Найти тему

Какие произведения древнерусской литературы стоит прочитать?

Оглавление

Сегодня День славянской письменности и культуры — дата, когда мы вспоминаем о кириллице, благодаря которой стало возможным создание и распространение литературы, научных трудов и образовательных материалов на славянских языках. Случилось это более тысячи лет назад. Однако многие ли могут назвать хотя бы десяток произведений, написанных раньше XIX века?

Давайте исправлять это недоразумение, все-таки речь о родной культуре. Но сначала немного о тех коллизиях, которые скрываются за фасадом фразы «славянская культура» в данном случае.

Под контролем

Дело в том, что связка «алфавит — славянская культура» несет в себе определенное противоречие. С одной стороны, действительно, кириллица использовалась преимущественно в странах, где говорили на славянских языках, в отличие от латиницы, которая стала основой письменности германских и романских народов. Кстати, после 1971 года на кириллицу перешли некоторые неславянские народы, оказавшиеся в культурном и политическом пространстве Советского Союза. Она до сих пор используется в Таджикистане и Монголии. Впрочем, таджики последние, кто еще не объявил о переходе на другой алфавит, латиницу или традиционное письмо.

С другой стороны, с момента своего появления вся писательская деятельность находилась под контролем церкви и служила преимущественно для создания служебных текстов. Вплоть до второй половины XVII века вы не найдете ни стихов, ни повестей, ни сатиры, ни даже русских богословских трактатов. Одни церковные произведения. К ним с большой долей уверенности можно отнести и самые известные произведения древнерусской литературы — летописи, так как они часто писались монахами и опирались на церковную этику. Примерно до середины XVI века любой текст рассматривался в логике фиксации человеческих пороков и проявления благочестия.

Более того, церковь активно боролась с проявлениями славянской культуры, которая считалась языческой, то есть основанной на ложной вере. Именно поэтому у нас нет никаких памятников, которые бы зафиксировали славянские мифы, легенды, описание обрядов и т.д. Все это считалось недостойным, ошибочным, поганым (от латинского слова pāgānus, «сельский»). Исландцы смогли зафиксировать свои мифы, а мы нет.

Кстати, англичане в свое время тоже страдали из-за отсутствия национальной мифологии, что побудило Джона Толкина сочинить «Властелин колец». И вообще у русской и английской культуры есть много интересных параллелей.

Возрождение интереса к славянскому прошлому, а точнее, его первое появление началось лишь в конце XVIII века на фоне роста национального самосознания и эмансипации культуры. Из-за отсутствия подлинных литературных памятников, на которые можно было бы опереться, фольклористы стали изобретать славянских богов, опираясь на зарубежные источники и современные им народные обряды. Значительным подспорьем в этом деле стали римские и греческие мифы. В свою очередь «кабинетная мифология» XIX века дала толчок развитию разного рода неоязыческих концепций, с каждым годом становящихся все более популярными.

Полезно и скучно

Но вернемся к теме. Весь архив древнерусской литературы составляют т.н. «душеполезные» тексты, включающие в себя религиозные наставления, служебные тексты, агиографии (биографии святых), послания, описания мира, сказания и т.д. Из «развлекательного» чтения, под которым мы понимаем собственно литературу — редкие переводные греческие романы.

Это большой корпус текстов (не стоит думать, что наши предки мало писали), который уже давно исследуется филологами и богословами. Однако все они далеки от простого читателя. Барьер кажется непреодолимым: мы не знаем исторического контекста, не можем воспринимать старинные жанры, не способны фокусироваться на интересующих авторов проблемах. Более того, многое из написанного можно найти в современной церковной литературе, а значит, нет необходимости заниматься разгадыванием текстов, написанных на церковно-славянском языке.

Именно поэтому такое внимание уделяется относительно понятным произведениям с историческим содержанием, например, «Повести временных лет», «Сказанию о Мамаевом побоище», «Задонщине». Но вообще-то, старинная литература — это скучные тексты, лишенные привычной сюжетной основы и интриги, тропов и центральных персонажей, за которыми мы обычно наблюдаем во время чтения.

Мостиком между непонятной древнерусской литературой и современным читателем является «Слово о полку Игореве», произведение, бесспорно, интересное, но пока еще не нашедшее своего настоящего исследователя. Текущий статус-кво (написано в конце XII-XIII веках, оказало существенное влияние на последующие произведения) достаточно спорный. И это несмотря на вклад в изучение памятника таких ученых, как Дмитрий Лихачев и Андрей Зализняк.

В свою очередь авторы околоисторических каналов любят развлекать публику рассказами о влиянии «Слова» на Пушкина, сравнивая его с летописными текстами и рассуждая о жанровых особенностях. Как ни странно, внимание непрофессионалов и все эти «разборы» делают «Слово» более близким читателю. Хотя и не приближают к пониманию.

Что нужно знать о русской литературе?

Во-первых, она формировалась в период т.н. «феодальной раздробленности» (XII - XV века), что привело к формированию параллельных историй и разных традиций почитания святых. Но даже и после централизации при Иванах-Василиях долгое время существовала конкуренция разных регионов за право диктовать остальным свои традиции.

Во-вторых, беллетристика формировалась как подпольная деятельность, авторы которой предпочитали скрывать свои имена, ибо могли быть строго наказаны.

В-третьих, беллетристика создавалась как отклик на западную литературу, прежде всего рыцарский роман. Даже у Пушкина мы еще находим следы европейской средневековой литературы.

В-четвертых, кросс-культурный обмен между славянскими культурами оказался не таким уж большим, несмотря на общий алфавит. Он, бесспорно существовал, но, например, для представителей русской церкви все-таки главным источником знаний были переводы с греческого.

В-пятых, это была литература для очень узкого круга интеллектуалов, придворных, церковных служителей.

Могла ли естественным образом появиться независимая массовая русская литература, независимо от европейских образцов? Вопрос открытый. Между открытием западного мира при Иване III и появлением первых образцов этой самой массовой литературы в XVIII веке прошло практически три столетия.

Ну а теперь обещанный краткий список произведений, которые хорошо бы знать человеку, любящему русскую культуру:

  • «Слово о полку Игореве»
  • «Моление Даниила Заточника»
  • «Хождение за три моря Афанасия Никитина»
  • «Повесть о белом клобуке»
  • Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
  • Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619 – 1620 годах
  • «Повесть о Бове-королевиче», или на выбор: «Повесть о Василии Златовласом», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд»
  • Песни Самарина-Квашнина

Все тексты можно найти на сайте Института русской литературы

Приятного чтения!