Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Семейное чаепитие: портрет в интерьере и не только

В 1832 году декабрист Николай Александрович Бестужев написал на каторге рассказ «Шлиссельбургская станция». В нем есть строки: «Выдумка чая прекрасная вещь во всяком случае; в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот». Мы собрали несколько отечественных картин XIX-начала ХХ века со сценами семейного чаепития.

Современник высказывания Николая Александровича Бестужева о чае и семье – «Семейный портрет», написанный Аполлоном Николаевичем Мокрицким в 1837 году. В жанре «в комнатах», на фоне чайного стола, изображен чиновник Министерства иностранных дел (с орденами святого Владимира четвертой степени, святого Станислава третьей степени и знаком отличия «ХХ лет беспорочной службы»), его жена и дети.

А. Н. Мокрицкий, «Семейный портрет», 1837 год. Из собрания Государственного Русского музея
А. Н. Мокрицкий, «Семейный портрет», 1837 год. Из собрания Государственного Русского музея

Еще одна картина «в комнатах» – «Радостное письмо» Андрея Андреевича Попова (1858 год). Во время утреннего чаепития (часы можно предположить по щетке, оставленной во время еще не законченной уборки) семья читает письмо. Скорее всего, радостноe письмо, потому что прислано отсутствующим членом семьи – старшим сыном или замужней дочерью.

А. А. Попов, «Радостное письмо», 1858 год. Из собрания Государственного Русского музея
А. А. Попов, «Радостное письмо», 1858 год. Из собрания Государственного Русского музея

А вот на картине Николая Петровича Загорского «Чаепитие» (1890 год) за семейным столом жена явно выговаривает мужу. Что же, бывает. Интересна здесь деталь: муж пьет чай из стакана, жена из чашки. В 1858 году Александр Дюма-отец написал в книге «Из Парижа в Астрахань»: «В России мужчины пьют чай из стаканов, а женщины из чашек; не знаю, откуда такое разделение».

Н. П. Загорский, «Чаепитие», 1890 год. Из собрания Бурятского республиканского художественного музея (Улан-Удэ)
Н. П. Загорский, «Чаепитие», 1890 год. Из собрания Бурятского республиканского художественного музея (Улан-Удэ)

Прекрасная жанровая зарисовка летнего семейного чаепития на природе – картина Алексея Ивановича Корзухина «Воскресный день», написанная в 1884 году. Самовар здесь – центр композиции и главный герой.

А. И. Корзухин, «Воскресный день», 1884 год. Из собрания Харьковского художественного музея
А. И. Корзухин, «Воскресный день», 1884 год. Из собрания Харьковского художественного музея

«Утром на даче» – картина Николая Сергеевича Третьякова, написанная в 1888 году. Автор – единственный сын Сергея Михайловича Третьякова и племянник Павла Михайловича Третьякова, основателей знаменитой Третьяковской галереи. За чаепитием с самоваром изображены жена художника Александра Густавовна, дети Александра и Сергей с воспитательницей.

Н.С. Третьяков, «Утром на даче», 1888 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Н.С. Третьяков, «Утром на даче», 1888 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

В 1906 году знаменитый бытописатель купеческого чаепития Борис Михайлович Кустодиев написал картину «На террасе», на которой, как и Третьяков, запечатлел эпизод собственной семейной жизни. За год до этого Кустодиев купил землю по левому берегу Волги – в деревне Маурино Клеванцовской волости Кинешемского уезда Костромской губернии, где выстроил дом-мастерскую «Терем» в неорусском стиле. Позже он скажет: «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы лучшими из лучших в своей жизни». И на картине изображен один из счастливых дней в «Тереме»: за чаем собрались художник, его жена Юлия Евстафьевна, дети Кирилл и Ирина с воспитательницей, старшая сестра Александра Михайловна Кастальская с мужем Василием Александровичем Кастальским.

Б. М. Кустодиев, «На террасе», 1906 год. Из собрания Нижегородского государственного художественного музея
Б. М. Кустодиев, «На террасе», 1906 год. Из собрания Нижегородского государственного художественного музея

Жанровую сцену из жизни художника можно увидеть и на картине Владимира Егоровича Маковского «Деспот семьи» (варианты названия «Семья художника» и «В мастерской художника»). В картине, написанной в 1893 году, много автобиографических деталей: так, художник работает над эскизом росписи строящегося храма Христа Спасителя в Борках, рядом на мольберте стоит икона (иконопись, эскизы росписей для храмов на заказ много лет служили для Маковского способом прокормить семью). А вот семейство изображено в более ранний период, когда Маковский жил в доме тестя, где и родились его сыновья Александр (1869 год) и Константин (1871). Возможно, художник написал первенца, а также тестя с тещей, сидящей у чайного стола. Также неизвестно, кого он шутливо назвал деспотом семьи: себя или плачущего младенца? Мы же полюбуемся изображением самовара.

В. Е. Маковский, «Деспот семьи», 1893 год. Из собрания Национального музея искусств Азербайджана
В. Е. Маковский, «Деспот семьи», 1893 год. Из собрания Национального музея искусств Азербайджана

Самовар присутствует и в сценах чаепития пожилых супругов. В 1881 году Владимир Егорович Маковский на картине «Старички» (вариант названия – «Чаепитие») изобразил трогательную чету помещиков-дворян. Стол для чаепития накрыт с фарфоровой посудой, самовар выглядит серебряным или мельхиоровым. А героями картины Алексея Ивановича Корзухина «Время для чая» (1890 год) стали крестьяне или мещане. Здесь заварочный чайник стоит на тщательно начищенном медном самоваре, рядом виден глиняный горшочек со сливками. Скатерть – домотканая, с народной вышивкой. Выразительная деталь этого чаепития – сахарная голова, кусок от которой муж колет на части щипцами. Жена, видимо, комментирует процесс, а кот явно попрошайничает.

В.Е. Маковский, «Старички» («Чаепитие»), 1881 год. Из собрания национального художественного музея Республики Беларусь
В.Е. Маковский, «Старички» («Чаепитие»), 1881 год. Из собрания национального художественного музея Республики Беларусь

А. И. Корзухин, «Время для чая»,1890 год
А. И. Корзухин, «Время для чая»,1890 год