Найти тему
Аллюром по истории

Как советский учитель стал предателем, а потом потребовал орден Отечественной войны

Оглавление

Когда начальник штаба 118-го карательного батальона шуцманшафта красноармеец Коровин-Корниец сбежал, Григорий Васюра удовлетворительно усмехнулся. Теперь немцы признают его заслуги и сделают начальником штаба. Он давно этого ждал. Коровин-Корниец оказался слишком жалостливым: каратель из него был никакой. Да и не собирался он служить немцам, только прикидывался, что хочет работать на них, чтобы вырваться из плена и спасти свою жизнь. Оказавшись в белорусских лесах, в которых прятались партизаны, он сбежал к ним при первой возможности, прихватив с собой горстку других таких же жалких красноармейцев. Васюра хмыкнул: скатертью дорожка. Попадись ему этот дезертир в будущем, мокрого места от него не останется. А пока он сослужил ему добрую службу.

Не зря Григорий прошел немецкую школу пропагандистов при Восточном министерстве. В Красной армии он был простым старшим лейтенантом, командовавшим отделением связи, а сейчас, после добровольного перехода на сторону немцев, наверняка станет начальником штаба и правой рукой майора Эриха Кернера. Васюра жаждал выслужиться. Он любил власть - она давала неограниченные возможности.

Васюра. Фото из открытых источников
Васюра. Фото из открытых источников

Что повлияло на советского старшего лейтенанта, бывшего учителя школы, пойти на службу к немцам и стать Хатынским палачом?

Прошлое Васюры

Григорий Васюра родился в феврале 1915 года в Чигирине (Украина). После школы он закончил педагогическое училище и пошел работать в школу. Поняв, что с детьми ему не интересно, мужчина поступил в училище связи, которое закончил, когда ему был 21 год. После училища он попал в расположение 67-й стрелковой дивизии, через четыре года был переведен в Латвию, женился, и встретил начало Великой Отечественной войны в должности командира связи саперного батальона.

Долго воевать с немцами Васюре не пришлось. Уже на третий день войны его батальон попал в окружение под Лиепаей, а на седьмой день Григорий попал в плен. После войны он рассказывал, что немцы его контузили и захватили в плен, когда он попытался вырваться из окружения, на самом же деле Васюра добровольно сдался немцам, желая спасти свою жизнь.

Как Григорий Васюра стал карателем

Васюра попал в немецкий концлагерь. Полгода он, как и остальные военнопленные, томился в тяжелых условиях и голодал, находясь на грани между жизнью и смертью, а потом не выдержал и согласился на сотрудничество с немцами.

В феврале 1942 года Григория переправили в лагеря под Берлином, где он в течение 9 месяцев проходил обучение в школе пропагандистов при Восточном министерстве. После этого Васюра поехал в Киев, где начал свою карательную деятельность в охранной полиции.

Советский предатель попал по распределению в 118-й карательный батальон шуцманшафта, который состоял из таких же, как и он, пленных советских солдат и украинцев. Причем, часть людей их батальона пошла на службу к немцам добровольно, а часть была согнана немцами из сельских оккупированных территорий для выполнения приказов под угрозой отправки в Германию. Возглавлял карательный батальон немецкий майор Эрих Кернер. Васюре поручили командование взводом.

Не прошло и пары месяцев, как батальон перебросили в Белоруссию. В лесах под Плещеницей из батальона дезертировал начальник штаба Коровин-Корниец, который притворялся, что хочет служить немцам, а на самом деле только и ждал, когда представится возможность сбежать к партизанам. После его побега Григорий Васюра пошел на повышение и стал начальником штаба. Фактически Васюра возглавил весь батальон вместо Эриха Кернера, который доверил ему командование, как своей правой руке.

Суровые будни Васюры

Начались суровые будни Васюры. Вот тут-то советский учитель и связист дал жару и поразил жестокостью не только советских людей, но и немцев.

  • Васюра не ведал жалости. Его сердце окаменело и не знало сострадания. В течение двух последующих лет он уничтожал десятки и сотни белорусских деревень вместе с их жителями, чтобы освободить их от советских людей, а вместо них заселить белорусские земли немецкими колонистами. Он отдавал приказы сжигать сараи с пленными и лично расстреливал тех, кто пытался бежать. Когда он узнавал, что кто-то из его рядовых хочет переметнуться к партизанам, он сурово с ними расправлялся, тех же, кто совершал небольшую провинность, избивал.

Новая Вилейка и Хатынь

Чтобы понять степень жестокости Васюры, достаточно описать две карательных акции из сотен, совершенных им.

В Новой Вилейке Григорий Васюра велел своим приспешникам собрать всех деревенских жителей. В деревне, преимущественно, находились дети, пенсионеры и женщины. Он приказал им бежать по минному полю. Всех, кто пытался избежать этой участи или делал это недостаточно расторопно, Васюра расстреливал.

Операция в Хатыни, совершенная 118-м батальоном совместно с карателями Дирлевангера в марте 1943 года, стала верхом бессердечности карателей и актом возмездия партизанам. Все началось с того, что хатынцы приютили на ночь партизанский отряд "Дяди Васи", который утром схлестнулся в бою с окружившими деревню карателями. Партизанам удалось вырваться, потеряв трех бойцов. Каратели тоже понесли потери, но больше всего их разозлило то, что они потеряли гауптмана Ханса Вельке, в прошлом чемпиона Олимпийских игр по толканию ядра.

Ханс Вельке. Фото из открытых источников
Ханс Вельке. Фото из открытых источников

По приказу Эриха Кернера 149 жителей деревни, которые, как и в Вилейке, состояли из детей, женщин и стариков, согнали в один сарай и заперли их там, а после обложили сарай соломой и подожгли. Из-за начавшегося пожара двери сарая обвалились и некоторые люди, среди которых были дети, попытались бежать. Васюра отдал приказ стрелять по выжившим и тоже взялся за оружие. В итоге пленники погибли, только единицам в результате счастливой случайности удалось спастись. После отхода карателей их нашли и подобрали жители соседней деревни.

После Хатыни Васюра получил отпуск и съездил на побывку к жене, которая забеременела и через 9 месяцев родила ему дочь. Это обстоятельство заставило Григория Васюру вернуться после войны домой, а не бежать за границу, как сделали остальные уцелевшие каратели.

Переброс во Францию

Летом 1944 года батальон Васюры расформировали и отправили во Францию, где Григорий продолжил работу в охранной полиции. Теперь он должен был бороться не с белорусскими, а с французскими партизанами. Вскоре его расформированный и переименованный батальон перешел на сторону французского движения сопротивления. Теперь Васюра стал служить во 2-м украинском батальоне имени Тараса Шевченко, то есть присоединился к партизанам, с которыми ранее боролся.

После поражения немцев в Великой Отечественной войне Васюра поехал домой и попал в фильтрационный лагерь, где смог скрыть следы своей карательной деятельности и обелить свое имя. Теперь он выставлял себя чуть ли не героем, который попал в плен, а потом продолжил бороться с немцами.

Расплата за прошлое

Через семь лет после окончания войны органы госбезопасности заподозрили, что Васюра сотрудничал с немцами, и арестовали его. По приговору суда он получил 25 лет тюрьмы, однако уже через три года его освободили по амнистии. После освобождения бывший каратель рассказывал своим знакомым, что его посадили только из-за того, что он был в немецком плену.

Довольный тем, что все ему сходит с рук, он стал директором по хозяйственной части совхоза "Великодымерский" в деревне Великой Дымерке и вступил в коммунистическую партию. Работники совхоза часто жаловались на жестокость управленца, который избивал их, однако власти списывали произвол Васюры на лень и нерадивость самих работников, которые не желали работать и получали по заслугам.

Между тем Комитет государственной безопасности продолжал заниматься поисками карателей 118-го батальона и арестовал часть людей, которые упомянули Васюру, но ему удалось выйти сухим из воды.

В 1984 году директор совхоза получил "Ветерана труда". К тому времени он уже отстроил себе большой дом, имел государственные награды, как участник войны, и воспитал вторую дочь, родившуюся после войны. Обе его дочери стали учительницами.

Как и многим другим ветеранам войны, Григорию Васюре не раз приходилось выступать перед детьми. Перед ними он позиционировал себя, как фронтовик-связист, испытавший немало лишений на фронте.

Васюра потребовал орден Отечественной войны

Все так бы и закончилось: Васюра прожил бы, наслаждаясь безнаказанностью и достатком, до конца своих дней. Однако его погубила жадность.

На 40-ую годовщину Дня Победы участникам войны массово раздавали юбилейные ордена Отечественной войны, а Васюре ордена не досталось. Раздосадованный мужчина обратился в военкомат, чтобы ему тоже выдали "заслуженную" награду. Сотрудники подняли архив и нашли много нестыковок в личном деле Васюры. Была организована масштабная проверка, к которой присоединился Комитет государственной безопасности. Клубок военных преступлений карателя, благодаря вновь открывшимся данным и свидетельским показаниям, наконец развязался.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Григория Васюру арестовали в 1986 году. Вина его была полностью доказана. Карателя приговорили к высшей мере наказания и расстреляли 2 октября 1987 года на 72 году жизни.

Невинные жители Хатыни навечно останутся в нашей памяти и наших сердцах.