Найти тему
AXXCID

В СССР забраковали, а в мире назвали одной из лучших: многострадальная картина «Андрей Рублёв»

Оглавление

«Андрей Рублёв» – исторический философский фильм, снятый режиссёром Андреем Тарковским в 1966 году, изначально назывался «Страсти по Андрею». Культовая картина создавалась несколько лет, работа режиссёра долго не могла выйти на большой экран из-за требований цензуры. Тарковский после каждого отказа вносил рекомендуемые изменения в сценарий.

В СССР забраковали, а в мире назвали одной из лучших: многострадальная картина «Андрей Рублёв»
В СССР забраковали, а в мире назвали одной из лучших: многострадальная картина «Андрей Рублёв»

Советское руководство жёстко раскритиковало работу Тарковского, обвинив её в «антипатриотичности», излишнем натурализме и «антиисторичности». Также в картине Андрея Арсеньевича увидели жестокое обращение с животными. Несмотря на все вышеперечисленные страсти «Андрей Рублёв» смог стать одним из самых значимых творений режиссёра. Его можно увидеть в рейтингах лучших фильмов за всю историю мирового кинематографа.

Как родилась идея снять фильм?

Идея экранизировать жизнь великого русского иконописца родилась в голове Василия Ливанова. Он сам хотел сыграть этого исторического персонажа и поделился своим замыслом с Андреем Кончаловским. Однако Ливанову предложили участвовать в съёмках другого фильма, а Тарковский и Кончаловский отправились на юг, где и приступили к реализации проекта.

Тарковский и Кончаловский
Тарковский и Кончаловский

Согласно их идеям события картины должны были охватывать XV столетие, когда русское войско противостояло татарским захватчикам. Как вспоминает сам Кончаловский, один лишь материал они изучали 6 месяцев. Режиссёры перелопатили кучу книг, в которых выискивали информацию о быте и ремесле Древней Руси.

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

О личности иконописца Андрея Рублёва почти не было достоверных данных, именно этот факт и привлекал режиссёров. Перед создателями фильма открывалась неограниченная свобода действий относительно создания образа и характера героя. В 1964 году состоялась публикация сценария картины в журнале «Искусство кино», после чего началась подготовка к её созданию.

Сложности съёмочного процесса

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

Съёмки картины проходили посреди памятников архитектуры Пскова, Суздали, Владимира, Изборска. Парочку сцен Тарковский снял в Москве в Андрониковом монастыре, где прошли последние месяцы жизни Андрея Рублёва. Сейчас на территории монастыря находится Музей древнерусского искусства, названый в честь великого иконописца.

Сценарий был очень длинный и не умещался в метраж, однако вариант его сокращения режиссёр даже не рассматривал. Тарковский планировал отснять все сцены, и уже затем выбирать из имеющихся кадров. В Советском Союзе такой подход расценивался как расточительность, поэтому Кончаловский и Тарковский вынуждены были отказаться от некоторых сцен.

Организация была не на самом высоком уровне, что выливалось в определённые трудности на съёмочной площадке. Например, летние фрагменты снимались в ноябрьские дни, когда вода уже покрывалась ледяной коркой. В результате актёр, игравший татарина падающего в воду, согревался горячительными напитками.

Съёмки колдовской ночи Ивана Купалы проходили в селе под Владимиром, а татарского вторжения в Пскове, где соорудили громоздкую бутафорную стену. Героизм ключаря Патрикея – настоящий исторический факт. Татары его подвергали мучительным пыткам, а он всё равно не рассказал, где хранятся церковные ценности.

Юрий Никулин не только комик

Ключаря Патрикея сыграл Юрий Никулин, доказавший, что является разноплановым актёром. Роль была для артиста необычной и трудной, но он сыграл её бесподобно. Последний эпизод с участием его персонажа был очень жестоким. Тело Патрикея усеяно страшными ранами и ожогами, Никулин проводил во власти гримёров по несколько часов, чтобы добиться такой реалистичности увечий.

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

Во время съёмок эпизода, артист игравший татарина, подносил к лицу Никулина горящий факел. Съёмочная группа была сосредоточена на лице актёра, в то время как его босые ноги обжигала капающая с факела солярка. В какой-то момент Юрий Владимирович не выдержал боли и начал кричать на татарина словами не из сценария. Тарковский выразил актёру благодарность за реалистичные кадры, на что тот в ответ показал обожжённые ноги.

Забракованная на Родине картина получила признание во всём мире

В конце лета 1966 года Тарковский закончил съёмки картины «Страсти по Андрею», продолжительностью 195 минут. Её предварительный показ состоялся в Доме кино, где присутствовали представители газеты «Правда», а после и в ЦККПСС. Вердикт для режиссёра был неутешительным – запрет на показ в кинотеатрах.

Афиша к фильму «Андрей Рублёв»
Афиша к фильму «Андрей Рублёв»

Запрещённый в стране Советов фильм с удовольствием посмотрели в Европе. Он был выкуплен иностранным бизнесменом и привезён на кинофестиваль в Канны. Показ картины на фестивале прошёл вне конкурса, и она впечатлила всех присутствующих. На Родине ленту, сокращённую на 30 минут, увидели лишь в 1971 году и под другим названием – «Андрей Рублёв». Чуть позже фильм Тарковского был признан одним из лучших в мировом кинематографе.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще