Найти в Дзене

«День наедине с ребенком»: критик Ярослав Лермонтов о прозе Татьяны Филипповой

Неизвестный автор, 1960
Неизвестный автор, 1960

В современной критике сравнительно недавно прочно утвердился англоязычный термин young adult, вытеснивший более традиционный термин «подростковая литература». И это не тот случай, когда, поддавшись веянию моды, калька с иностранного языка заменила отечественное наименование. Принципиальное отличие young adultот «подростковой литературы» в том, что книги этого жанры ориентированы на более широкую целевую аудитории, то есть они не только о подростках и для подростков, напротив, их активно читают люди самых разных возрастных групп. Книги в жанре young adult учат нас тому, что ребенок – маленький взрослый, он не живет в каком-то особом мире, а испытывает те же чувства, что совершеннолетний человек: влюбляется, радуется, печалится, скорбит. Более того, ребенок способен испытывать такое же экзистенциальное одиночество, что и взрослый. Разница только в том, что в силу нехватки опыта и значительно меньшей начитанности он не может это состояние адекватно и всесторонне объяснить.

Перед нами отличный рассказ Татьяны Филипповой «Ашико», выполненный в лучших традициях жанра young adult: главный герой – маленький ребенок, рано повзрослевший и рано испытавший подлинное одиночество во взрослом, таком странном, нелогичном и жестоком, мире. Этот небольшой восьмистраничный текст затрагивает немало тем, важнейшими из которых являются темы одиночества в современном мире и моральной ответственности взрослого человека за свои слова и поступки. Рассказ Филипповой отличает стилистическое разнообразие, автор умело маскирует свою позицию, часто ведя повествование от лица своих героев.

Содержание можно пересказать буквально в двух предложениях: перед нами один день из жизни ребенка, которого овдовевший отец на один день оставил у своей молодой бездетной дальней родственницы. Девушка, не имея опыта общения с детьми, пытается наладить контакт с мальчиком, недавно потерявшим мать. Сложно сказать однозначно, насколько ей это удалось. Однако этот день наедине с ребенком помог героине немного больше узнать о себе и о мире вокруг. Удастся ли мальчику постепенно прийти в себя после потери матери? Вопрос остается открытым. И только висящий в комнате африканский барабан ашико, который насылает на ребенка полные чудных образов сны, пытается дать ему возможности забыть о своей непроходящей скорби.

«Ашико» – это рассказ об одиночестве. О том экзистенциональном одиночестве, которое испытывают в этом мире как взрослые, так и дети. Такое одиночество особенно ощущается после утраты близкого человека. Мальчик-герой рассказа боится остаться один, став «тем самым безымянном дядькой в чужом альбоме», который, всю жизнь путешествуя, бежал от своего одиночества. Одинока молодая героиня, живущая одна и избегающая привязанности, одинок и профессор, смысл жизни которого на склоне лет – это борьба за культуру речи своего подъезда. Одинок каждый из нас, борясь со своими ветряными мельницами. Как взрослый может понять ребенка, если не понимает, что тот не отдельное существо, живущее в своем, детском, мире, а такой взрослый, пусть еще и маленький? Именно этот вопрос и ставит перед читателем автор.

Читать рассказ

Автор статьи: Ярослав Лермонтов – выпускник филологического факультета МГУ, учитель русского языка и литературы, один из основателей-спикеров книжного клуба «Контекст», создатель литературных блогов «Современная русская проза».