Об исследовании развития института прокурорского надзора за органами предварительного расследования в 1990-х – начале 2000-х годов, особенностях и развитии прокурорского надзора, основных нарушениях предварительного следствия мы беседовали с аспирантом 2-го года обучения Адамом Гаджиевым, чьим научным руководителем является заведующий кафедрой юриспруденции, д.ю.н., профессор Алексей Иванович Глушков.
– Почему выбранная тема важна для людей и государства в нынешней жизни?
– Прокурорский надзор играет важную роль в обеспечении законности и справедливости в ходе расследования уголовных дел. Эффективный прокурорский контроль способствует предотвращению злоупотреблений и необоснованных действий со стороны правоохранительных органов, защищает права граждан и обеспечивает соблюдение процессуальных норм при проведении расследований. И принципы правового государства, и права человека неразрывно связаны с эффективностью контрольного функционирования прокурора. Прозрачность и законность деятельности правоохранительных органов соотносится с защитой прав и свобод граждан, качеством правосудия и доверием к нему со стороны граждан. Прокурорский надзор обеспечивает предотвращение произвола и нарушений, что поддерживает доверие граждан к правоохранительной системе.
– Почему вы обратились к этой теме и именно сейчас?
– Период 1990-х – начало 2000-х годов – период смены государственного строя и неизбежных социальных потрясений, и мне было важно проанализировать, как реагировал законодатель на быстро меняющуюся реальность, как происходили изменения в практической деятельности. Считаю, что ошибки и достижения данного периода должны быть учтены в современных условиях, когда Россия вновь рискует столкнуться с экономической и социальной нестабильностью, вызванными напряженной международной обстановкой.
– Что лично для вас эта тема?
– Она означает для меня важность соблюдения принципов правового государства и защиты прав граждан. Эффективная работа прокурорского надзора укрепляет веру в справедливость и помогает избежать негативных последствий ошибок или злоупотреблений в правоохранительной деятельности.
– Расскажите кратко о том, что происходило в государстве в 1990-х – 2000-х гг. особенного? Какие сложности прокурорского надзора и в деятельности правоохранительных органов возникли?
– Значимым событием начала 1990-х не только для нашей страны, но и для картины мира в целом, стал распад СССР. В результате разрушения экономического базиса государства изменилась политическая система общества, что неизбежно повлияло на социальный компонент, в частности, рост преступности, что отрицательно влияло на общественную безопасность и стабильность. При этом правоохранительные органы испытывали серьезные трудности из-за недостатка ресурсов, коррупции, неэффективности и недостатка механизмов контроля.
Криминальные структуры стали более активными и агрессивными. Сегодня, спустя четверть века, все еще расследуются преступления, совершенные в этот период организованными преступными группировками. Яркими примерами влияния криминальных элементов на политические и бизнес-структуры могут служить дела А.П. Быкова (Красноярск), С.И. Фургала (Хабаровск).
Отдельным вызовом правоохранительным органам выступала контртеррористическая операция на территории Чеченской Республики с 1994 г. по 2009 г. Чеченские националисты неоднократно проводили на территории России теракты, похищали людей, совершали убийства.
Чтобы изменить работу правоохранительных органов, в начале 2000-х гг. были приняты законы, направленные на ужесточение наказаний за совершение преступлений, улучшение работы полиции, развитие судебной системы. В результате удалось снизить уровень преступности и улучшить контроль над ситуацией.
– Как проходило изменение прокурорского надзора в связи с изменениями в государстве? Какие меры, мероприятия, шаги можете выделить?
– В первую очередь это касалось изменений в законодательстве: были внесены положения об отнесении к исключительному ведению СССР «установление единой системы прокурорского надзора», отказ от понятия «высший надзор» прокуратуры. 12 июня 1990 г. с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР стало суверенным государством. Важнейшим принципом правового государства признавалось разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. На базе действующих на территории РСФСР органов прокуратуры была образована единая система органов прокуратуры, подчиненная Генеральному прокурору РСФСР: федерального и субъектного уровней, специализированные прокуратуры, научные и учебные заведения.
– В чем сущность прокурорского надзора, а главное, в чем отличие его в 1990-х гг. от сегодняшнего состояния и задач?
– Создание Следственного комитета РФ при Прокуратуре РФ привело к изменениям структуры и функционирования прокуратуры: он получил ряд функций по уголовному преследованию, а роль прокуратуры ограничилась функциями надзорного органа. Это создало условия для более эффективного осуществления прокурорами надзора за деятельностью органов дознания, усилило взаимодействие следственных органов с прокуратурой РФ, способствовало повышению объективности расследования, обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и беспристрастное соблюдение конституционных прав граждан.
– Каково влияние судебной реформы 1991 г. на прокурорский надзор?
– 27 октября 1960 года Верховным Советом РСФСР был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который внес изменения в организацию надзора за законностью расследований и конкретизировал нормы Положения о прокурорском надзоре в СССР. Несмотря на важные нововведения, основная идеология закона имела репрессивный характер. Главный приоритет –оперативное и всестороннее раскрытие преступлений и выявление виновных, что влияло на работу прокуратуры в досудебном производстве. Прокурорам были предоставлены дополнительные полномочия: выдавать указания следователям относительно проведения расследования, участия в следственных действиях, привлечения в качестве обвиняемых, определения квалификации правонарушений и содержания обвинений; разрешать поданные следователем ходатайства; утверждать применение определенных мер пресечения (залог, заключение под стражу), продлевать срок содержания под стражей, продлевать срок предварительного расследования и другие. Прокурор получил право участвовать в контроле за законностью и имел возможность санкционировать такие действия, как обыски, арест на почтовые отправления, выемку документов, помещение лица в лечебно-психиатрическое учреждение для производства экспертизы и другие. Получил контроль за решениями следователя о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, а в случае обоснованных жалоб на отказ в возбуждении дела мог отменять это постановление и возвращать дело на дальнейшее рассмотрение.
В период перестройки возникло множество противоречивых нормативных актов, и были сделаны попытки неправильного толкования и обхода закона. Ответом государства стало усиление роли прокуратуры в общем надзоре как необходимого инструмента в борьбе с беззаконием на фоне роста преступности. Закон РФ «О прокуратуре» 1992 года уделил особое внимание правозащитной роли прокуратуры, защите социальных и правовых интересов граждан, их прав и свобод.
Для реализации указанного закона РФ 11 марта 1992 года был издан приказ Генерального прокурора № 7 «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”». Основные задачи по этому приказу: использование ресурсов прокурорской системы для пресечения нарушений закона, надзор за законностью правовых актов и их исполнением местными органами власти, за соблюдением законов в органах следствия, внимание правам граждан, нуждающихся в особой защите, влияние на законодательный процесс.
Принятие Конституции РФ 1993 года существенно повлияло на юридический статус прокуратуры в обществе, определило ее статус как конституционного органа, установило специальный порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, прокурорский надзор перестал называться «высшим», что уравняло его терминологически с надзорными органами исполнительной власти, Генеральный прокурор РФ был лишен права обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам соответствия правовых актов Конституции, и его функции и статус были определены федеральным законом, а не конституционным порядком, в отличие от органов судебной власти.
Защита и реализация прав и свобод человека и гражданина стали одной из ключевых задач и основой деятельности государства, в том числе органами прокуратуры. Для успешной деятельности прокуратуры потребовались изменения в правоохранительной системе, обновление кадров и нормативное регулирование ее деятельности. По этим причинам в ноябре 1995 года была принята новая редакция Закона РФ «О прокуратуре РФ». Согласно этому закону, органы прокуратуры составляют единую федеральную централизованную систему, осуществляющую контроль за соблюдением действующего законодательства на их территории. Провозглашались принципы верховенства закона, единства и укрепления законности, установлены положения о том, что Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют борьбу с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов.
Согласно процессуальному законодательству, прокуроры участвуют в рассмотрении дел общими судами и арбитражными судами, помогая в поддержании государственного обвинения в уголовных делах. В 1995 году в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» была улучшена одна из важных функций прокуратуры – функция уголовного преследования, включена норма о недопущении вмешательства в прокурорский надзор.
Однако развитие новых социально-экономических отношений требовало дальнейшего усовершенствования законодательства. Поэтому 10 февраля 1999 года был принят новый Федеральный закон № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”»: были расширены полномочия прокуроров, включая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, был принят фундаментальный принцип прокурорской деятельности – независимость прокуроров, который гарантирует эффективность прокурорского надзора при соблюдении законами их независимости.
Таким образом, основными изменениями в 1990–2002 гг. стали исключение из законодательных актов о прокурорском надзоре его характеристики как «высший», продолжение в соответствии с новым законом «О прокуратуре» 1992 г. выполнения прокуратурой функций надзора за расследованием преступлений, уголовного преследования и осуществления процессуального и частично организационного (в отношении следственных подразделений прокуратуры) руководства предварительным следствием.
– Какие нарушения предварительного расследования выявлялись?
– В структуре выявленных на стадии надзора следственных ошибок пробелы предварительного расследования – односторонность, неполнота – всегда занимали первое место; 60,4 % – удельный вес пробелов расследования в структуре следственных ошибок. Обычно эти ошибки связаны с тем, что решение следователя (о направлении дела в суд, о приостановлении или прекращении дела) не обосновано достаточным количеством доказательств. Такие ошибки делятся на ошибки в собственном процессе доказывания (когда следователь не установил какие-либо из ключевых обстоятельств, указанных в статье 68 УПК РСФСР) и ошибки в объеме доказывания (когда не собрана достаточная убедительная информация для подтверждения каждого факта, включенного в предмет доказывания). Половина всех случаев необъективности и недостаточности связана с недостаточным исследованием вопроса вины обвиняемого. При исследовании события преступления примерно треть ошибок такого рода были допущены. Оставшиеся пропуски касались исследования личности обвиняемого, характера и величины причиненного ущерба.
Беседовала Юлия Цепилова