В самом центре Первопрестольной старинные здания, пережившие пожар 1812-го можно пересчитать по пальцам. Этот известный особняк на Мясницкой как раз из их числа. Конечно сейчас он только в общих чертах напоминает каменное здание построенное на этом месте исполнявшим должность архитектора главной московской полицмейстерской канцелярии Семеном Антоновичем Кариным для «генерал-майора и кавалера» Сергея Николаевича Салтыкова в восьмидесятых годах восемнадцатого столетия, хотя все же напоминает.
За свою долгую историю особняк сменил множество владельцев и арендаторов, несколько раз перестраиваясь и меняя свои интерьеры. Но вот что интересно. При всей своей известности, и длинном списке самых знаменитых фамилий отечественной истории так или иначе связанных с этим местом, особняк оказался практически полностью лишен достоверной архитектурной биографии. Остались ныне только догадки и предположения.
Самые старые интерьеры особняка, дошедшие до нашего времени, скорее всего были созданы при самом известном его владельце – Александре Дмитриевиче Черткове. Этот дом он приобрел в 1831-м, когда в чине полковника вышел в отставку с военной службы и полностью посвятил время свое любимым занятиям. Библиофил и собиратель легендарной библиотеки, коллекционер-нумизмат, археолог-любитель, историк и автор научных трудов превратил свой дом на Мясницкой в один из самых главных, известных и популярных культурных центров Москвы. Роскошный готический зал, мавританская гостиная, библиотека с отделкой из дерева отлично подходили вкусам и занятиям владельца и вполне соответствовали самым последним капризам интерьерной моды николаевского царствования.
По мимо того, Александр Дмитриевич был еще и в числе учредителей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и лично мне кажется предположение о времени создания перечисленных интерьеров вполне логичным. Хотя конечно сии моды не ушли за один день и отстаивались актуальными еще некоторое время и после кончины Черткова в 1858-м.
После смерти Александра Дмитриевича владельцем особняка стал его сын Григорий, который в 1863-м, выполняя волю покойного родителя, открыл в левом крыле здания читальный зал сделавший общедоступными книжные сокровища чертковской библиотеки. Помещения для этой цели с сохранившимися старыми сводами специально укрепляли в целях безопасности и предотвращения пожаров и похоже именно тогда в доме появились чугунные перекрытия и столбы.
История этой «публичной читальни» с уникальными книгами безусловно интересна, но просуществовала она только десять лет. В 1873-м Григорий Александрович продал особняк дальней родственнице – княгине Наталье Алексеевне Гагариной, а библиотека была передана в дар Румянцевскому музею. И именно при Гагариной дом ждали наиболее серьезные перестройки. Чрез два года после покупки Наталья Алексеевна пригласила малоизвестного архитектора Соколова который частично изменил декор фасада
и конечно интерьеры. Вполне возможно, что именно тогда помещения особняка просто заполонила обильная и витиеватая лепнина в основном в очень популярном тогда «стиле Louis XV». По меньшей мере дамские представления об аристократической роскоши это, на мой взгляд, вполне отражало.
Правда сии расходы оказались для Гагариной неподъемными и в 1880-м особняк, заложенный в Городском кредитном обществе, выкупила купчиха Клавдия Никоновна Обидина за совершенно сумасшедшие по тем временам 722 тысячи рублей серебром. И с той поры дом этот фактически превратился в доходный поскольку практически все его помещения сдавались в аренду, как бы сейчас сказали, «различным физическим лицам и организациям». С деятельностью одного из арендаторов были связанны и последние дореволюционные изменения в здании. В 1896-м в особняке разместилось Московское архитектурное общество, а в 1897-м «в 21-й комнате на двух этажах» открылась «Постоянная архитектурно-художественно-техническая выставка». Тогда в здании появился известный «выставочный» камин якобы исполненный по эскизу Михаила Александровича Врубеля
и очень пуританская и не очень уместная в этаком декоративном окружении парадная лестница совершенно точно спроектированная Федором Осиповичем Шехтелем.
Скорее всего что-то менялось и в декоративной отделке других помещений, но что именно можно предположить только в отдельных случаях и то только предположить…
Примечателен тот факт, что в конечном итоге сам особняк с богатой историей и потерянной архитектурной биографией устоял до нашего времени действительно чудом. В 1914-м его купил владелец товарищества «Орудия, машины, двигатели» Густав Андреевич Каппен, который планировал полностью снести старое здание и построить на его месте многоэтажный доходный дом. Не успел. А потом началась уже совсем другая история…