Всем доброго вечера. Вчера большинство обучающихся в России написали обществознание. Поговорим сегодня о том, что было (по словам ребят) и насколько это было по силам выполнить.
С самого утра стали приходить задания, которые были в Сибири и на Дальнем Востоке. Были и адекватные вещи, и план «Домохозяйства как субъект потребления в экономике». Скажем так, задания не внушали радости. Но, как всегда, надежда была на лучшее. Что же у нас было в итоге в Москве?
Исходя из того, что на выходе мне рассказали ребята, на ППЭ было три варианта - в одном был текст про брак и семью, в другом про конкуренцию, в третьем - про культуру и духовность. Как и всегда, задания по тексту были разные по уровню сложности. Точных формулировок, как обычно, практически нет, поэтому не могу ничего конкретно утверждать. Если примерно, то было так:
18. Укажите три признака правовой нормы, отличающие её от других видов социальных норм. Во втором вопросе надо было объяснить связь между экономическим и правовым аспектами брака;
18. Укажите три признака предпринимательства как законной экономической деятельности;
18. Укажите три признака социальной группы как совокупности людей, объединённых социально-значимым признаком. Во втором вопросе объяснить связь любого из двух указанных в тексте видов ценностей с экономическим развитием.
Задание № 18 вполне решаемо, потому что бывали ситуации и намного хуже.
Задание № 19 с примерами было разнообразным и интересным.
19. Укажите три личных неимущественных права супругов согласно Семейному кодексу РФ и проиллюстрируйте примером осуществление каждого из них. Отличный вариант с возможностью привести отличные примеры и получить максимум баллов;
19. Назовите и проиллюстрируйте любые три конкурентных преимущества фирмы (формулировка примерная). Так же вполне решаемо, хоть и некоторые проблемы могли возникнуть;
19. Приведите три любых вида социальных норм и проиллюстрируйте их соблюдение индивидом. Опять же, примеры так сами и идут к этому заданию.
В общем, задание № 19 было в этот раз отличным, на котором надо было набирать баллы.
Был очень сложный вопрос № 20 в одном из вариантов. Звучал примерно так: привести аргументы, почему в регулировании семейных отношений комплексно участвует и частое и публичное право. Тут такая крутая формулировка, что если задание будет неправильно сделано, то ничего плохого сказать на это не смогу и не буду. При этом в другом варианте было примерно следующее: "Объясните необходимость работы антимонопольной службы в рыночной экономике".
22-е задание, судя по всему, было очень даже решаемым - в одном варианте были вопросы про налоги, во втором про формы государства, в третьем про семью. Про задание № 21 я вообще молчу, там должно всё быть отлично у всех.
Конституция тоже была интересная в этот раз.
23. Конституция Российской Федерации закрепляет условия для удовлетворения потребности человека в личной безопасности и защищённости (3 подтверждения);
23. Конституция Российской Федерации закрепляет права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения (3 подтверждения);
23. 1) федеративное государство; 2) государство с многообразием форм собственности; 3) государство с действующей презумпцией невиновности.
Формулировки примерные, но вполне решаемое задание было в этот раз по сравнению с городской работой.
Очень часто сложность оценивают по планам. В этот раз были "Гражданское судопроизводство","Деятельность коммерческих банков" и "Политическая деятельность". Планы непростые, но значительно легче того, что было на городской работе, тут можно несколько баллов забрать. По крайней мере, вполне понятна суть темы. А от этих тем шло и задание № 25. Примерно так было:
25. 1) Обоснуйте важность деятельности коммерческих банков в условиях рыночной экономики. 2) Какие три организации (кроме коммерческих банков) называют финансовыми посредниками? 3. И примеры.
25. 1) Обоснуйте необходимость политического плюрализма для развития демократии. 2) Какими способами СМИ могут стимулировать участие граждан в политической деятельности? 3) И примеры.
25. 1) Обоснуйте значимость гражданского судопроизводства для укрепления законности и правопорядка в РФ. 2) Назовите любые три права/свободы/законных интереса, которые могут быть защищены в рамках гражданского судопроизводства. 3) И примеры.
Все три варианта вполне решаемые. Может и не на все 6 баллов, но темы для рассуждений отличные, задание №2 тоже посильное.
К сожалению, более подробную и детальную картину с точными формулировками восстановить сложно, да и в общем не нужно, общей картины, думаю, достаточно, чтобы получить представление о сложности ЕГЭ по обществознанию.
На мой взгляд, варианты были плюс-минус одинаковые по сложности, хотя многое зависит от вкусов человека. Кому-то было проще с экономикой, кому-то с политикой. На мой взгляд, с такими вариантами и такой второй частью можно вполне уверенно рассчитывать на 60+ баллов (если, конечно, не будет большого количества ошибок в первой части). Впечатление у ребят было разное - кто-то был совсем недоволен, у кого-то была сложная первая часть, хотя в большинстве своём речь шла о том, что как раз первая часть была достаточно простой относительно второй. Кто-то был прям очень доволен, кто-то сдержанно оптимистичен.
Теперь начинается самое сложное - ждать результаты, которые должны прибыть 20 июня, но надеюсь, что всё-таки раньше. А теперь самое время готовиться к истории (тем, кому ещё предстоит её сдавать). Завтра будет на эту тему публикация.
Подписывайтесь на канал, всегда рад!