«Андрей Рублёв» – исторический философский фильм, снятый режиссёром Андреем Тарковским в 1966 году, изначально назывался «Страсти по Андрею». Культовая картина создавалась несколько лет, работа режиссёра долго не могла выйти на большой экран из-за требований цензуры. Тарковский после каждого отказа вносил рекомендуемые изменения в сценарий.
Советское руководство жёстко раскритиковало работу Тарковского, обвинив её в «антипатриотичности», излишнем натурализме и «антиисторичности». Также в картине Андрея Арсеньевича увидели жестокое обращение с животными. Несмотря на все вышеперечисленные страсти «Андрей Рублёв» смог стать одним из самых значимых творений режиссёра. Его можно увидеть в рейтингах лучших фильмов за всю историю мирового кинематографа.
Как родилась идея снять фильм?
Идея экранизировать жизнь великого русского иконописца родилась в голове Василия Ливанова. Он сам хотел сыграть этого исторического персонажа и поделился своим замыслом с Андреем Кончаловским. Однако Ливанову предложили участвовать в съёмках другого фильма, а Тарковский и Кончаловский отправились на юг, где и приступили к реализации проекта.
Согласно их идеям события картины должны были охватывать XV столетие, когда русское войско противостояло татарским захватчикам. Как вспоминает сам Кончаловский, один лишь материал они изучали 6 месяцев. Режиссёры перелопатили кучу книг, в которых выискивали информацию о быте и ремесле Древней Руси.
О личности иконописца Андрея Рублёва почти не было достоверных данных, именно этот факт и привлекал режиссёров. Перед создателями фильма открывалась неограниченная свобода действий относительно создания образа и характера героя. В 1964 году состоялась публикация сценария картины в журнале «Искусство кино», после чего началась подготовка к её созданию.
Сложности съёмочного процесса
Съёмки картины проходили посреди памятников архитектуры Пскова, Суздали, Владимира, Изборска. Парочку сцен Тарковский снял в Москве в Андрониковом монастыре, где прошли последние месяцы жизни Андрея Рублёва. Сейчас на территории монастыря находится Музей древнерусского искусства, названый в честь великого иконописца.
Сценарий был очень длинный и не умещался в метраж, однако вариант его сокращения режиссёр даже не рассматривал. Тарковский планировал отснять все сцены, и уже затем выбирать из имеющихся кадров. В Советском Союзе такой подход расценивался как расточительность, поэтому Кончаловский и Тарковский вынуждены были отказаться от некоторых сцен.
Организация была не на самом высоком уровне, что выливалось в определённые трудности на съёмочной площадке. Например, летние фрагменты снимались в ноябрьские дни, когда вода уже покрывалась ледяной коркой. В результате актёр, игравший татарина падающего в воду, согревался горячительными напитками.
Съёмки колдовской ночи Ивана Купалы проходили в селе под Владимиром, а татарского вторжения в Пскове, где соорудили громоздкую бутафорную стену. Героизм ключаря Патрикея – настоящий исторический факт. Татары его подвергали мучительным пыткам, а он всё равно не рассказал, где хранятся церковные ценности.
Юрий Никулин не только комик
Ключаря Патрикея сыграл Юрий Никулин, доказавший, что является разноплановым актёром. Роль была для артиста необычной и трудной, но он сыграл её бесподобно. Последний эпизод с участием его персонажа был очень жестоким. Тело Патрикея усеяно страшными ранами и ожогами, Никулин проводил во власти гримёров по несколько часов, чтобы добиться такой реалистичности увечий.
Во время съёмок эпизода, артист игравший татарина, подносил к лицу Никулина горящий факел. Съёмочная группа была сосредоточена на лице актёра, в то время как его босые ноги обжигала капающая с факела солярка. В какой-то момент Юрий Владимирович не выдержал боли и начал кричать на татарина словами не из сценария. Тарковский выразил актёру благодарность за реалистичные кадры, на что тот в ответ показал обожжённые ноги.
Забракованная на Родине картина получила признание во всём мире
В конце лета 1966 года Тарковский закончил съёмки картины «Страсти по Андрею», продолжительностью 195 минут. Её предварительный показ состоялся в Доме кино, где присутствовали представители газеты «Правда», а после и в ЦККПСС. Вердикт для режиссёра был неутешительным – запрет на показ в кинотеатрах.
Запрещённый в стране Советов фильм с удовольствием посмотрели в Европе. Он был выкуплен иностранным бизнесменом и привезён на кинофестиваль в Канны. Показ картины на фестивале прошёл вне конкурса, и она впечатлила всех присутствующих. На Родине ленту, сокращённую на 30 минут, увидели лишь в 1971 году и под другим названием – «Андрей Рублёв». Чуть позже фильм Тарковского был признан одним из лучших в мировом кинематографе.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще