Поводом к написанию этой статьи послужили участившиеся публикации о том, что положение в российской полиции стало буквально катастрофическим. По словам министра внутренних дел, "маршала" полиции Колокольцева,
в настоящее время некомплект по ведомству превысил 152 тысячи человек и продолжает расти. О причинах этого высказываются как сами сотрудники, так и различные социологи-политологи и эксперты всякие. Кто предлагает поднять размеры должностных окладов, кто отменить систему АППГ (аналогичный показатель прошлого года), кто перестроить всю систему.
Как человек, прослуживший в МВД с 1977 по 1998 годы, выскажу своё собственное мнение, основанное на личном опыте. Поскольку статью могут читать люди, далёкие от правоохранительной деятельности, постараюсь схематично разъяснять некоторые термины и понятия, которые могут быть непонятны простому человеку. Например, про АППГ - в современной полиции (а ранее и в милиции) много лет существует порочная практика сравнивать цифры из настоящего с цифрами из прошлого и стремиться постоянно эти цифры улучшать. Причём на такую величину, чтобы не ликвидировать саму возможность для следующего "улучшения".
Это как в советские времена достижения народного хозяйства СССР сравнивали почему-то с 1913 годом - расцветом царствования Николая Второго. Если в 1985 году выплавили больше стали или намолотили пшеницы, чем при Николае Втором, то это прогресс. А если отставание - то виновных наказать и отставание перекрыть. Так и в полиции (милиции). Например, если в январе ХХХУ года было раскрыто 15 краж из 30 зарегистрированных, то в январе следующего ХХХZ года нужно, чтобы и воровать стали чуть меньше, и процент раскрываемости стал чуть больше. Но преступность то имеет социальные причины и от одной лишь арифметической составляющей не зависит. На причины те одна полиция повлиять не может, потому начинаются манипуляции с цифрами, т.е. очковтирательство. Это как с "рейтингом". Рейтинг есть, а пользы от него никакой - только самолюбие потешить.
Впрочем, и современную экономику с 1913-м годом сравнивают.
Для чего вообще нужна полиция?
Начнём "от печки". Во-первых, сама полиция является лишь частью системы МВД.
Официально Закон "О полиции" трактует её нужность так:
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свободы человека, гражданина Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Вроде всё ясно и понятно.
Только Указ президента РФ № 699 от 21.12.2016 года, утвердивший Положение об МВД в целом и о территориальном органе МВД, в частности,
определил шесть основных задач, из которых единственная задача под номером четыре относится непосредственно к полиции (процитировано выше).
Но "полиция" - это в первую очередь служащие там люди. Сколько их должно быть, чтобы быть способными исполнить то, что выше продекларировано? У меня нет доступа к текущей информации по МВД, потому могу только предполагать. В 80-е годы количество, допустим, участковых рассчитывалось из соотношения один инспектор на 5 тысяч населения. В моём городском районе с населением чуть более 100 тысяч человек участковых было 27 человек (из них 5 старших) плюс начальник отделения - итого двадцать восемь.
И главное:
во времена моей молодости в органах внутренних дел не было штабов. Исключение - строевые подразделения милиции. Это такие структуры по армейскому подобию, силами которых обеспечивались пешие посты и авто(мото)патрули милиции по охране общественного порядка в населённых пунктах. Но и там они были представлены начальником штаба в одном лице, он же заместитель командира.
Что такое штаб в армии? Там это
Орган управления войсками в частях, соединениях и объединениях всех видов вооружённых сил.
Зачем военным штаб? Да именно для того, что армия выполняет задачи совместного (общего) характера с единым замыслом для всех военнослужащих. Все идут в атаку, все держат оборону или отступают, а штаб решает, как и куда перенаправить войска, на что их нацелить с учётом изменения обстановки. Штаб в армии - это её мозг.
Именно поэтому в строевых подразделениях советской милиции существовали должности начальников штаба, начиная с дивизиона и выше. Ведь дивизион, батальон или полк милиции также выполнял единую для всех задачу по охране общественного порядка, пресечению массовых беспорядков, а в военное время мог действовать как обычное стрелковое подразделение. Потому там предусматривались штабы, которых в самих отделах внутренних дел не было.
Ибо какие такие общие задачи есть у оперативного уполномоченного БЭП (ранее БХСС) или уголовного розыска, следователя, участкового? Да никаких, кроме раскрытия конкретных преступлений. У каждого из них работа строго индивидуальная, не требующая "обеспечение эффективного управления" со стороны эфемерной структуры в лице бесполезного штаба. У каждого свои собственные подозреваемые, разыскиваемые, обвиняемые с разными характерами, навыками и степенью общественной опасности. А оперативные материалы вообще имеют гриф секретности.
Для сотрудников следствия и оперативных служб основополагающим руководством к действию являлись три свода законодательных норм: УК, УПК и "Закон об ОРД", а мозг они использовали свой собственный. В крайнем случае, "координатором" между ними, а также "высшим разумом" мог выступить надзирающий прокурор.
Отсюда вывод первый - самим сотрудникам полиции штабы не нужны.
Они только мешают им работать и выполнять основную свою функцию - преступления раскрывать.
А нужны ли штабы обычным гражданам? Ведь среди них не только лишь все даже знают о существовании штатных полицейских штабов. И люди судят о работе полиции по тому, что видят их собственные глаза. А их глаза видят, а точнее - НЕ видят сотрудников полиции на улицах. Потому как нету их там.
Ни постовых, ни автопатрулей. ПМГ (подвижные группы милиции) остались в прошлом.
Но если кому повезло проживать рядом с управлением МВД каким, то он может увидеть немалое количество одетых в форму полиции и внутренней службы мужчин и женщин, потоком по утрам прибывающих на службу и вечером с неё убывающих. Но на патрулировании улиц или местах происшествия вы их не встретите. И если с вами случится чего, большим везением станет, если вам на помощь быстро и оперативно прибудет наряд полиции. В большинстве случаев не приедет, либо прибудет с большим опозданием. Не потому, что не хочет, а просто нету их, тех нарядов даже в минимальном количестве. И про некомплект не забывайте.
Вот пример из моей жизни двухлетней давности.
Как-то на парковке возле магазина я заметил побитую старую тойоту, на которой были привинчены разные номерные знаки. Спереди - один буквенно-цифровой набор, сзади - совершенно другой. Уже сам этот факт образует как минимум состав административного правонарушения (использование подложных номерных знаков). Понятное дело, что я позвонил 112 и сообщил об этом, высказав предположение, что машина может быть в угоне.
Знаете, какой была реакция полиции? Буквально через несколько минут мне перезвонил сначала дежурный по отделу полиции. Я повторил ему всё ранее сказанное. Ещё через пару минут позвонил представитель штаба (полностью должность не запомнил). Его интересовало, ПОЧЕМУ я решил, что авто в угоне? Я ему ответил, что проверить и выяснить это должны они, а я лишь такое предположил, так как не видел иных причин повесить на машину разные номерные знаки. А вдруг там вообще труп в багажнике? Последним позвонил участковый. Он вяло выслушал мой очередной рассказ и заверил, что проверит сигнал.
Прошла неделя. В течение которой никто из полиции осмотреть машину так и не приехал. Её в конце концов на буксире утащили молодые люди, которые наверняка её там и оставляли. Но участковый перезвонил ещё раз и объявил, что хотел бы встретиться со мной и взять письменное объяснение по поводу того, КАК я обнаружил тот автомобиль, которого там уже не было. Ему нужно написать постановление об отказе. Я отказался от встречи за полным отсутствием смысла это делать. Вот такой вот результат. Да, ещё через какое-то время получил по почте уведомление об вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
Куча полицейского народу изобразила соучастие в реагировании на обращение в полицию, исписана пачка бумаги, всё прошло через статистический учёт и регистрацию. Единственное, чего не сделано - никто так и не выяснил, что это за таинственный автомобиль простоял там целую неделю и потом также бесследно исчез. То есть правонарушение устранилось само по себе, без участия полиции.
Я ещё подумал, что когда сам служил участковым, на решение подобного вопроса мне потребовалось бы с учётом дороги туда пешком максимум час-полтора безо всяких бумаг вообще. Ведь тогда ценилась суть, а не форма.
Кстати, это был единственный раз за последние лет пятнадцать, когда я пусть не увидел, но хотя бы по телефону услышал участкового. При том, что в мои времена каждый участковый был обязан посетить каждую квартиру на своём административном участке хотя бы один раз в год. Даже если семья благополучная. Представиться, осведомиться о делах и оставить визитку.
Из сказанного следует второй вывод - гражданам тоже штабы в полиции не нужны.
От слова "совсем". Ибо их жизнь с деятельностью тех штабов никак не пересекается.
Но споры о нужности штабов возникают постоянно.
Например, вот публикация двухлетней давности. Причём, как понятно из текста, пишет бывший начальник такого штаба.
А сколько научных трудов понаписано на тему остро-востро необходимой нужности штабов! Люди целые диссертации на этом защитили.
Тут вам и "эффективное управление"
Органами, реализующими функции общего руководства органами внутренних дел, являются штабы. Их функции в различные периоды развития Министерства внутренних дел России изменялись, однако основной целью их функционирования остается обеспечение эффективного управления.
Главным условием организации деятельности штабных подразделений является разграничение управленческого труда по функциям управления: сбор информации, учет, анализ и прогнозирование, комплексное планирование, организация и контроль.
и разветвлённая структура...
Основными структурными звеньями штабов являются: отделение (группа) анализа, планирования и контроля, отделение (группа) информационного обеспечения, группы по связи со средствами массовой информации, а также дежурные части органа внутренних дел.
Странно, как вообще дежурные части раньше функционировали БЕЗ штабов. Я сам с год служил оперативным дежурным райотдела милиции и не задумывался, как умудряюсь с этим справляться без "эффективного управления" штаба.
А вот этим двум девочкам без штаба никуда. Они существуют для штаба, а тот - для них. Ведь он "всему голова". Особенно, когда отсутствует своя собственная.
В штабе Тындинского ЛО МВД России на транспорте проходят службу только два сотрудника. Оба – девушки. «Работа конечно бумажная, но очень интересная. Мы проводим анализы состояния оперативной обстановки, организовываем и контролируем совещания, делаем все, чтобы линейный отдел работал как единый надежный механизм», - отмечает инспектор штаба Тындинского ЛО, старший лейтенант внутренней службы Эльвира Василенко. С ней согласна и ее коллега – лейтенант внутренней службы Екатерина Арсентьева. Девушка проходит службу в подразделении только второй год, но уже давно усвоила – «Штаб в полиции — всему голова». На этих хрупких сотрудниц возложена ответственная задача по поддержанию и укреплению статистического и организационного порядка в линейном отделе.
А линейный отдел полиции, да ещё в таёжной глуши БАМа - обычно весьма малочисленное подразделение. Но в его штабе аж два инспектора. А ведь над ними ещё и начальник штаба должен быть. Вряд ли в криминальной полиции этого же линотдела людей намного больше служит.
Отсюда третий (и главный!) вывод - штабы в органах внутренних дел нужны только самим ШТАБАМ.
Ведь это немалый штат рабочих мест с достаточно стабильным доходом, возможность ранней пенсии и какие-никакие социальные гарантии, которыми далеко не все обеспечены в условиях капитализма. Потому и продолжают проводить "научные" исследования на тему своей нужности. Ибо для по-настоящему эффективной реформы МВД нужно не кровати в штабе переставлять, а ликвидировать их как класс окончательно и бесповоротно, передав освободившуюся штатную численность в ППС и участковым. Есть ещё скрытые резервы для оптимизации, и их немало.
Следом за штабами отправить и раздутые штаты службы тыла , которые в прежние времена представлял старшина райотдела в единственном лице. Полностью распогонить все многочисленные пресс-службы, пытающиеся создать положительный образ полиции, которой самой то по факту скоро совсем не останется.
Только тогда и появятся на улицах настоящие, живые стражи правопорядка, а население сможет надеяться на свою защиту.
Вчера в Чите хоронили участкового уполномоченного, погибшего при исполнении.