"И полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь; а то бы согнала со света Меня покойница свекровь». – «Да как же ты венчалась, няня?» – «так, видно, Бог велел. Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха к моей родне, и наконец благословил меня отец. Я горько плакала со страха, мне с плачем косу расплели да с пеньем в церковь повели". А.С. Пушкин, "Евгений Онегин".
Немного фактов о том, как российское население заставляли "плодиться и размножаться" в благословенные годы конюшни и розог. Вышеуказанные строки из "Евгения Олегина" знают все. А вот эти слова Александра, нашего Арапа Сергеевича знакомы немногим:
«осмелюсь заметить одно: возраст, назначенный законным сроком для вступления в брак, мог бы для женского пола быть уменьшен. Пятнадцатилетняя девка и в нашем климате уже на выдании, а крестьянские семейства нуждаются в работницах…». Ай да Пушкин, ай да демографический сын!
Демографические проблемы во времена "Святой Руси" (это какая же была "не святая" - возникает резонный вопрос) решались просто и ясно. Например:
"Князь А. Голицын, ознакомившись со списками, представленными ему старостами, убедился, что в его имениях слишком возросло число незамужних девиц и неженатых парней. Видя в сложившемся положении прямой убыток для себя, князь велел немедленно расписать потенциальных женихов и невест по возрасту и венчать «по жребию». Справедливости ради надо сказать, что со стороны князя это была только мера устрашения. Бурмистрам, находившимся, как тогда говорили, «под рукой», велели не спешить с исполнением сурового приказа. И действительно, господский намек крестьянами был понят верно. За одну неделю сыграли 400 свадеб, не дожидаясь «жребия».
Видите, как просто за одну неделю сразу 400 брачующихся со всем последующим. Как в старом советско-антисоветском анекдоте о кошке и горчице.
Но были и более действенные методы повышения рождаемости. Личное свидетельство крепостного "человека":
«назначили для этого время в году и по особому списку вызывали в контору женихов и невест. Там по личному указанию немца-управляющего составлялись пары, и под надзором конторских служителей прямо отправлялись в церковь, где и венчались по нескольку вдруг. Склонности и желания не спрашивалось. По долгом времени такой горести возникли письменные жалобы крестьян к самому помещику, который, на беду, не обратил на них внимания, а вверился управляющему и, не разобрав, дозволил ему «проучить» всех просителей домашним образом. И пошла потеха: каждодневная жестокая порка…». Немцы - народ пунктуальный, как известно.
Под подобное решение "брачного вопроса" наиболее образованные люди даже подводили определенную философию. Вот что писал некий благородный господин (по совместительству, помещик):
«Добрые экономы от скотины и птиц племя стараются разводить, – писал он, – а потому о размножении крестьян тем более печность (т. е. заботу) следует иметь».
Золотые слова, не правда ли! Учитывая, что России стремительно летит прямиком в те благословенные времена, не пора ли "повторить" надежные, проверенные веками методы? "Разводить" российское население следует не только в делах пенсионной реформы и тому подобных мероприятиях, но и в прямом смысле данного слова. Крепостное право, как известно:
Короче говоря, вопрос с демографией в РФ должен быть успешно разрешен. Правда, еще Петр Первый в 1724-м году издал указ, запрещавший венчать по одному только изволению господ или родителей, «но непременно, чтобы при том и брачующиеся оба лица свободно явно и добровольно объявили свое желание». Однако на данное распоряжение и в 18-м веке забивали известное скобяное изделие. В веке 21-м о таковом никто и не вспомнит.