Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Немецкая подлодка на буксире у американского авианосца. Подробно о многострадальной U-505,

которая жива до сих пор. Я уже писал о ней и её командирах, ссылка в конце, но не столь подробно, как будет на сей раз. Нечаянно наткнулся на множество фотоснимков о её захвате и описании, как он происходил.

Главным героем является, конечно, кэптен Дэниел В. Гэллери. Выпускник Аннаполиса 1920 года, участник Олимпиады, человек исключительно живого характера, он послужил на эсминцах и линкорах прежде, чем стать морским лётчиком. После командования эскадрильей гидросамолётов-разведчиков, он был назначен военно-морским атташе в Лондоне, а после начала войны - командующим авиабазой Атлантического флота США в Рейкьявике, Исландия.

Он возглавил эскадрилью из 12 самолетов летающих лодок Consolidated PBY Catalina, которые обеспечивали прикрытие для конвоев на дальность до 500 миль при тесном сотрудничестве с прибрежным командованием Королевских ВВС.

Чтобы поднять шаткий боевой дух своих людей в холоде и тумане мрачной Исландии, Гэллери заручился помощью строительного батальона ВМС (и у американцев они были под названием Сиби:), чтобы построить для них удобную базу. Используя заброшенные британские хижины Ниссена, Сиби построили «город» с улицами, имитацией красных пожарных гидрантов, спортзалом, боулингом и «пальмами», вылепленными из металлических труб и мешковины. Он назвал общину «Квичьербеллиакин».

Но для него всего этого было мало. «Я не хотел пережидать величайшую войну в истории на пляже», — сказал он позже. «Я хотел корабль». И он его получил - это был новенький конвойный авианосец "Гуадалканал", переделанный из недостроенного гражданского судна "Астролябия бэй"

25 сентября 1943 года, выстроив на полётной палубе состоявшую в основном из новичков команду для церемонии ввода корабля в строй, Гэллери объявил: "Если в течение года мы не подымем на мачте вымпел The Presidential Unit Citation, (вручаемый за за исключительный героизм в действиях против вооруженного врага) - мы будем недостойными хранителями великого имени, которое носит наш корабль. Девизом "Гуадалканала" будет Can Do «Могу сделать», что означает, что мы возьмемся за любую тяжелую работу, которую нам поручат и справимся с ней. Чем сложнее работа, тем больше она нам понравится».

3 января 1944 года, "Гуадалканал" принял на борт 12 торпедоносцев Grumman TBF Avenger и восемь истребителей Grumman F4F Wildcat. Два дня спустя он вышел в море для битвы за Атлантику в качестве флагмана оперативной группы 22.3, в которую также входили новые эскортные эсминцы «Шатлен», «Пиллсбери», «Флаэрти», «Поуп» и «Дженкс».

16 января самолёты Гэллери в 500 милях западнее Азор застукали "дойную корову" U-544 в момент заправки двух лодок. Корова была отправлена на дно, но остальным удалось скрыться, хоть и с повреждениями.

Но дело было вечером и самолётам пришлось садиться в темноте, что до тех пор не практиковалось. Первые четыре ещё сумели вернуться на авианосец, но последний из них зацепился колёсами за край палубы и лёг на ней, не давая возможности сесть остальным. Все попытки убрать его не увенчались успехом.

Пятый попытался проскочить по краешку палубы, но безуспешно и свалился в море. Его экипаж был выловлен эсминцем. «Мы были освещены, как бар в субботу вечером, а что было делать?», — вспоминал Гэллери. «Они (прибывающие пилоты) нервничали и совершали одни из самых диких манёвров, которые я когда-либо видел». Топливо кончалось и Гэллери, плюнув, приказал им приводняться. Пилотов подобрали, самолёты утонули.

После этого один из повреждённых самолётов был привязан тросом и кэптен между полётами заставил палубную команду тренироваться сбрасывать самолёт за борт, а потом его снова вытягивали на палубу. Эти упражнения продолжались две недели, пока не научились спихивать самолёт в любом положении не более, чем за 4 минуты.

Когда 16 февраля 1944 года оперативная группа вернулась в Норфолк, «Гуадалканал» гордо шел по Хэмптон-Роудс со свастикой, нарисованной на мостике. Но это был дорогостоящий первый рейс: 15 из 21 самолета были потеряны или вышли из строя, а пять членов экипажа пропали без вести у Азорских островов. Однако были извлечены тяжелые уроки, и Гэллери поклялся, что в следующий раз, когда его пилоты отправятся на охоту за подводными лодками, это будут квалифицированные ночные летчики.

В следующем походе именно это умение позволило лётчикам "Гуадалканала" принять участие в уничтожении сначала U-515, а потом U-68. Но Гэллери был недоволен - если бы его люди были более подготовлены, то смогли бы захватить U-515 с вожделенной "Энигмой". Поэтому он немедленно приказал каждому эсминцу эскорта сформировать абордажный отряд.

Ну вот, добрались и до U-505.

Ясным воскресным утром 3 июня эсминец «Шатлен» доложил о гидроакустическом контакте с подлодкой и немедленно выстрелил 20 глубинных бомб из бомбомёта "Хеджехог". Два "Эвенджера внимательно наблюдали за поверхностью. Один из пилотов, энсин Джек Кэдл, крикнул по рации: «Вижу субмарину! Эсминцам следовать к тому месту, куда мы стреляем!»

«Шатлен» добавил ещё 12 бомб. Всё заснято весьма подробно

-2

Вода начала сильно бурлить, когда одна из них повредила лёгкий корпус лодки и перевернула её. Американцы пишут, что перед этим немецкая команда приготовилась к завтраку. Столы, посуда, люди в беспорядке разлетелись по сторонам. Кто-то начал вопить о поступлении воды. Механик доложил, что заклинен вертикальный руль. Несколько человек бросились в центральный пост с криками , что их отсеки затапливает.

Сбитый с толку командир лодки, обер-лейтенант резерва Ланге, дал команду продувать балласт и приготовиться к покиданию лодки. В 11:21 в 150 милях к западу от мыса Бланко на побережье Французской Западной Африки U-505 всплыла на поверхность, и из ее ржаво-серой боевой рубки хлынула белая вода. Первым показался командир и упал с простреленными ногами. Корабли и самолёты вели интенсивный обстрел. Немцы выскакивали с поднятыми руками и бросались в воду.

Гэллери понял, что у него есть шанс лодку захватить и приказал прекратить огонь. Пока «Флаэрти» оставался с авианосцем, а «Поуп» кружил в двух милях от него, высматривая другие подводные лодки, «Шатлен», «Пиллсбери» и «Дженкс» готовили свои моторные вельботы и абордажные группы. Меж тем лодка продолжала двигаться по кругу с заклиненным рулём. Моторная шлюпка с абордажной командой из девяти человек во главе с лейтенантом Альбертом Л. Дэвидом с эсминца «Пиллсбери» первой приблизилась к кружившей U-505. После того, как шлюпка преследовала подводную лодку и, наконец, догнала ее, молодой моряк с мотком веревки прыгнул на борт и привязал вельбот к скользкой корме подводной лодки

-3

Затем лейтенант Дэвид и двое других прыгнули на подводную лодку. Игнорируя возможные взрывные устройства или оставшихся немцев, они спустились в центральный пост. Там было пустынно. Трое абордажников не смогли разблокировать руль направления U-505 или выключить электродвигатели, но закрыли клапаны вентиляции балластных цистерн и отключили подрывные заряды. В радиорубке они спешно собрали бесценный груз ключей «Энигмы», кодирующих машин и сигнальных книг. За свою доблесть и находчивость Дэвид позже был награжден Почетной медалью. Слева Гэллери, справа Дэвид

-4

На тот момент лодка уже достаточно нахлебалась

-5

Три эсминца эскорта были заняты подбором выживших немцев. «Пиллсбери» развернулся рядом, пытаясь взять U-505 на буксир. Но большие носовые горизонтальные рули субмарины проделали длинную пробоину в борту эсминца, частично затопило два его отсека. «Пиллсбери» пришлось отступить, и кэптен Гэллери опасался, что потеряет свой приз.

Тогда он приказал: "Хорошо, эсминцы, отойдите. Я сам возьму ее на буксир". «Гуадалканал» подошел кормой к носу подводной лодки. К этому времени на борту подводной лодки находился абордажный отряд из 20 человек во главе с главным механиком авианосца Трозино. С большим трудом Трозино и его люди закрепили стальной трос.

-6

На мостике U-505 был поднят американский флаг.

Всего на борт Гуадалканала было доставлено 58 выживших немцев. Трофеи, привезённые на авианосец:

-7

Буксировка никак не влияла на проведение полётов. Возможность атаки другой немецкой подлодки никто не отменял

-8

К вечеру 4 июня абордажная команда вернулся на авианосец. «Мы совсем не были уверены, что она (U-505) останется на плаву, поэтому я никого не оставлял на борту ночью», — сказал Гэллери.

-9

Ночь с 4 на 5 июня выдалась напряженной: взволнованные операторы гидролокаторов и радаров сообщали об эхо и вспышках, а наблюдатели говорили, что видели перископы. «Похоже, что мы были полностью окружены немецкими подводными лодками, и они приближались к нам», — вспоминал позже Гэллери. Тогда авианосец прибавил скорость — и буксирный трос оборвался. Вдобавок Трозино доложил, что топлива до Штатов никак не хватит.

Рано утром 5 июня к U-505 был прикреплен более прочный трос, но буксировка все еще была чрезвычайно затруднена из-за заклинившего руля направления. В сопровождении на этот раз кэптена Гэллери инженер Трозино и его команда поднялись обратно на борт подводной лодки. Убедившись, что внутри не осталось мин-ловушек, они прошли в кормовой торпедный отсек и выровняли руль направления. Гэллери на лодке:

-10

В центральном посту:

-11

Гэллери запросил добро на заход в Дакар, но получил выволочку, особенно бухтели англичане. Ведь надо было скрыть факт захвата шифров "Энигмы", а Дакар был наводнён немецкими шпионами. Был выслан танкер и "Гуадаканал" впервые в истории одновременно буксировал подлодку, выпускал и принимал самолёты, и получал топливо с идущего рядом танкера.

7 июня, и он и его эскорт были достаточно дозаправлены для путешествия на Бермудские острова. Буксир взял на буксир захваченную подводную лодку посреди океана, и оперативная группа двинулась дальше. Понимая необходимость сохранить захват в секрете, Гэллери приказал поместить шифровальные машины U-505, книги и шифры в «почтовые мешки» на борт своего самого быстрого эсминца эскорта «Дженкс». 12 июня захваченные материалы поступили в военно-морское ведомство.

Немцы на борту "Гуадалканала". Плен пленом, а физо по распорядку:

-12

Наконец, под строгими мерами безопасности по приказу Вашингтона и Британского Адмиралтейства, «Гуадалканал» и его эскорт эсминцев вошли в гавань Бермудских островов 19 июня. Зная о слабости Гэллери к публичности, адмирал Кинг приказал ему залечь на дно и заткнуть рот 3000 моряков и летчиков в его оперативной группе. Тем временем группа высокопоставленных офицеров военно-морского ведомства прилетела, чтобы осмотреть U-505 и допросить пленных.

Прибытие на Бермудские острова стало бриллиантом в карьере кэптена Гэллери. Его авианосец, провоевавший всего пять месяцев, был награжден Президентской грамотой, и он реализовал свою цель - захватить подводную лодку. U-505 была единственной подводной лодкой, захваченной ВМС США во время войны, и первым иностранным судном, захваченным американским кораблем с тех пор, как 14-пушечная бригантина Британской Ост-Индской компании «Наутилус» сдалась 18-пушечному шлюпу «Пикок» в Зондском проливе. 30 июня 1815 года.

Как ни удивительно, немцы так и не узнали до конца войны о её захвате. Её спрятали на Бермудских островах. Выжившие члены экипажа подводной лодки были интернированы, изолированы от других пленных и лишены доступа даже к Красному Кресту. Их семьи ничего о них не знали, пока они не были репатриированы в 1947 году.

Гэллери сделал блестящую карьеру. Но оригиналом быть не перестал, и громко протестовал против осуждения адмирала Карла Дёница, командующего немецкими подводными лодками. «Суд над Деницем был выдающимся примером откровенного лицемерия. Его осуждение было оскорблением наших подводников на Тихом океане, которые вели неограниченную войну так же, как немцы в Атлантике». Если кто не понял, то он намекал, что тогда и американских подводников надо считать преступниками

-13

После войны Гэллери побывал в Германии, нашёл Ланге и они приятно посидели с воспоминаниями, само собой накатив при этом. Расстались приятелями.

Он умер в 1977 году.

"Гуадалканал" был выведен из эксплуатации 15 июля 1946 года. Долго простоял в резерве, в составе так называемого "Нафталинового флота"

-14

В 1959 году был отправлен на металлолом в Японию. Гэллери помнил о своём первом авианосце, и на этом печальном пути в районе Гуантанамо на Кубе совершил на вертолёте последнюю посадку и взлёт с его палубы.

А U-505 совсем неплохо чувствует себя в американском музее:

-15

Это статья о её полной судьбе:

.............................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: