С одной стороны, она была известна в Кригсмарине, как «наиболее поврежденная ПЛ, благополучно вернувшаяся на базу». А вот с другой стороны...
Но обо всём по порядку.
Лодка была введена в строй 26 августа 1941 года под командой капитан-лейтенанта Акселя-Олафа Лёве. За год своего командования он потопил семь судов общим водоизмещением 38 000 тонн, что в общем-то неплохой результат
Однако и тут не обошлось без загогулины, понимаш... В третьем походе он пустил ко дну ещё на пути к району патрулирования два парохода, но потом долго впустую бороздил Карибское море. Видимо, от досады расстрелял из пушки парусную шхуну, принадлежавшую нейтральной до тех пор Колумбии. Погибли 13 человек её команды. Этот инцидент послужил одним из основных поводов вступления Колумбии в войну на стороне союзников.
После возвращения он получил звание корветтенкапитана и был списан на берег из-за пошатнувшегося здоровья. Служил в оперативном штабе командования подводных лодок, Министерстве вооружений, закончил войну в составе морского противотанкового полка. Умер в 1984 году в возрасте 75 лет.
Следующим командиром стал капитан-лейтенант Peter Zschech
Как только не пишут его фамилию кириллицей! И Чех, и Жех, хотя по правилам немецкого языка это буквосочетание должно звучать Цшех. Этот офицер тоже прошёл школу всё на той же U-124 под командованием знаменитого Йохана Мора. Вместе они совершили 4 боевых похода, за время которых были потоплены 22 корабля и повреждены 3. Таким образом он получил бесценный опыт, а также Железные кресты 2-й и 1-й степени. Считался многообещающим командиром.
Но всё пошло не так, как ожидалось. Только в первом патруле был потоплен британский пароход Ocean Justice, единственная победа Цшеха за всю карьеру. Это произошло 7 ноября 1942 года. А 10 ноября легкий бомбардировщик Lockheed Hudson неожиданно вывалился из облаков и всадил 40-килограммовую бомбу точно в палубу лодки. Причём летел так низко, что сам был сбит этим взрывом, все лётчики погибли.
Лодке были нанесены тяжёлые повреждения, с корнем вырвало палубное орудие, был пробит прочный корпус, внутрь начала поступать вода, лодка потеряла способность погружаться
Командир принял решение покинуть корабль, но подчинённые убедили его не делать этого и принялись за ремонт. Он продлился две недели и им здорово повезло, что за это время лодка так и не была обнаружена противником. В итоге 12 декабря она приковыляла на базу в Лорьян, где и получила своё почётное звание, приведённое в начале статьи.
Полгода длился ремонт и вот лодка вышла в свой пятый поход. Уже на шестой день была обнаружена вражескими эсминцами, которые долбали её глубинными бомбами 36 часов. Цшех умело уклонялся от атак, но появилась течь топлива, демаскировавшая лодку и пришлось срочно вернуться на базу.
После ремонта лодка четырежды (!) выходила в море и четырежды через несколько дней возвращалась. Ломалось всё, что могло сломаться, текли швы и даже было обнаружено просверленное в цистерне с топливом отверстие. Вполне возможно, что это был саботаж французских рабочих-ремонтников, а может, и кто-то из команды приложил руку...
Можно понять состояние командира, над которым насмехалась вся флотилия. На стене дока появилась надпись: «Охотничьи угодья U-505 — здесь».
И только в свой 10-й поход, начавшийся 9 октября 1943 года лодка смогла, наконец, прорваться через Бискайский залив. Однако 24 октября неподалеку от Азорских островов она подверглась мощной атаке двух британских эсминцев. Вполне возможно, что предыдущее нервное напряжение сказалось, Цшех потерял самообладание и застрелился прямо в центральном посту на глазах подчинённых.
26-летний 1-й вахтенный офицер Пауль Майер принял командование, смог уклониться от атак и 7 ноября привёл лодку на базу. Что интересно, командование Кригсмарине никак не поощрило его, а только сняло вину за, как считалось "общую недисциплинированность и низкий моральный дух офицерского состава". Старая истина - на военной службе ненаказание - это уже есть поощрение :)
Существуют разные мнения о самоубийце, сам же Майер отзывался о командире так: «Мне нравился Цшех, он был немного тихим, очень товарищеским, я никогда не видел, чтобы он проявлял превосходство».
Поначалу команду хотели распихать по другим лодкам, но Дёниц воспротивился, считая что таким образом зараза низкого морального духа распространится по флотилии.
На лодку был назначен командиром обер-лейтенант резерва Харальд Ланге, уже в возрасте, ему было 40 лет. Перед ним стояла задача восстановить боевой дух экипажа.
Одиннадцатый патруль лодка начала в Рождество, 25 декабря 1943 года. Но через 9 дней опять была вынуждена вернуться, поскольку 29 декабря приняла на борт 33 моряка с погибшего немецкого эсминца Т-25.
И наконец, последний поход. 16 марта лодка вышла из Бреста. На 81-й день безрезультатного патрулирования в районе Гвинейского залива, уже на обратном пути была настигнута кораблями оперативной группы TG 22.3 во главе всё с тем же "Гуадалканалом", командир которого Гэллери сыграл впоследствии роковую роль в судьбе командира U-515 Вернера Хенке, о котором я писал ранее.
Лодка была атакована, получила значительные повреждения. Ланге решил, что она обречена и отдал приказ на всплытие. В результате возникшей паники команда не смогла уничтожить секретные документы и затопить лодку, а покинула ее с работающими двигателями и заклиненными на борт рулями. Американцы сумели взять её на абордаж, сохранить на плаву, а позднее доставить в США.
Им досталось большое количество разнообразных шифров, ещё один экземпляр Энигмы, новейшие акустические торпеды. Немцы не смогли доложить о происходящем в свой штаб. Чтобы воспользоваться полученным, американцы не сообщали о захвате лодки, а команду разместили в специальном лагере без всякого контакта с внешним миром.
На снимке лопоухий Дэниэл Гэллери на рубке U-505 после захвата
Впоследствии лодка совершила агиттурне по городам Восточного побережья США. Позднее её было хотели пустить на разборку, но Гэллери, к тому моменту ставший контр-адмиралом и занимавший достаточно высокую должность, стал настаивать на том, чтобы превратить её в музейный экспонат. И то верно, его уже не будет в живых, а музейная лодка будет напоминать о его подвигах :)
8 лет тянулась бюрократическая бодяга, но в итоге U-505 стала таки экспонатом Чикагского музея науки и промышленности
Думаю, ей всё-таки больше повезло, чем некоторым её командирам.
.................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь