«Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удаче, которые нередко приводят к действительному успеху.» Зигмунд Фрейд
Многочисленные исследования доказывают, что отношение мамы к ребенку в перинатальный и младенческий период существенно влияет на его дальнейшее развитие. Это время не останется у малыша в сознательной памяти, но глубоко отпечатается в бессознательном и даст большой задел психике на всю жизнь.
Итак, какие кирпичики закладывает именно мама в основание психики своего ребенка?
1. Образ себя / собственное «я» ребёнка.
Желанный ли этот ребенок? Видит ли в нем мама красоту и счастье? Как реагирует на него и его потребности? В зависимости от этого, у ребенка формируется базовое представление о себе. Так мама делает для малыша возможным или невозможным замечать в себе хорошее, особенное.
Слова мамы будут иметь значение чуть позже (тогда малыш услышит, что он умный, сильный, смелый или глупый, растяпа, орущий, раздражающий). До года же ребенок неосознанно делает выводы о себе, исходя из того, как его принимает мир.
2. Образ мира / базовое доверие.
В первые месяцы жизни ребенка мама - и есть его мир. И именно в этот период подсознательно ребенок усваивает ответ на вопрос «какой этот мир?». Любящий, отзывчивый, принимающий, теплый, ласковый = безопасный? Или холодный, тревожный, нервный = небезопасный? Так формируются базовое доверие (открытость, легкость в проявлении инициативы, самостоятельности) или недоверие (робость, неуверенность, тревожность) к миру.
3. Зачатки эмоционального интеллекта.
Мама может здорово помочь формированию эмоционального интеллекта ребенка уже с первых дней жизни, проговаривая всё, что с ним происходит.
«Ты плачешь, устал, хочешь кушать и спать.»
«Как ты радуешься приходу бабушки!»
«Ого, ты очень злишься, что не можешь открыть шкафчик!»
Так малыш учится идентифицировать чувства и эмоции. Напомним, что EQ признан одним из ключевых навыков 21 века.
4. «Могучесть» - что могу сам?
Примерно к 2-3 годам ребёнок будет требовать делать «сам». Так формируется его автономия. Критически важно давать прочувствовать свою «могучесть», т.е. ни с чем не сравнимое ощущение «я могу сам!». В ином случае, велика вероятность, что ребенка по жизни будут навязчиво преследовать стыд, неуверенность в себе и сомнения в своих действиях.
5. Адаптация к фрустрации (разочарованию).
Задача фрустрации – сподвигнуть к изменению ситуации, которая не устраивает. Поэтому первой реакцией ребенка на наше «нет» будет попытка уговорить/переубедить. Если изменить ситуацию нельзя, следующим выходом фрустрации будет адаптация, т.е. принятие неизбежного (возможность отплакать, смириться, отгрустить). Если адаптация не работает – можем получить взрыв агрессии, истерику.
Так, например, столкнувшись с несоответствием возможностей желаниям ребенка, мама может сказать: «Хватит уже, закрой рот, сказала так - значит так»; и тогда ребенок берет в жизнь стратегию игнорирования своих чувств и их неконтролируемый выпуск в деструктив. Но мама может, напротив, не игнорировать, а обсуждать с малышом случившееся, эмоции, сочувствовать, утешать – тогда ребенок учится адаптироваться (принимать).
Как мы видим, 0-3 года – очень чуткий и значимый период для формирования детской психики. В это время мама – не только защита от проявлений внешнего мира, голода и холода, но и гарант детства, гарант права быть ребенком.
Будем бережны к своим детям.
Автор: Томайлы Татьяна Андреевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru