В предыдущем рассказе мельком коснулась истории села Всехсвятское, бывшая территория которого в наше время расположена в районах метро Сокол и Аэропорт (с 1917 года вошла в состав Москвы).
В 1683 году в селе была выстроена церковь Всех Святых, от которой местечко и получило свое название. До этого село называлось Святые Отцы, и не совсем понятны истоки наименования: то ли тут когда-то располагался древний монастырь, то ли жили монахи-отшельники, то ли еще что.
В 1733-1736 году был выстроен новый храм Всех Святых, который сохранился до наших дней. Хотя и он не избежал разорения французами в 1812 году (бедная Москва, что вообще они тут НЕ разорили?..), а в конце XIX века был частично перестроен, а в советское время закрывался для богослужений.
Само будущее село Всехсвятское было образовано примерно в 1398 году. Здесь стояли войска Скопина-Шуйского во время войны с Лжедмитрием II. К моменту строительства первого храма село стало вотчиной Ивана Милославского, принявшего самое активное участие в первом стрелецком бунте.
А в 1695 году село стало принадлежать сыну грузинского царя Арчила II, Александра Арчиловича (1674-1711), доставшись в качестве приданого, когда за него вышла замуж дочь Милославского. Александр Арчилович стал первым в России генералом-фельдцейхмейстером (главным над всей артиллерией). Был одним из сподвижников Петра. Во время битвы при Нарве в 1710 году шведы захватили Александра Арчиловича в плен, но после Полтавской битвы отпустили, и царевич умер во время возвращения в Россию. Петру Великому пришлось еще много усилий приложить для возвращения тела сподвижника, шведы не хотели его отдавать.
После смерти Александра селом стала владеть его сестра, Дарья Арчиловна (1665-1740). Новая, более обширная Всехсвятская церковь была выстроена именно по ее прошению и на ее средства. Активное участие царевна принимала и в обустройстве Донского монастыря, где было похоронено в итоге тело ее брата, "выбитое" у шведов. Где в итоге похоронили и её.
Интересно, что службы в церкви до 1783 года велись на грузинском языке, а после, до начала ХХ века, здесь проводились и русские, и грузинское церковные обряды.
Так как после Дарьи Арчиловны не осталось наследников, село перешло сыновьям грузинского царя Вахтанга VI — царевичам Бакару и Георгию Вахтанговичам. Они являлись ее ближайшими родственниками: и старые, и новые владельцы этого подмосковного села принадлежали к разным ветвям древнейшего грузинского царского рода Багратионов.
После смерти Георгия часть его села перешла по завещанию во владения Екатерины II, а половина царевича Бакара перешла к его сыну, после к внуку, а после к правнучке, известной меценатке графине А. Г. Толстой. Которая в середине XIX века прервала эти грузинские наследования, продав селение в чужие руки.
Извиняюсь за столь объемное погружение в списки хозяев Всехсвятского, но мы потом вернемся к этим грузинским династиям, говоря о Донском монастыре, в котором, в подвалах Большого собора, и поныне сохранилась большая усыпальница грузинских властителей. Жаль, что туда не пускают "с улицы".
Кроме того, захоронения представителей знатных грузинских родов частично осуществлялись и на кладбище у церкви. Но давайте теперь перейдем наконец к некрополю, от которого в наши дни почти ничего не осталось.
Некрополь у церкви Всех Святых появился как минимум с XVIII века, но возможно что и раньше. Так как село вошло в состав Москвы только в 1917 году, здесь продолжали хоронить и после указа Екатерины II о запрете захоронений около храмов.
Пока селение принадлежало грузинским царевичам, то, как я понимаю, около храма хоронили людей преимущественно знатных. Это ведь было не простое село. В местных парках и дворцах бывали Петр I, Анна Иоанновна, Екатерина II.
На кладбище были похоронены сенатор Михаил Дмитриевич Цицианов, из знатного грузинского рода, государственный и военный деятель граф Александр Львович Санти, артистка балета Екатерина Александровна Санковская, иркутский гражданский губернатор Николай Иванович Трескин, генерал от артиллерии Леонид Петрович Софиано... По неподтвержденным данным, в этой земле лежит и грузинский дипломат, писатель, поэт и гуманист князь Сулхан-Саба Орбелиани.
В конце XIX века, когда былая слава селения испарилась, а земли преимущественно отошли государству, близ церкви начали хоронить зажиточных крестьян. При этом бывали и случаи уничтожения или перемещения старинных надгробий, для освобождения места.
К 1951 году кладбище было закрыто, а в 1982 году полностью уничтожено.
Каким-то чудом сохранилось несколько надгробий, которые теперь выставлены на отдельном постаменте близ входа в церковь.
С 1987 по 1998 годы немногие сохранившиеся надгробия благодаря усилиям активистов пополнились памятными знаками и крестами, и место это теперь называется Православный мемориал "Примирения народов России, Германии, Японии, Австрии, Бельгии, Франции, Англии, США, Китая, Чехии, Словакии, Польши, Сербии, Венгрии, Италии, Финляндии, Турции, Греции, Болгарии и других стран, воевавших в 2-х Мировых и Гражданской войнах", в память о 100 миллионах воинов и мирных жителей, погибших в войнах ХХ столетия.
Мемориал был устроен с благословения Алексия II.
Если вы читали предыдущую статью, то увидите, как надписи на памятных знаках пересекаются с историей Братского кладбища. На одном из крестов начертаны имена жертв красного террора, на другом вспоминают юнкеров, погибших во время боев с большевиками. Рядом с мемориалом размещен щит с историей Братского кладбища, он кажется перенесенным оттуда.
В 1995 году многострадальный некрополь, вернее то, что от него осталось, стал причиной грандиозного скандала. Под предлогом "благоустройства" территории были разбиты и выброшены на помойку последние сохранившиеся на кладбище надгробные плиты, как и кости, найденные в процессе этих работ. Тогда же были разбиты и выброшены на ту же помойку памятные плиты, уже установленные на постаменте.
Все это было произведено с разрешения некоего Бориса Малевича, в то время временно исполнявшего обязанности настоятеля храма. Как писали в газетах тех времен, какой-то местной диаспоре понадобилось больше места под "бизнес". Под станами храма даже появилась палатка с порнографическими кассетами.
Активисты принялись писать обращение за обращением, вскоре их возмущение подхватили газеты, и скандал даже удалось вывести на международный уровень. Малевич был снят со своего поста, а мемориал восстановлен.
Но на остальной территории вокруг храма не осталось и следа от бывшего здесь кладбища. Однако разбит красивый цветник.
В завершение этой истории хочу показать надгробие князя Ивана Александровича Багратиона (1730-1795), которое является ныне памятником истории федерального значения. Каким чудом оно сохранилось до наших дней — даже не берусь предположить.
Князь служил на Кавказской пограничной линии и вышел в отставку в должности секунд-майора. Надпись на надгробии написана уже по-современному, то есть кто-то ее начертал уже после революции, обновляя стершиеся буквы. Но нет никаких свидетельств, что памятник устанавливал именно сын, как здесь указано.
Но тем не менее, это надгробие отца того самого Петра Ивановича Багратиона, героя множества войн, ученика Суворова, который так и не оправился от ранения в Бородинской битве.
На этом я завершаю свое повествование.
Спасибо за внимание.