Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ПОДВОРЬЕ ГОРОДИЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Пустырь с историей и одиноким домом
И всё-таки сохранился и Александровской улице уголок истории из дореволюционного прошлого Ораниенбаума. Если двигаться в сторону парка, когда позади останутся сталинская и хрущевская эпохи вместе с современной размеренной жизнью и суетой горожан, на пути справа вдруг неожиданно возникает пустота. Некий провал во времени и пространстве! Когда, проходя мимо, я вглядываюсь в этот безжизненный участок, прошлое беспокойно начинает тормошить память, и среди деревьев мерещатся дома-фантомы из детства (были или не были?), которые помогли бы совершить путешествие во времени в дореволюционный Ораниенбаум.
Но их уже давно нет! Лишь один домик, чудом уцелевший, не уничтоженный до конца пожаром, полуживой, но настоящий, спрятался под баннером и прикрыт забором. Для чего? Удастся ли ему возродиться или он вскоре исчезнет навсегда? Вряд ли тогда через десятилетия кто-то вспомнит, для чего этот дом здесь стоял. А сегодня он ещё может рассказать историю своей жизни и всего заброшенного участка.
А участок между Манежной и Михайловской улицами вдоль Александровской занимало в начале 20 века подворье Городищенского женского монастыря Рождества Богородицы. Подворье – это что-то вроде «филиала» большого монастыря, куда направляли монахов жить и трудиться, на время или постоянно. Подворье представляло собой небольшой жилой комплекс с подсобными постройками. Как правило, при подворье строили церковь, которая была открыта не только для монахов, но и для жителей округи.
Создавая свои подворья в разных городах, монастыри обеспечивали кров паломникам, а также место пребывания своих служителей, когда им по разным делам нужно было передвигаться по стране. В своё время, построив в Петербурге Александро-Невский монастырь и перенеся в него мощи благоверного князя Невского, Петр 1, обеспечил строящийся город многочисленными церквями благодаря монастырским подворьям.
История появления в Ораниенбауме подворья
Городищенский монастырь находился на Украине, на территории Волынской губернии. Зародился он как мужской монастырь еще в 16 веке, но, будучи включённым в водоворот событий, в которые в течение последующих веков попадала Украина, он был сначала католический, а после присоединения Волыни к Российской империи, переродился, был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы и стал женским православным монастырем.
Трудно сказать, почему именно Ораниенбаум привлёк внимание настоятельницы монастыря в начале 20 века, когда она обратилась к властям Петербурга за разрешением на строительство в этом месте подворья. Хочется связать этот факт с тем, что в 19 веке этот участок земли принадлежал Волынскому полку, а монастырь располагался в Волынской губернии. Но, возможно, это лишь совпадение. Видимо, к началу 20 века земля пребывала в том же запустении, что и сейчас, и далёкий Городищенский монастырь присмотрел пустующий участок и вдохнул в него жизнь.
На участке был возведён каменный дом для настоятельницы и 4 деревянных дома на каменном фундаменте. В этих одинаковых двухэтажных домах жили монахини и послушницы, а также могли останавливаться паломники. Кельи располагались на 2-м этаже, на первом находились трапезная, кухня и швейные мастерские, потому как монахини не только молились, но и работали. Они шили постельное белье, одеяла, а ещё мастерили свадебные наряды!
Домики своей нарядной частью, украшенной эркерами, выходили во двор. На территории также находились служебные помещения, в том числе прачечная и сушилка. Так что свободного места было немного. Но монастырю также удалось получить небольшой участок земли рядом с Кронколонией, где разбили сад и огород, на котором также трудились монахини, обеспечивая себя, как это было принято в монастырях, необходимыми продуктами к столу.
После революции Городищенский монастырь закрыли уже в 1923 году, а Ораниенбаумское подворье просуществовало до 1932 года. Потом закрыли и его. Монастырские дома и служебные постройки стали приспосабливаться под различные нужды. Здесь были склады, библиотека и даже одно время работал маленький кинотеатр. Ну и, конечно, в домах устроили коммунальные квартиры для горожан. Шли годы, дома ветшали, и от них постепенно избавлялись. Только один домик чудом уцелел, правда частично. Наверное, руки не дошли!
Но зато радует глаз небольшая часовенка рядом с заброшенным домом, которая, конечно же, принадлежала монастырскому подворью.
Часовня на Михайловской
Угол Александровской и Михайловской улиц украшает маленькая часовня с золотистым куполом. Место очень живописное и тоже знаковое! Маленькая церковь была возведена для подворья Городищенского женского монастыря (1905-1906, арх. П.П.Соколов). Она напоминает старорусские церкви Пскова и Новгорода и похожа на изящную статуэтку. Тем не менее, маленькая церковь-часовня была настоящая. Имелась даже звонница с одним колоколом, а внутри – фресковая роспись на евангельские сюжеты.
Часовня имела посвящение сразу трём святым: святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Серафиму Саровскому и святой царице Александре! Изображения этих святых находились в алтарной части.
Часовня была частью монастырского подворья и принадлежала монахиням. Но, как все монастырские церкви, была открыта для прихожан. В Ораниенбауме начала 20 века было достаточно церквей. Но эта часовня, которая всегда оказывалась «по пути», вероятно, позволяла, иной раз, уединиться с молитвой и поставить свечку, когда душа просилась к Богу!
Когда произошла революция, часовню забрали у монахинь, освятили как церковь, и она продолжала работать до 1932, когда повсеместно начались гонения на церковь. Тогда монастырское подворье, и часовня-церковь были закрыты, а здания отошли городскому хозяйству.
Приспособление под хозяйственные нужды уберегли маленький храм от уничтожения. Правда, узнав, как использовали здание, становится не по себе! Говорят, здесь устроили керосиновую лавку. Старожилы вспоминают, что в алтарной части церкви стояла огромная ванна, заполненная керосином! Тогда же, вероятно, исчезло внутреннее убранство. Наверное, некомфортно было продавцам керосина работать, когда взгляд святых ликов со стен проникал прямо в душу. И фрески исчезли безвозвратно.
Хорошо, что керосиновое время продолжалось не долго. Лавку тоже закрыли, и маленькая церковь долгое время стояла взаперти. И, к счастью, дождалась новых времен, когда в стране началась Перестройка. Вместе с собором Архангела Михаила в 1991 году часовню вернули верующим. Но требовалось время на воссоздание. И средства.
Возрождение часовни
Возрождению часовни горожане обязаны, в первую очередь, своим землякам. В 2011 году наружный фасад часовни был отреставрирован на пожертвования нашего современника Петра Соловьева. Местный кузнец-художник Александр Седунов воссоздал по фотографиям крест. Часовенка открылась. Кто заглядывал сюда, проходя мимо, как прежде мог поставить свечки к появившимся образам. Однако стены внутри часовни оставались безликие.
В 2012 году часовня была передана в ведение другой возрождающейся городской церкви – храма Спиридона Тримифунтского. А в 2013, на средства церкви, а также вновь благодаря пожертвованиям Петра Соловьева, она обрела свое внутреннее убранство. Теперь стены часовни украшает роспись в неорусском стиле. Эта работа художника-иконописца Николая Романовского. Обретя «новые» стены, маленькая часовенка словно выросла в размерах и наполнилась светом и воздухом!
Я была в часовне, когда она только открылась, а потому была потрясена эффектом, который произвели ожившие стены. И, хотя в публикациях сообщается, что роспись производилась по частично сохранившимся в архивах материалам, служительница церкви поведала, что это в основном фантазии на религиозные темы самобытного современного живописца! Но какие светлые и выразительные!
Продолжение здесь:
А начало книги здесь, переходите по ссылкам, читайте всю книгу!
От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!