2,5K подписчиков

Национальная галерея старинного искусства, Рим: 15 картин, которые стоит увидеть

910 прочитали
Национальная галерея старинного искусства (Рим). Палаццо Барберини
Национальная галерея старинного искусства (Рим). Палаццо Барберини

Национальная галерея старинного искусства в Риме (Galleria Nazionale d'Arte Antica) представляет собой одну из важнейших коллекций итальянского и европейского искусства. Галерея расположена в двух исторических зданиях — Палаццо Барберини и Палаццо Корсини.

Палаццо Барберини, строительство которого началось в 1625 году, — великолепный пример барочной архитектуры. Дворец был спроектирован Карло Мадерной, а его строительство завершили Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Это грандиозное здание, изначально принадлежавшее влиятельной семье Барберини, стало одной из главных резиденций римской знати. В 1949 году Палаццо Барберини было приобретено государством для размещения Национальной галереи старинного искусства. Архитектурный стиль Палаццо Корсини, построенного в XVIII веке и расположенного в районе Трастевере, представляет собой поздний барокко. Во время наполеоновской оккупации Рима во дворце поселился Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона.

Коллекция в Палаццо Корсини менее обширна, чем в Палаццо Барберини, но не менее важна. Посещение Национальной галереи старинного искусства позволяет погрузиться в атмосферу прошлого, ощутить величие римской аристократии и насладиться произведениями великих мастеров.

1. "Триумф Овидия"

"Триумф Овидия", ок. 1625 г. (Николя Пуссен). Палаццо Корсини
"Триумф Овидия", ок. 1625 г. (Николя Пуссен). Палаццо Корсини

Картина на этот сюжет была написана Николя Пуссеном с использованием сложных аллегорий и литературных цитат. Справа два путти точат свои стрелы молоком Венеры, а ниже воркуют две голубки; другой амурчик, слева, играет в мяч земным шаром, в то время как на заднем плане мы видим необычное соревнование по стрельбе из лука, в котором три путти тренируются поражать сердце.

Любовь — это крепкая связь, как узелок, который, сидя внизу слева, завязывает еще один путти. Овидий участвует в празднике, размахивая венками из мирта, священного растения Венеры. В его лице угадывается портрет поэта Джованни Баттисты Марино, который в 1623 году пригласил молодого Пуссена переехать в Рим. Картина была приобретена кардиналом Нери Марией Корсини, который и возвёл дворец, названный его именем.

2. "Триумф Божественного Провидения"

"Триумф Божественного Провидения", 1639 г. (Пьетро да Кортона). Роспись плафона Большого зала Палаццо Барберини
"Триумф Божественного Провидения", 1639 г. (Пьетро да Кортона). Роспись плафона Большого зала Палаццо Барберини

Эта фреска итальянского художника Пьетро да Кортона, украшает обширный потолок большого зала Палаццо Барберини. Начатая в 1633 году, она была почти завершена за три года; по возвращении Кортоны из Венеции её тщательно переработали и закончили в 1639 году. С 1620-х годов Палаццо служило роскошной резиденцией для семьи Барберини, возглавляемой Маффео Барберини, который на тот момент был папой Урбаном VIII. Он инициировал масштабную программу обновления города, используя искусство и архитектуру.

На одном краю небес изображено величественное солнечное Божественное Провидение, а на противоположном краю — путто и летающие девы, держащие папские ключи, тиару и пояс от халата над роями гигантских золотых пчёл. Время с косой, кажется, поглощает руку путто. Грациозная носительница двенадцати звёзд, составляющих Корону Бессмертия, распространяет её над пчелиным роем, при этом устремляя взгляд на Божественное Провидение.

Некоторые исследователи считают, что одной из целей фрески было представить избрание папой Барберини как акт божественного вмешательства.

3. "Венера и Адонис"

"Венера и Адонис", 1560 г. (Тициан Вечеллио). Палаццо Барберини
"Венера и Адонис", 1560 г. (Тициан Вечеллио). Палаццо Барберини

Это одна из множества копий, созданных в мастерской Тициана. Самая известная версия была создана для Филиппа II и сейчас находится в Прадо. При написании картины мастер вдохновлялся текстом десятой книги "Метаморфоз" Овидия, чтобы создать непривычную сцену, в которой Адонис ускользает от объятий Венеры. Она умоляет его не оставлять её ради охоты, предчувствуя смерть, нависшую над возлюбленным. Но молодой человек вырывается из объятий богини и устремляется навстречу своей судьбе.

Стрелковый колчан, висящий слева, напоминает, что Венера влюблена только потому, что она случайно ранена стрелой Купидона. Тициан предупреждает, что и люди и боги подчинены случаю.

4. "Портрет Генриха VIII"

"Портрет Генриха VIII", 1540 г. (Ганс Гольбейн Младший). Палаццо Барберини
"Портрет Генриха VIII", 1540 г. (Ганс Гольбейн Младший). Палаццо Барберини

Ганс Гольбейн написал этот портрет, когда английскому королю Генриху VIII было 49 лет, о чём сообщает нам надпись на синем фоне. Картина создана по случаю четвертого брака короля. Фронтальная поза, богатство одежды и украшений, прямой взгляд на зрителя передают яркое впечатление о величии и могуществе Генриха VIII, а также намекают на сильные политические аспекты этого брака, хоть и кратковременного, с принцессой Анной Клевской.

Гольбейн, личный художник английского монарха с 1536 года, здесь продемонстрировал всё своё изобразительное мастерство. Различные текстуры материалов воссозданы безупречно: шёлковый брокат и мех, узоры на одежде, пышность рубашки, меч и драгоценности проработаны в мельчайших деталях.

5. "Нарцисс"

"Нарцисс", 1597-1599 гг. (Микеланджело Меризи да Караваджо). Палаццо Барберини
"Нарцисс", 1597-1599 гг. (Микеланджело Меризи да Караваджо). Палаццо Барберини

Классический миф о Нарциссе часто изображался с древних времён, но версия Караваджо выделяется своей необычной композицией, напоминающей игральную карту: нижняя половина является зеркальным отражением верхней. Эта композиция подходит для истории о молодом охотнике, который влюбился в свой собственный образ, отражённый в воде.

Колено на переднем плане служит визуальной осью картины, в то время как пышные рукава направляют взгляд зрителя к руке, погружённой в воду. Нарцисс тщетно пытается обнять завораживающую форму своего собственного отражения, как это описано в третьей книге "Метаморфоз" Овидия. Его губы приоткрыты, что передаёт кульминацию страсти Нарцисса.

6. "Христос и грешница"

"Христос и грешница", ок. 1549 г. (Якопо (Робусти) Тинторетто). Палаццо Барберини
"Христос и грешница", ок. 1549 г. (Якопо (Робусти) Тинторетто). Палаццо Барберини

На картине изображён известный эпизод из Евангелия от Иоанна, который приближается к своему завершению. Христос только что произнёс знаменитые слова: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень", тем самым заставив священников и солдат, которые привели к нему женщину, уличённую в прелюбодеянии, разойтись в смятении. Перед Христом остаётся только женщина, которая поднимает свои теперь свободные руки, как свободны и узы её греха.

7. "Святой Себастьян, опекаемый ангелами"

"Святой Себастьян, опекаемый ангелами", ок. 1602 г. (Питер Пауль Рубенс). Галерея Корсини
"Святой Себастьян, опекаемый ангелами", ок. 1602 г. (Питер Пауль Рубенс). Галерея Корсини

Святой Себастьян был римским солдатом, который обратился в христианство, что символизирует броня в левой нижней части картины. Император Диоклетиан приказал, чтобы предатель был подвергнут мучительной казни, став "мишенью для стрел": в ходе этого жестокого наказания красивого юношу, привязанного к дереву, пронзили стрелами.

Оставленный умирать, но исцелённый ангелами, Себастьян вернулся к проповедям, прежде чем был снова приговорён к мученичеству: его снова привели к императору, который приказал забить его до смерти, а тело выбросить в Большую Клоаку, городскую канализацию, чтобы оно осталось непогребённым. Рубенс написал эту картину во время своего первого пребывания в Риме.

8. "Форнарина"

"Форнарина", ок. 1520 г. (Рафаэль Санти). Палаццо Барберини
"Форнарина", ок. 1520 г. (Рафаэль Санти). Палаццо Барберини

Считается, что героиней этого портрета была Маргерита Лути, дочь пекаря из Трастевере, известная как Форнарина. Нет никаких данных о заказе на эту работу, поэтому исследователи предполагают, что Рафаэль написал её для себя в последние годы своей жизни.

Была ли она возлюбленной Рафаэля или нет, за этим несовершенным лицом с ярко выраженными чертами скрывается изображение Венеры. Поза её рук, одна из которых лежит на коленях, а другая на груди, повторяет классическую статую "Венера Стыдливая": жест скромности, который, однако, направляет взгляд зрителя на то, что она на самом деле пытается скрыть.

9-10. "Крещение Христа", "Поклонение пастухов"

Два полотна представляют собой уменьшенные эскизы для большого полиптиха, заказанного августинскими монахинями из Коллегии доньи Марии де Арагон в Мадриде в 1596 году. Это монументальное произведение, разобранное в 1813 году, состояло из трёх ярусов, включающих семь картин, посвящённых жизни Христа.

Эль Греко использует такой формат полотен для подчёркивания вертикальности своих фигур и композиции, которая тянется между небом и землёй, между земным светом и сверхъестественным сиянием.

11. "Святая Мария Магдалена"

"Святая Мария Магдалена", ок. 1495 г. (Пьеро ди Козимо). Палаццо Барберини
"Святая Мария Магдалена", ок. 1495 г. (Пьеро ди Козимо). Палаццо Барберини

Святая Мария Магдалена узнаваема своим профилем, ореолом над головой, длинными волосами и сосудом с благовониями. Последний элемент отсылает к посещению Марии и благочестивых женщин гробницы в воскресное утро: придя туда, чтобы помазать маслами тело Иисуса, они обнаружили пустой гроб, первыми став свидетелями Воскресения. Длинные волосы, с которыми обычно изображается Мария Магдалина, происходят из толкования Евангелия, которое отождествляет её с блудницей. Она раскаялась в совершённых грехах, плакала у ног Иисуса и вытирала их своими волосами.

На картине Пьеро ди Козимо есть элементы, выходящие за пределы традиционного изображения святой, а вместо этого отсылающие к современности художника: стиль одежды, открытая книга, поза женщины, а также архитектурное обрамление непосредственно связываются с портретной живописью XV века. Не исключено, что картина была заказана для женщины по имени Магдалина, которая хотела быть изображена как святая, чьё имя она носила.

12. "Кормящая Мадонна"

"Кормящая Мадонна", ок. 1670-1675 гг. (Бартоломе Эстебан Мурильо). Галерея Корсини
"Кормящая Мадонна", ок. 1670-1675 гг. (Бартоломе Эстебан Мурильо). Галерея Корсини

Эта работа является одним из лучших примеров способности Мурильо изображать религиозные сюжеты в стиле "семейного повествования" и с простой композицией. Композиция построена вокруг двух фигур — Девы Марии и Младенца, которые изображены с почти "народными" чертами, что дало произведению в XIX веке прозвище "Цыганская Мадонна" и превратило религиозный образ в "реальный" и земной.

Глядя на картину, зритель тоже становится её участником: Мария и Младенец, застигнутые нашим появлением врасплох, прерываются и обращают на нас свои глубокие и магнетические взгляды, которые так поразили Гюстава Флобера: "Я влюблен в Мадонну Мурильо из Галереи Корсини. Её образ преследует меня, а её глаза продолжают мелькать передо мной, как две танцующие лампы".

13. "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"

"Юдифь, обезглавливающая Олоферна", ок. 1599 г. (Микеланджело Меризи да Караваджо). Палаццо Барберини
"Юдифь, обезглавливающая Олоферна", ок. 1599 г. (Микеланджело Меризи да Караваджо). Палаццо Барберини

Три фигуры на фоне красной драпировки создают совершенно реалистичный театр контрастов: тьма и свет, старость и молодость, жизнь и смерть, сила и слабость. Юдифь — одна из героинь Ветхого Завета, молодая еврейская вдова, которая спасла свой народ от осаждающей ассирийской армии. Она притворилась союзницей врага и собственноручно убила их генерала Олоферна после того, как была принята в его лагере на праздничный банкет.

Этот сюжет никогда ранее не изображался с такой жестокой и зрелищной реалистичностью. Здесь мы видим, как ятаган глубоко погружён в горло Олоферна. Жизнь всё ещё пульсирует в его сжимающихся конечностях, но ненадолго. Рот генерала раскрыт в задушенном крике, и мы видим брызги крови, словно Караваджо хотел заморозить мгновение, которое невозможно остановить взглядом.

Свет падает слева сверху, освещая всю стройную фигуру Юдифи: её лоб нахмурен, как будто она пытается собрать всю свою физическую и духовную силу, чтобы преодолеть отвращение к акту, который она вынуждена совершить. Её служанка Абра, молодая женщина в оригинальной истории, здесь изображена как морщинистая старуха, символизирующая ужас, который зритель испытывает перед таким насилием.

14. "Благовещение с двумя донаторами"

"Благовещение с двумя донаторами", ок. 1440 г. (Филиппо Липпи). Палаццо Барберини
"Благовещение с двумя донаторами", ок. 1440 г. (Филиппо Липпи). Палаццо Барберини

Одной из тем, к которым наиболее часто обращался Фра Филиппо Липпи, наставник Сандро Боттичелли, было Благовещение. В центре композиции картины из дворца Барберини находится Богородица, на заднем плане справа видны две небольшие фигуры женщин, поднимающихся по лестнице. Два портрета донаторов изображают неизвестных людей, стоящих на коленях.

Особенностью данной композиции является то, что донаторы представлены в натуральную величину, соответствующую размеру религиозных фигур, что было относительно новым стилистическим приемом в то время.

15. "Портрет Эразма Роттердамского"

"Портрет Эразма Роттердамского", 1515 г. (Квентин Массейс). Палаццо Барберини
"Портрет Эразма Роттердамского", 1515 г. (Квентин Массейс). Палаццо Барберини

Среди портретов Массейса особенно выделяется изображение Эразма Роттердамского. Философ и мыслитель представлен на картине за работой, погружённый в свои мысли.

Эразм Роттердамский, выдающийся философ, ученый и гуманист эпохи Северного Возрождения, был широко известен в Европе. Его почитатели называли его "князем гуманистов". Среди заслуг Эразма выделяются научное изучение религиозных текстов, трактовка богословия и значительные педагогические наставления.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#галереябарберини #галереякорсини #искусство #картины #музеи #караваджо #рафаэль #мурильо #тициан #рим