Существует ли эталонная точка зрения по таким резонансным вопросам? Смотря что считать за эталон. Всегда ведь найдутся несогласные с любым подобным списком. Вот если вывести формулу, приближенную к мнению большинства аудитории, тогда и недовольного бурчания поубавится. Так вроде говорит логика, основанная на математическом расчёте. Разные авторитетные издания периодически проводят опросы на подобные темы среди своей аудитории с привлечением ряда экспертов, а затем пытаются просчитать средневзвешенное или среднеарифметическое. Но глас народного возмущения не утихает и по сей день.
Что не так в подобных методах? Их релевантность. Во-первых, нет чётко определённых количественных критериев оценки, какие можно было бы легко выразить. Во-вторых, ангажированность и вкусовщина экспертов, причём, любых. В-третьих, относительно небольшое число учитываемых мнений – в лучшем случае, лишь несколько десятков тысяч. И ещё профильность. Каков уровень компетенций у человека, высказывающего своё мнение?
Одно дело, к примеру, когда определяют «лучшего» арфиста или, допустим, клавишника. Здесь столько узкоспециальных нюансов, охватить которые способен лишь практикующий профессионал высокого уровня. Другое дело – мастера вокала. Здесь особенностей не меньше (если не больше), но кто из нас признается себе, что он – не эксперт в этой области. «Уж, я то, со своим опытом, вкусом и слухом», – полагает он, – «в миг расставлю всё по полочкам». И чем больше таких «экспертов» привлечь к оценке, тем «вывереннее» будет итоговый результат.
Конечно, в идеале, неплохо было бы опросить буквально всех, сколько-нибудь компетентных, только вот, как это сделать. И хотя я лично полагаю, что и в таком случае ничего хорошего не вышло бы, но это лишь моё частное мнение. Есть такая цифровая медиа-компания, расположенная в Лос-Анджелесе, именуемая «Ranker». Одно из значений этого слова – «присваивающий градацию». На их веб-сайте проводятся опросы-голосовалки разной тематики: о развлечениях, брендах, спорте, еде и культуре и т.д.. «Ranker» утверждает, что является одной из крупнейших баз данных мнений: более 1 миллиарда голосов собрано миллионами субъектов. Имеются уже сотни тысяч мнений отдельных пользователей, на базе которых сформировались различные списки в поп-культуре.
С одним из последних спешу вас ознакомить. «Vox populi vox Dei», как говорится, так что давайте хотя бы полюбопытствуем, что там получилось. Призываю всех сдержано отнестись к этой итоговой градации «величайших рок-певцов всех времён»: не станете же вы её воспринимать серьёзно. Помните, всё это условно, и вы вправе иметь свой собственный взгляд на что угодно. Представляю вашему вниманию топ-50 в обратном порядке.
50. Дэйв Грол
Дэйв Грол – харизматичный фронтмен одной из самых успешных рок-групп 90-х и последующих годов. Суровый голос и мощная подача этого разностороннего музыканта сделали его влиятельной фигурой как в альтернативном, так и в мейнстримном роке.
Мы все его знали сперва как барабанщика Nirvana, а после как гитариста и вокалиста собственной группы Foo Fighters, которая к настоящему времени выпустила одиннадцать коммерчески успешных альбомов. Приняв мантию солиста с беспрецедентным рвением и необузданной страстью, Грол плавно перешёл от ударной установки к авансцене, очаровывая публику своим магнетическим присутствием и волнующим душу вокалом. Его эволюция от разностороннего инструменталиста до убедительного вокалиста олицетворяет собой воплощение творческого переосмысления, демонстрируя замечательную способность преодолевать границы и переопределять параметры своего творческого самовыражения.
Появление Грола в качестве солиста группы Foo Fighters не только продемонстрировало его замечательный вокальный диапазон и эмоциональную подачу, но также подчеркнуло его врожденную способность создавать острые, интроспективные тексты, которые находят отклик на глубоком уровне. Его лирическое мастерство в сочетании с динамичным поведением на сцене подняло живые выступления Foo Fighters на беспрецедентную высоту, установив неразрывную связь с публикой и укрепив статус группы как представителя ведущей силы в сфере рок-музыки.
49. Барри Гибб
Певец, композитор и продюсер, один из основателей группы Bee Gees, Барри Гибб родился на острове Мэн в 1946 году. Музыкальный путь Барри начался рано, под влиянием его родителей, которые оба были музыкантами. Вместе со своими братьями Робином и Морисом он оттачивал свои навыки написания песен, чтобы создать неповторимое звучание, которое привело их к мировой славе. Большая часть успеха Bee Gees была сосредоточена вокруг невероятного вокала Гибба и его легендарного фальцета, который определил звучание группы.
«Это пришло ко мне во сне. Была просьба Арифа Мардина, который был нам как родственник, он был отличным продюсером во время записи песни «Nights On Broadway» для альбома «Main Course», который предшествует маниакальному синдрому «Лихорадки». И он сказал: «Может ли кто-нибудь из вас кричать фальцетом?» Итак, из крика это превратилось во что-то, вроде финала песни, а потом уже стали говорить о бренде нашей группы».
48. Брюс Дикинсон
Он известен в качестве солиста хэви-метал группы Iron Maiden, а также своим разносторонним оперным вокалом и энергичным умением держаться на сцене. Дикинсон родился в Уорксопе, Ноттингемшир, и начал свою музыкальную карьеру, выступая в пабах с небольшими группами в 70-е, одновременно посещая школу в Шеффилде и университет в Лондоне. В 1979 году он присоединился к группе новой волны британской хэви-метал – Samson, с которой приобрел некоторую популярность под сценическим псевдонимом Брюс Брюс и записал два студийных альбома. В альбоме «Shock Tactics» он отказался от крика, который часто заменял чистое пение на более ранних работах.
Он покинул Samson в 1981 году, чтобы присоединиться к Iron Maiden, заменив Пола Ди'Анно, и дебютировал на их альбоме 1982 года «The Number of the Beast». Во время работы в Iron Maiden он постепенно поднимал свой профессиональный уровень, но наиболее зрелой работой с точки зрения вокального исполнения для него стала сольник «Accident of Birth», где музыкант к своему «невероятному вокальному диапазону добавил классическую технику и зрелость».
Дикинсон является одним из самых известных вокалистов в жанре хеви-метал. Предполагают, что его диапазон составляет 3,5 октавы в полный голос. Основным признаком его вокала считается грудное пение (бэлтинг), переходящий в головной регистр. Его сильный фальцет и стиль пения повлияли на становление целого поколения металлистов, он остается канонической фигурой в мире метал-музыки.
47. Эрик Клэптон
Хотя этот британский музыкант в первую очередь известен своей виртуозной игрой на гитаре, он также обладает проникновенным голосом, который сделал его одной из самых уважаемых фигур в мире рока и блюза. Будучи участником нескольких легендарных групп и сольным исполнителем, он очаровывал публику своими интроспективными текстами и вечными песнями. Его влияние как на рок, так и на блюз-музыку неизмеримо.
Эрик Клэптон не думает, что у него есть выдающиеся вокальные способности, но уверен, что его невероятное мастерство игры на гитаре способно перетянуть все внимание на себя:
«Помню, что я думал о пении как о чем-то незначительном, что идет в промежутках между игрой на гитаре, о чем-то, от чего я хотел поскорее избавиться. Пение было той рутинной работой, которая не приносила мне удовольствия. Гитара в любом случае в моей голове первична, я использую её в качестве голоса и пытаюсь выразить через неё душу. У меня нет особых способностей певца, поэтому приходится приковывать внимание слушателей к гитаре».
46. Нил Даймонд
Обладая богатым насыщенным баритоном и умением создавать запоминающиеся мелодии, этот плодовитый певец и автор песен за свою шестидесятилетнюю карьеру стал одним из самых продаваемых музыкальных исполнителей всех времен. Известный своими проникновенными балладами и зажигательными гимнами, он заслужил множество наград за свой вклад в мир музыки. Его постоянный успех являются свидетельством его огромного таланта и стойкости.
Одним из сюрпризов музыкальной индустрии является то, что Нил Даймонд (он же Ной Камински – прим.) никогда не проходил формального обучения искусству пения, и всё же он обладает одним из самых ярких и мгновенно узнаваемых голосов в музыке, и его плавное, тембрально богатое вокальное исполнение оживляет многие его знаменитые песни. Ещё более удивительно, что Нил Даймонд никогда не собирался становиться певцом, ведь его главной целью и, в конечном счёте, более привлекательной была карьера автора песен.
Когда мы слушаем Нила Даймонда, нас привлекает теплота в его голосе, в нём есть правда и искренность, которых нет у многих певцов, ему веришь. Поскольку у Нила никогда не было музыкального образования, он не был ограничен в том, что он мог сделать, чтобы передать то, о чём говорилось в его песнях, позволяло ему установить прочную связь со слушателем.
«Человеческий голос – самый важный инструмент, который есть в нашем распоряжении, но при этом один из самых сложных для понимания или определения. Вы либо слышите его, либо нет. Он либо трогает вас, либо оставляет равнодушным... это больше, чем просто звук... это сама душа».
45. Оззи Осборн
У Оззи Осборна нет того, что большинство людей назвало бы хорошим вокалом, но он у него подходящий для того, что он поёт. Его напыщенный крик напоминает сверление и обратную связь на электрогитаре, его фразировка не отличается ловкостью, но в том, как он звучит, как никто другой, и есть его суперсила. Театрально принимая эти уникальные ограничения и искренне отдаваясь делу – великий карнавальный зазывал в Гиньоле, сумасшедший кондуктор поезда – Оззи не только умудряется превзойти таких гитарных богов, как Тони Айомми и Рэнди Роудс, но и доказывает, что он захватывающий хэви-металлист – грозный, но полный доброго юмора.
Влияние и вклад Джона Майкла «Оззи» Осборна в музыкальную индустрию неоспоримы, что делает его настоящей живой легендой в сфере рок-н-ролла. Будучи одним из основателей одной из самых влиятельных хэви-металлических групп в истории, этот неоднозначный певец с характерным гулким занудным голосом помог сформировать раннее звучание этого жанра. Как участник группы и сольный исполнитель, он постоянно присутствует в популярной культуре благодаря своим многочисленным хитам и возмутительным выходкам за сценой.
44. Мик Джаггер
Мик Джаггер, ведущий вокалист и один из основателей The Rolling Stones, одной из самых продолжительных и чрезвычайно успешных групп в истории, пожалуй, – величайший рок-фронтмен всех времён. Он был первопроходцем в рок-музыке и привнёс в рок-н-ролл стиль и сексуальную привлекательность, которым подражали последующие поколения музыкантов. Это интуитивное звучание, которое Мик всегда пытался воспроизвести, исходит от Литтла Ричарда. Джаггер описывает его не только как «самое большое вдохновение его подростковых лет», но и как неизгладимое влияние на его карьеру.
Его вокал описывают как мощный выразительный инструмент для передачи чувств аудитории. Чтобы выразить «мужественность и безудержную страсть», он перенял методы, ранее использовавшиеся афроамериканскими проповедниками и певцами госпела, такие как «рёв, гортанный стиль пения и жужжание, более гнусавый и скрипучий звук». Моменты гортанного рычания демонстрируют его любовь к блюзу, его полёты фальцетом раскрывают его глубокую связь с ритм-энд-блюзом и соулом, и эти невозмутимые растяжки связывают его с кантри и другими корнями рок-музыки. Несмотря на все эти влияние, его иногда зловещий, порой беззаботный, временами умоляющий вокал всегда был во многом его собственным.
Своему узнаваемым голосу, ставшему большим фактором успеха группы, он обязан несчастному случаю. В юном возрасте Мик увлекался баскетболом и на одном из матчей неудачно столкнулся с противником, в итоге происшествия Джаггер откусил себе кончик языка, а затем от неожиданности ещё и проглотил его. Какое-то время Мик думал, что с карьерой вокалиста покончено. Но спустя неделю запел и обнаружил, что его голос зазвучал в разы лучше. Позднее один из друзей музыканта, ставший свидетелем инцидента, говорил: «Откусить кончик языка, наверное, было лучшим, что случилось с Миком за всю его жизнь».
43. Пол Роджерс
Мощный голос, стоявший за многими успешными группами 70-х и 80-х годов, душевная подача и впечатляющий диапазон этого британского певца сделали его влиятельной фигурой в мире классического рока. Известный своими захватывающими живыми выступлениями и страстными интерпретациями популярных песен, он продолжает очаровывать публику по всему миру.
В 60-х и 70-х годах Пол Роджерс был вокалистом групп Free и Bad Company. После участия в двух менее известных группах в 80-х и начале 90-х годов, The Firm и The Law, он стал сольным исполнителем. Совсем недавно он гастролировал и записывался с Queen. В 1991 году Джон Мелленкамп назвал Роджерса «лучшим рок-певцом всех времён».
Со своим хриплым, безупречно контролируемым рёвом Роджерс был рожден для того, чтобы петь под мощные электрогитары. От «All Right Now» до «Can't Get Enough» его сочетание мачо-блюзовой мощи и мелодической чувствительности по-прежнему устанавливает стандарты для фронтменов хард-рока. Роджерса боготворили покойные Фредди Меркьюри и Ронни Ван Зант из Lynyrd Skynyrd: «Звук его голоса представляет для меня целый тип человека. Невероятно мужественный, сексуальный, трудолюбивый».
42. Мит Лоуф
Майкл Ли Адай (урожденный Марвин Ли Адэй), профессионально известный как Мит Лоуф, был американским певцом и актёром, известным своим мощным, разносторонним вокалом широкого диапазона и театральными живыми выступлениями. Он один из самых продаваемых музыкальных исполнителей в истории. Обладая голосом редкой мощи и тембральности, а также и невероятным сценическим имиджем, этот театральный певец впервые прославился в 70-х годах благодаря культовому альбому, который с тех пор стал одной из самых продаваемых пластинок всех времён. Известный своими драматическими выступлениями и эмоциональными выступлениями, он очаровал публику по всему миру своим уникальным сочетанием рока и театра. Его непреходящее влияние на популярную музыку неоспоримо.
41. Род Стюарт
Этот британский певец своим скрипучим голосом и притягательным умением держаться на сцене уже более пяти десятилетий очаровывает публику сочетанием рока, поп-музыки и соула. Известный своими энергичными живыми выступлениями и рядом хитов, возглавляющими чарты, он остается любимой фигурой в массовой культуре. Его непреходящая привлекательность и постоянный успех являются свидетельством его огромного таланта.
Вокалист, внесший столько души в рок-н-ролл 70-х, бросил школу в 15 лет, чтобы пойти работать шелкографом. «У меня был маленький портативный транзисторный радиоприемник, рядом с которым я спал», – вспоминает Стюарт. «Я слушал всех чернокожих певцов, приехавших из Америки, – Сэма Кука, Отиса Реддинга, блюзовых певцов, таких как Хаулин Вульф и Мадди Уотерс. Для меня это был новый мир. Я хотел иметь возможность петь, как эти люди». Эти попытки породили болезненные баллады, такие как «Maggie May» и «Tonight's the Night (Gonna Be Alright)», а также рокеры в стиле Stones, такие как «Stay With Me» с Faces) и «Hot Legs».
Род Стюарт не просто имитировал зернистую серьезность своего вокального героя Сэма Кука; он переосмыслил это изнутри и превратился в одного из величайших интерпретаторов рока. Стюарт может разбить вам сердце, пока поёт, как весёлый собеседник, может заставить вас поморщиться или ухмыльнуться с одинаковой легкостью – когда он включен, он может заставить любой материал звучать превосходно. А когда материал великолепен, он неотразим.
40. Джордж Харрисон
Когда он был «тихим» участником одной из самых знаковых групп в мире, мелодичная игра на гитаре и загадочные тексты этого одаренного певца и автора часто отходили на второй план по сравнению с вкладом его более известных партнёров. Однако, уникальный, проникновенный, высокий, тембрально тёплый голос не только удивительно органично встраивался в фирменные вокальные гармонии Fab Four, но и обладал необъяснимой магией воздействия на слушателей, когда его сольный проникновенный вокал очаровывал по-особому. Глубочайшие философские темы вечных песен, обрамлённые в неземные прекрасные мелодии, покорили миллионы людей во всех уголках Земли и позволили ему занять место среди величайших рок-музыкантов всех времён. Хотя он скончался в 2001 году, его наследие как музыканта-новатора продолжает жить.
39. Карен Карпентер
Образ белого хлеба и печальная судьба Карен Карпентер – она умерла от анорексии в 1983 году – затмили её шоколадно-сливочный альтовый голос. Но другие исполнители знают партитуру: Элтон Джон назвал ее «одним из величайших голосов нашей жизни», а Мадонна сказала, что она «полностью находится под влиянием этой гармонической чувствительности». Невероятно пышные и почти шокирующе интимные, выступления Карпентер представляли собой новый вид зажигательного пения, построенный на сдержанности и мельчайших деталях интонаций, благодаря которым даже самые сентиментальные песни звучали так, будто она смотрела прямо вам в глаза.
Карен Карпентер – настоящая королева сцены, которую легко слушать. У неё был один из самых «семидесятых» голосов 70-х – ритмичный, гибкий, густой и успокаивающий, с тем настроением эмоционального беспокойства, которое подчеркивало изнанку пригородной мечты в таких классических произведениях, как «We’ve Only Just Begun» и «(They Long to Be) Close to You».
Благодаря своему ангельскому голосу и безупречной фразировке Карпентер стала половиной одного из самых успешных дуэтов в истории музыки 70-х годов. Её способность передавать глубокие эмоции через пение сделала ее любимой фигурой среди поклонников всех возрастов. К сожалению, её жизнь оборвалась в 32 года, но её прекрасный голос и вечные песни продолжают находить отклик у слушателей и сегодня.
38. Джон Бон Джови
Харизматичный фронтмен одной из самых успешных рок-групп всех времён, мощный голос и красивая внешность этого уроженца Нью-Джерси сделали его любимой фигурой в популярной культуре на протяжении более трех десятилетий. Имея на своем счету ряд вечных гимнов, он постоянно присутствует в чартах и продолжает очаровывать публику своими динамичными живыми выступлениями.
Джон Бон Джови вырос в Нью-Джерси и утверждал, что является кровным родственником Фрэнка Синатры. Он ненадолго присоединился к рок-группе Scandal в 1983 году, но после получения контракта на запись в том же году сформировал группу Bon Jovi.
В последние годы Джон старался не замечать, что напряжённые туры убивают его голос. Летом 2022 года он перенёс операцию по медиализации голосовых связок, чтобы уменьшить их ослабление, что сильно влияло на вокал. За этим последовали два года упорной работы с преподавателями по вокалу и каждодневных упражнений. Процесс восстановления шёл медленно, но Джон не привык сдаваться. Теперь, конечно, это уже немного не тот вокал, что в молодости, но это всё тот же Джон Бон Джови. Та же харизма, те же обертоны.
37. Смоки Робинсон
Один из основателей легендарной группы лейбла «Motown» – The Miracles, а позже – успешный сольный исполнитель, чей шелковисто-мягкий фальцет и проникновенные тексты песен сделали его непреходящей фигурой в популярной музыке. Его многочисленные хиты и революционный вклад в развитие соул-музыки и ритм-энд-блюза принесли ему бесчисленные награды и место среди величайших исполнителей всех времён.
«С его тоном и подачей в Смоки можно влюбиться», – говорила звезда «Motown» Марта Ривз. Будучи подростком, Робинсон хотел петь ду-воп, как Platters, но в конечном итоге он изобрёл свой собственный вокальный стиль. Его высокая, деликатная подача отмечала его как не такого уж тенора в роли мужского сопрано, способного превратиться в душераздирающий фальцет, который остаётся одним из самых характерных звуков поп-музыки 20-го века.
В таких хитах группы Miracles, как «The Tracks of My Tears», «You’ve Really Got a Hold on Me» и особенно в «Ooo Baby Baby» (с её почти бессловесным, но бесконечно трогательным припевом), этот голос вызывал трепет разбитого сердца, а романтика звучит одинаково соблазнительно. Пол Маккартни сказал, что он научил «Битлз» петь: «Смоки Робинсон был в наших глазах словно Бог».
36. Питер Гэбриэл
Сооснователь одной из самых влиятельных прогрессив-рок-групп в истории, этот инновационный музыкант, чей запоминающийся голос и театральное поведение на сцене помогли определить сам жанр, на ходу и по сей день. Как сольный исполнитель, он успешно перешёл в мейнстрим поп-музыки, продолжая при этом раздвигать границы своим экспериментальным звучанием и заставляющими задуматься текстами. Его непреходящее влияние как на рок, так и на поп-музыку неоспоримо.
Страсть к музыке передалась ему от матери, которая научила Питера игре на фортепиано в нежном возрасте. Тем не менее, как почти и все его сверстники, он влюбился в рок-н-ролл и американскую музыку. Одной из его первых страстей был соул, а первым инструментом, на котором Гэбриэл играл в группе, были… барабаны. А дальше… уже за одно то, что он создал в Genesis, его обязаны ввести в пантеон выдающихся певцов. Он – драматический исполнитель, создавший целые спектакли на основе собственных песен, вокалист, имеющий свой собственный стиль, манеру, которой подражали многие.
Любитель соул-музыки, Габриэл находился под влиянием множества различных источников в своем пении: в основном Отиса Реддинга и других соул-певцов, а также солиста группы Family Роджера Чепмена. У Гэбриэла уникальный природный тембр, которым он удивительно тонко управляет – это так называемое духовое пение. Чистый звук голоса сопровождает еще свободно выходящий сквозь связки воздух, это придает ему объем и теплоту. Часто рождает впечатление, что звучат два голоса одновременно в интервал. Кроме этого он часто использует разные приёмы, такие как микст, переход с чистого голоса на фальцет со своеобразной атакой. И все это с таким вкусом и в меру, что задумываешься: «А не гений ли он?»
35. Джо Кокер
Благодаря своему своеобразному хриплому голосу и страстной манере исполнения этот британский певец стал одним из самых выдающихся голосов в рок-музыке 60-х и 70-х годов. Известный своими проникновенными интерпретациями популярных песен, он одинаково умел исполнять энергичные гимны и нежные баллады.
«Он привнес в микс Рэя Чарльза, оказавшего влияние на рок-н-ролл», – говорил Стив Ван Зандт. Голос Джо Кокера – это непреодолимая сила, сочетающая в себе любовь к американской соул-музыке с неоспоримой глубиной чувств. Он по-английски наполнил резкий вокал Чарльза рок-н-ролльным настроем, что наиболее выразилось в его кавере на хит группы The Boxtops «The Letter» и его монументальном исполнении битловской «With a Little Help From My Friends» на Вудстоке. Реакция на это помогла подтолкнуть волну певцов «белого соула», в том числе Леона Рассела, Делейни и Бонни.
И я ещё не встречал равнодушных к его интерпретации песни Билли Престона и Брюса Фишера «You Are So Beautiful». Хотя Джо скончался в 2014 году, его мощный голос и уникальный стиль продолжают находить отклик у поклонников по всему миру.
34. Стинг
Благодаря своему характерному голосу и игре на басу этот разносторонний музыкант сначала прославился в составе культового трио The Police, а затем начал успешную сольную карьеру, охватывающую множество жанров. Известный своими умными текстами и приверженностью общественным делам, он заслужил множество наград за свой вклад в мир музыки.
Гордон Мэттью Томас Самнер, он же Стинг, – довольно техничный вокалист, с превосходной артикуляцией и фразировкой. Обладатель узнаваемого тембра славится своим характерным и уникальным стилем. Он известен своим широким диапазоном, плавным вокалом и отличным контролем дыхания, умело проводя компрессию воздуха, проходящего через связки без подсвязочного давления – уникальной вокальной техникой, сочетающей в себе элементы различных стилей, таких как регги, рок и джаз. Голосу Стинга присуще легкое естественное вибрато, он часто плавно переключается между грудным и головным регистрами. На манеру пения Стинга равняются многие певцы, но добиться такой уникальности довольно непросто.
33. Дэвид Гилмор
Известный своей атмосферной игрой на гитаре и проникновенным голосом, Дэвид Гилмор сыграл ключевую роль в формировании звучания одной из самых влиятельных прогрессив-рок-групп в истории. Как участник Pink Floyd, так и сольный исполнитель, он очаровывал публику своими эмпирическими текстами и завораживающими живыми выступлениями.
Конечно, Гилмор в первую очередь известен как выдающийся соло-гитарист, но ещё в 2009 году слушатели «Planet Rock» признали его 36-м в рейтинге «Величайшие голоса в роке». Он точен в нюансах фразировки, у него чёткая артикуляция, вот только мощь, страсть и богатый узнаваемый тембр – не его ипостась. Дэвид – мастер создания созерцательных песен, рефлексия – его естественное состояние, и этот удивительный неземной голос в дополнении к гитаре очень органичен в композициях, вводящих в медитативное состояние. Ну, кто, кроме него их способен исполнить лучше?
32. Джордж Майкл
Обладающий проникновенным голосом и неоспоримой харизмой, этот британский певец и автор песен сначала прославился как часть популярного дуэта, а затем начал успешную сольную карьеру. Известный своими запоминающимися поп-мелодиями и проникновенными балладами, он стал одним из самых продаваемых музыкальных исполнителей всех времён. Несмотря на то, что на протяжении всей своей жизни он сталкивался с многочисленными личными проблемами, его талант и влияние на массовую культуру остаются неоспоримыми.
Кумир подростков, ставший мастером соул-попа, обладал гибким, но сильным тенором, который мог справиться почти со всем, что попадалось ему на пути – с тоской «Careless Whisper», мотивационным госпел-попом 90-х «Freedom!», суровым протестом «Praying for Time», охватывающими все жанры каверами, которые он добавлял в свои концертные сеты. Его главное достижение произошло на концерте в честь Фредди Меркьюри в Лондоне в 1992 году, когда он выполнил вокальную тренировку фронтмена группы Queen в «Somebody to Love». Даже Брайан Мэй согласился: «Когда он исполнял «Somebody to Love», в его голосе была определенная нотка, которая была чистым Фредди». Но в целом любая подача Майкла была полностью его собственной.
31. Фил Коллинз
За свою более чем пятидесятилетнюю карьеру Коллинз зарекомендовал себя не только опытным барабанщиком, но и одаренным певцом с проникновенным голосом, способным передавать глубокие эмоции. В составе чрезвычайно успешной группы и как сольный исполнитель он продал миллионы пластинок и получил множество наград за свой вклад в мир музыки. При этом он получил семь «Грэмми» при 25 номинациях на эту премию и продал 150 миллионов альбомов. До него такое удавалось только Полу Маккартни, да Майклу Джексону.
Конечно, Коллинз не был первым вокалистом группы. Первоначальным фронтменом Genesis был очень харизматичный и яркий Питер Гэбриэл, и Коллинз занял его место только после того, как Питер покинул группу и занялся сольной карьерой в 1975 году. Оказалось, что он был единственным, у кого было это «Невидимое прикосновение».
«Я просто не чувствовал, что смогу повторить то, что сделал Питер Гэбриэл. Я сказал: «Я попробую, но не ждите, что я буду носить костюмы!»».
Коллинз проходит очень тонкую грань между тем, чтобы быть по-настоящему пикантным и по-настоящему утонченным. Его голос характерно тембрально окрашен, при этом он легко достигает эмоционального драматизма. Порой Фил может показаться ужасающим, но в то же время он обладает потрясающей энергией и особым богатством звучания. Не удивительно, что он был ответственен за «некоторые моменты истинной гениальности, часто сопровождаемые, надо сказать, некоторых настоящих зануд».
Продолжение здесь:
☑ Если вам понравился этот материал, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Что ещё почитать в такой стилистике: