Кто сообщает читателю справочную, объяснительную информацию, например, предысторию будущих событий? Чаще всего это делает автор в прологе, в экспозиции разного вида.
Куда интереснее, когда такую информацию читатель получает из «живого» источника – рассказчика, героя, персонажа. (Вспомните «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, сон Обломова у И. Гончарова в романе «Обломов» и др.) В этом случае сразу возникает некая «привязка» к прошлому, настоящему и будущему мира произведения, степень доверия выше.
Почему? Потому что живой источник может быть:
► участником, очевидцем, свидетелем определенных событий;
► хранителем, передатчиком информации;
► выразителем субъективного мнения, эмоций, рассуждений, умозаключений по поводу событий.
Мы уже говорили о живом источнике информации и о том, в каком месте сюжета можно ее давать.
Справочная, объяснительная информация нужна не только читателю, но и герою. Для него она может быть:
► открытая (из доступных источников);
► закрытая (тайная, запретная, служебная, частная – получаемая не без доли риска);
► неназванная (случайная, недостоверная, требующая дополнительных компетентных источников).
Важен еще один способ ее передачи. О нем сегодня и поговорим.
Способы получения по информационному носителю
Многие путают значения слов «источник», «передатчик», «носитель» информации. Почему это важно?
Как правило, в прологе, в экспозиции читатель получает фактическую информацию о мире произведения, в которой не должен усомниться. Герою же свойственно сомневаться: он анализирует информацию, сравнивает с другой, делает логические выводы, выражает субъективное мнение о ней, либо соглашается или нет с теми, кто делает это за него.
Даже первичная информация, которая на сто процентов кажется достоверной, может быть ложной (фейком): к примеру, фотография снежного человека. Что уж тут говорить о вторичной, третичной и т.д. Чем «дальше» она от источника, чем больше передатчиков, тем больше интерпретируется, видоизменяется. Есть и другие причины искажения. Представьте, к примеру, что герой романа – сталкер-проводник по Зоне – дальтоник? Какую информацию он передаст? Уже интересно, правда? («Слепое пятно», В. Ночкин).
Потому под «носителем» я понимаю любого рода ресурсы, хранящие, структурирующие, систематизирующие, воспроизводящие, транслирующие информацию. А уж судить о ее достоверности предоставим герою.
Официальное определение таково:
Носитель информации – строго определённая часть конкретной информационной системы, служащая для промежуточного хранения или передачи информации.
Виды носителей информации можно обозначить по разным основаниям: от общих к частным. Их очень много. Чтобы не растягивать статью, я дам далее справочник, который вам, точно, пригодится. Собирал для себя, поделюсь с вами.
Пока же хочу сказать вот о чем.
🔴 Интересно, что современные писатели (слово выделил не случайно) словно забывают о том, что носители информации постоянно меняются. Хорошо хоть, что в произведениях появились мобильные телефоны и компьютеры. То есть предполагается, что у героя есть доступ к интернету, но с чего-то частенько он идет за информацией в библиотеку, чтобы выудить сведения из какой-нибудь замшелой энциклопедии. Шучу, конечно.
И все же обратите внимание на то, что иногда герои идут сложным путем, решая проблему, и совсем не пользуются носителями 21 века, добывая информацию.
🔴 Один из видов носителей информации – это объекты реальной действительности. Даже надписи на стенах в подъезде могут рассказать о многом, чего уж говорить о городской архитектуре, деталях интерьера, костюмах и прочем.
Всегда интересно, когда объекты реальной действительности играют особую роль, к примеру, в фантастике.
Так в «апокалипсическом» рассказе Тима Яланского «Наследие богов» разрушенный детский садик, мозаика на стене с космонавтом в ракете, чудом сохранившиеся объекты на игровой площадке кардинально меняют взгляд героев – Берека и Мии – на мир. И когда понимаешь, что информация-то «считана» неправильно, начинает болеть сердце – за героев, за реальность, в конце концов.
На мой взгляд, именно так должно действовать на читателя хорошая литература.
«Берек обвёл глазами огромный зал. Шаг за шагом пошёл вдоль стены, не решаясь тронуть древние артефакты.
Огромное, залепленное покрывалами паутины и грязи колесо протянуло над ними спицы с обрывками цепей. Берек обошёл его опасливо – кто знает, для чего оно? Обрывки ткани, свисающие с рамы позади, расползлись в труху от одного прикосновения, посыпалась пыль и бурая чешуя гнилых лизяк.
– Мии! – воскликнул Берек, перелезая через груду трухи. – Мии!
Он не мог подобрать слов, чтобы выразить то, что вспыхнуло в душе. Волосы на шее встали дыбом.
Там, за осыпающейся рамой, была ещё одна картина. Бог, сидя в длинной ярко-голубой штуке, летел к звёздам. Бог улыбался и махал рукой. Самым удивительным было то, что перед древним изображением, прямо на полу, стояли три точно такие же штуки, на которых летал бог. Даже едва возвышаясь над ковром мусора и грязи, эти вещи угадывались по таким же плавникам. Если их освободить, достать…
– Берек! – Мии ухватила его за руку. – Это же…
– Да, Мии! – торжество захлестнуло душу. – Теперь я знаю, куда они исчезли. Мы можем отправиться туда же, куда ушли боги. К звёздам!»
🔴 Поиск информации, тайны, связанные с нею, сама информация может стать основой сюжета. «Заповедник гоблинов» К. Саймака, «Портрет Дориана Грея», О. Уайльда, «Остров сокровищ», Р.Л. Стивенсона, «Код да Винчи», Д. Брауна… – просто тысячи интересных книг на любой читательский вкус.
Я и рассказы люблю, где такое есть.
В рассказе Татьяны Виноградовой «Золотой ключик» именно ключ помогает героине раскрыть тайну странных снов об очень далеком прошлом. Однако и сам ключ – загадка, которую еще предстоит разгадать. Информация о нем дается по всему тексту, постепенно приближая Зинаиду к разгадке всего.
Героиня нашла ключик в детстве. Потом вспомнила о нем:
«Посмеиваясь, Зинча порылась в ящике древнего комода и отыскала жестянку из-под зубного порошка. В ней когда-то хранились самые важные Зинчины ценности.
Малиновая стекляшка, чешская переливающаяся бусина, оловянная фигурка пуделя, пятнадцатикопеечная монета с надписью «РСФСР» и цифрами «1922». И ключик – крохотный, золотистый, поблёскивающий точно так, как двадцать лет назад.
Скоро тридцатник, а столько удовольствия – разглядывать всю эту ерунду. С каждым предметом была связана история. Даже не история, нет, какое-то дорогое ощущение, настроение. И всё же ключик – сейчас, как и тогда – выглядел особенным. Настоящим. Словно им и правда что-то открывали!»
Позже, из-за своих странных снов, стала выяснять о ключике все, что можно:
– Свет, привет! Слушай, неожиданный вопрос. Можешь узнать, что означает маркировка «56»? На металле, да. Ага, спасибо, жду!
Звонок раздался спустя несколько минут.
– Это проба золота по золотниковой системе. Маркировка «56» означает, что в одном фунте сплава – пятьдесят шесть золотников золота, то есть, по-современному, пятьсот восемьдесят третья проба.
– То есть, русская система? Старая? А когда её ввели?
Родители решили, что ключ – детская безделушка. Тогда выпускали похожие, не из золота, конечно. Книжку про Буратино знали все.
– Тут написано, что она действовала в России с тысячи семьсот девяносто восьмого до тысячи девятьсот двадцать седьмого года, – Света помолчала и озадаченно добавила: – Ты что там, клад под кустом нашла?
Вместе с героиней читатель постепенно получает необходимую информацию, ведущую к разгадке тайны. А дальше… Спойлерить не буду, читайте сами.
🔴 Важно вот что. Носители информации все время меняются: дополняются, совершенствуются, изобретаются новые, но… основные свойства хороших носителей остаются неизменными. И это стоит учитывать, когда нам нужно в произведении дать справочную информацию. От этого зависит, насколько она покажется достоверной читателю или герою.
К основным свойствам относятся:
► долговечность (сохранение и воспроизводство);
► читаемость с носителя (расшифровка, декодирование);
► возможность записывания и перезаписывания, если нужно – с изменением структуры;
► точность, полнота – сохранение без ошибок и в полном объеме;
► надежность – защита от внешней среды с возможностью контроля над сохранностью.
И, конечно, не стоит забывать, что электронные носители постепенно вытесняют бумажные и многие другие.
Все статьи в подборке "Сюжет"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.