Русь начала XV столетия. Страна рвётся на части княжескими междоусобицами. Татарские нашествия вместе с голодом и мором не оставляют народ в покое. В это трагическое время на Руси и появляется великий иконописец Андрей Рублёв. Достоверных данных о его личности крайне мало, и лишь небольшая часть его гениальных творений смогла сохраниться до нашего времени.
В одноименной картине показана жизнь и творческая деятельность иконописца. Она состоит из восьми новелл, каждая из которых описывает отдельный эпизод, произошедший с ним во время его странствий. Всё что Рублёв увидел за эти годы, сильно его впечатлило и заставило задуматься о смысле жизни. Создатели ленты приложили огромные усилия, чтобы познакомить зрителя с духовным миром Андрея Рублёва.
Хитрость сценаристов
Сценарий к картине смогли запустить в производство лишь благодаря смекалке его авторов – Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского. Они схитрили, сделав публикацию сценария в одной газете. Такой шаг развязывал руки руководителям киностудии, ведь речь шла уже о съёмках фильма по опубликованному в советском издании сценарию.
Тарковский получил добро на съёмки ленты, теперь он мог дать волю своим идеям и фантазиям аж на целый миллион рублей. Но даже скудный бюджет не охладил пыл режиссёра, главное, что картину вообще разрешили снимать. Повезло Тарковскому и с коллективом, многие актёры согласились играть роли за скромные гонорары.
Четыре месяца молчания ради роли
Подбор актёрского состава стал настоящим испытанием для режиссёра. Многие хотели получить заветную роль великого иконописца, на неё даже претендовал Владимир Высоцкий. Тарковский же отдал предпочтение малоизвестному провинциальному актёру Анатолию Солоницыну. Артист очень понравился на кинопробах не только самому режиссёру, но и специалистам по древнерусскому искусству. Чтобы реалистично показать осипший голос Андрея Рублёва после обета молчания, Солоницын не разговаривал на протяжении 4 месяцев.
В картине Тарковского была целая россыпь звёздных актёров. В роли Кирилла снялся Иван Лапиков, а Великого князя сыграл Юрий Назаров. Нетипичный персонаж достался Юрию Никулину, который в фильме предстал перед зрителем в образе ключаря Патрикея. Ролану Быкову достался интересный персонаж скоморох. Актёр сам сочинил частушки для своей роли, поскольку в подлинных частушках того периода было много ругательских слов.
Обвинение в жестоком обращении с животными
Картину Тарковского критиковали не только за антипатриотичность, но и за жестокое обращение с животными. В одном эпизоде показаны кадры горящей живой коровы, в другом – падение со ступенек лошади. Данные фрагменты съёмочного процесса были показаны в новостном издании, а на адрес киностудии начали писать письма, в которых требовали прекратить издевательства над животными и убрать шокирующие кадры.
В своём открытом письме Тарковский объяснил, что лошадь взяли ту, которую должны были забить на живодёрне, а на корове подожгли асбестовую попону. Делая намёк, что обращение с животными было довольно-таки гуманным. Чтобы не испытывать судьбу, режиссёр убрал скандальные сцены из версии для проката, но чёрно-белая копия фильма осталась без изменений.
Съёмки под искусственным ливнем
Отдельно стоит отметить высокую самоотдачу на съёмочной площадке Николая Бурляева. Сразу вспоминается сцена, где его герой Бориска ищет глину. Эпизод снимали в октябре, когда осень полностью вступила в свои права. Актёру необходимо было пройти по краю обрыва под ливнем, который создавали пожарными брандспойтами и спуститься вниз на спине.
«Первый дубль оказался очень жёстким, мне было больно и холодно. В итоге таких болезненных и холодных дублей было шесть. После последней попытки мне натопили избу и сделали горячий чай. Моё тело изнывало от многочисленных синяков и ушибов, которых Анатолий Солоницын насчитал почти три десятка. Но что такое какие-то синяки, когда на кону стоит искусство?», – вспоминает непростые съёмки картины Николай Бурляев.
Памятники архитектуры в кадре
Чтобы снять качественный исторический фильм, на съёмочной площадке могут возвести фрагмент города, вернее его имитацию. Часто в кадр попадают настоящие здания, вокруг которых достраиваются декорации. Например, съёмка некоторых эпизодов отливки колокола и финал осуществлялась между Александровским, Покровским и Спасо-Евфимиевым соборами.
Подлинные памятники архитектуры в кадре позволяют не только сэкономить на строительстве огромных декораций, но и придают картине историческую правдивость. Архитектура превращается в своеобразный ключ, который открывает сюжетный замок и впускает зрителя в эпоху, отображённую в фильме. Для исторического кино наличие в кадре подлинных зданий и строений очень важно.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще