страховая компания обязана выплатить в два-три раза больше сумму, чем при открытом вмешательстве. Это серьезный шаг, отметил Шабунин.

Академик РАН считает, что тарифы - это первый шаг, с помощью которого можно поменять ситуацию.

Открытые операции несут негативные последствия, поэтому в отдельных случаях лучше применять лапароскопию, заметил директор НМИЦ хирургии имени Вишневского Амиран Ревишвили.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Россия пока находится в числе отстающих по ее использованию среди других стран. Например, в топ по холецистэктомии входят Новая Зеландия (в 96 процентах случаев использовали лапароскопию),  США (95 процентов) и Швейцария (88,1 процента). В аппендэктомии лидерами стали также Новая Зеландия и США, а в ушивании язвы — Италия и США. В списке есть также Англия, но она по многим направлениям лишь немного отстает от соперников, тогда как некоторые показатели России меньше, чем у Англии почти в два раза.

Тем не менее эксперт резюмирует, удельный вес малоинвазивных технологий в 2023 году превысил показатели предыдущих лет. Целевая модель лапароскопии 65-70 процентов.

ПФО обгоняет по летальным исходам в хирургии

К сожалению, ПФО пока занимает лидирующие позиции по летальности в экстренной хирургии при таких болезнях, как острая кишечная непроходимость (3 место — 14,6 процента), гастродуоденальные кровотечения (3 место — 14,6 процента) и острый панкреатит (2 место — 21,3 процента). Данные привел Амиран Ревишвили.

Статистика говорит, что в 2023 году было госпитализировано более 2,9 миллиона пациентов, что почти на 165 тысяч больше показателей предыдущего года. Однако количество летальных случаев уменьшилось на 0,1 процента. Операции проводились для 1,724 миллиона больных, из них послеоперационных летальных случаев было всего 3,1 процента (меньше на 0,1 процента по сравнению с 2022 годом). Доля лапароскопических операций составила 41,4 процента, а это на 10,9 процента больше, чем пять лет назад.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Также в 2023 году зафиксировали небольшой приток кадров в хирургии (+136 специалистов). Но это только по сравнению с предыдущим годом, когда было 18 322 хирурга в России. Начиная с эпохи ковида их численность постепенно снижалась (в 2019 году работали 19 547 человек). Прибавление началось лишь в прошлом году. Тем не менее даже в этот период обеспеченность на десять тысяч человек составляла 1,59 специалиста. Самые низкие показатели зафиксированы в 2022 году — 1,57.

В то же время в 2023 году стало больше эндоскопистов (5 150 человек) и анестезиологов-реаниматологов (32 904). По сравнению с 2022 годом возросло число травматологов-ортопедов, онкологов, урологов, нейрохирургов, сердечно-сосудистых хирургов, врачей по рентген-эндоваскулярным диагностике и лечению и других.

За пять лет было закуплено 1040 компьютерных томографов, 216 магниторезонансных томографов,190 ангиографов, 7113 аппаратов УЗИ, 2159 рентген-аппаратов и 35 820 аппаратов для ИВЛ.

Какие инвазивные технологии? У нас клинические рекомендации не полные!

Для хирургии важна стандартизация помощи. До 2023 года в этом направлении было всего девять клинических рекомендаций (КР), то есть это лишь 25 процентов от всех нозологических форм (определенное заболевание, выделяемое на основе установленной причины (этиология), особенностей развития (патогенез), типичных внешних проявлений и характерного поражения органов и тканей). Составленные рекомендации по тем критериям Минздрава превращаются по сути в монографию на 80-100 страниц, которой пользоваться на дежурстве очень сложно, объяснил Алексей Шабунин.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Клинические рекомендации нужны для улучшения качества и лечения пациентов, оценки медорганизаций по выполнению КР и для правоохранителей, которые смогут правильно оценить работу врача, изучив документ.

С 1 января 2025 года рекомендации станут законом. Чаще всего ими на практике пользуются следователи, у которых есть время полистать эту монографию и посмотреть, все ли врач сделал правильно.

За 2023 год российское хирургическое сообщество разработало около 20 клинических рекомендаций, работа продолжается. Со следующего года это будет главный документ, по которому хирурги смогут работать. Сейчас в рекомендации входят 80 процентов нозологических форм.

В рубрикаторе Минздрава размещена 441 клиническая рекомендация. Планируется внедрить еще 131 в 2024 году.

Хирургов в центр, а терапевтов — по районам

Каждый экстренный больной в первые сутки должен попасть туда, где ему может быть оказана исчерпывающая медпомощь. Если вас привезли в больницу за 20 минут, это не значит, что учреждение обладает всем необходимым для оказания помощи, подчеркнул Главный внештатный специалист по скорой медпомощи Минздрава России Сергей Багненко.

Он предложил простую схему, как распределить рабочие силы медиков. К слову, она работает во многих областях страны.

- Берется несколько районов, объединяется вокруг межрайонного центра, это должно быть 150-200 тысяч жителей. И уже здесь формируется все необходимое — компьютерная томография, полноценная реанимация и так далее, - рассказал профессор.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

При этом он заявил, что нужно всю терапевтическую помощь оставить в районах, а это около 70 процентов. Если больному необходимо хирургическое вмешательство — он должен ехать в межрайонный центр. Здесь в хороших условиях с полноценной бригадой, диагностикой и реанимацией его прооперируют.

Например, в Белгородской области есть три межрайонных центра, которые объединили вокруг себя несколько муниципалитетов. Один сформировался вокруг Белгорода, второй — вокруг Старого Оскола, а третий — вокруг Валуйска. Каждый обслуживает свою территорию. Такая схема, по словам эксперта, помогла правильно распределить силы и направить хирургов на помощь пострадавшим во время атак ВСУ.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

В Татарстане же ситуация сложнее. Здесь четыре центра, но территории  распределены неравномерно. За казанским центром закреплено больше всего человек — около 2,4 миллиона. За центром в Набережных Челнах — примерно 800 тысяч человек, за Альметьевском — 480 тысяч, а за Нижнекамском — около 330 тысяч. Это может грозить тем, что если кому-то понадобится хирургическая помощь, а он далеко от Казани, но находится под ее кураторством, то время в пути значительно увеличится. Из плюсов — есть возможность прокатиться на вертолете скорой помощи, это также решает центр. Тем не менее, такие разделения есть пока что не по всей России.

Автор материала: Екатерина Петрова