Сейчас идет невероятная мода на различные эстетики. Теперь не отдельные вещи входят в моду, а именно совокупность явлений и вещей, объединяемых одной эстетикой. К чему это я?
Я тоже не могу устоять перед современными тенденциями и порой увлекаюсь и определенными эстетиками, и некоторыми атмосферами. В голову пришла любопытная мысль: вспомнить книги, которые уводили меня в какое-то красивое место, включали в себя красоту обстановки или пейзажи, которые надолго остались в памяти. Как оказалось, таких книг совсем немного, но все равно о них расскажу.
Я в своем телеграм-канале расскажу еще и про то, какие книги читаю, как проходит подготовка статей, как протекают читательские будни. Присоединяйтесь, делитесь мнениями, всем буду рада!
Харуки Мураками “Норвежский лес”
Тут уж точно не ошибусь, если скажу, что Харуки Мураками очень популярен в России. И как раз книга, о которой сегодня пойдет речь является в нашей стране самым продаваемым романом Мураками.
Про этого автора написано уже достаточно (я натыкалась вот здесь и здесь), поэтому пересказывать одно и то же раз за разом не очень хочется. Лучше поделюсь впечатлениями от прочтения.
“Норвежский лес” был первой книгой Мураками, которую я прочитала. Меня очень удивило, как все замедляется в этом тексте, как самые обыденные вещи и мелкие детали становятся важными, будь то резиновые сапоги или одна песня “Битлз”.
Очень привлекло меня в книге и то, как музыка вплетена в повествование. Именно благодаря Мураками я начала по-настоящему слушать “Битлз”. Но это так - интересный факт обо мне.
Запах дождя, зелень, свет в комнате, шумные бары - это все есть в “Норвежском лесе”. Магию Мураками, эту магию простых вещей и людских отношений ни с чем не спутаешь, хотя и можно провести ниточки от Мураками к “лишнему человеку” и экзистенциалистам.
Если вам кажется, что жизнь сумбурна, а время летит слишком быстро, думаю, что Мураками вам понравится. Жизнь там не менее сумбурна и абсурдна, но красота и атмосфера в этих книгах помогают разглядеть ту самую красоту.
Иосиф Бродский “Набережная неисцелимых”
Бродский сейчас кажется мне какой-то недосягаемой высотой и я не рискую читать его (может, и зря), пока не выучу курс философии. Тем не менее “Набережная неисцелимых” показалась мне очень хорошим первым шагом навстречу Бродскому. И хотя это был единственный мой шаг, меня не покидает уверенность, что он был сделан правильно.
“Набережная неисцелимых” - это автобиографическое эссе Бродского, в котором речь идет о Венеции. Для меня эта книга запомнилась как необычайно красивая поэма городу, как очень личный рассказ о связи Бродского с Венецией.
Были и водные каналы, и прогулки по набережным. Хотя я читала книгу довольно давно, но мне запомнилась атмосфера таинственного города, где в старинном особняке, где-то на пыльном чердаке сокрыта самая суть художника, его сердце и тайна.
Может быть, вы любите творчество Бродского и хотите узнать о нем больше, а может, вам нравится Венеция - в любом из этих случаев “Набережная неисцелимых” вас не разочарует.
Вера Богданова - Сезон отравленных плодов
Хотя и были у меня претензии к этой книге (это можно посмотреть здесь), но нельзя отрицать, что она произвела на меня огромное впечатление. Есть еще кое-что, за что я благодарна “Сезону отравленных плодов” - после него я все же пришла к современной литературе, она перестала быть в моем читательском списке экзотикой.
“Сезон отравленных плодов” - это книга про детей 90-ых, которые выросли в неспокойное, турбулентное время. Их жизнь вполне вероятно разрушилась, сейчас разрушается (а может, чудо спасло эту жизнь). Кажется, для современной русской литературы время действия этой книги - это этап, который важно обсудить.
В книге Веры Богдановой помимо интересной, захватывающей истории, берущих за живое тем есть еще невероятная атмосфера. Сначала подмосковной дачи с ее летним солнцем, деревьями, бабушкиной мебелью и пыльными дорогами, потом необычайно красивое описание Владивостока с морем, чайками, закатами и набережными. Слова в романе как никогда точно бьют в цель, поэтому оторваться невозможно.
Франсуаза Саган - Здравствуй, грусть!
Роман “Здравствуй, грусть!” кажется предтечей экзистенциализма, он наполнен каким-то смутным волнением, чувством пустоты и неправильности, хотя по атмосфере так и не скажешь. Блестящие автомобили, морские прогулки, солнце, поцелуи, струящиеся ткани - легкое и летнее время, как в такое не влюбиться.
Роман Франсуазы Саган я решила прочитать после романа Франчески Рис “Наблюдатель” (о нем рассказывала вот здесь), когда узнала, что по настроению и атмосфере две эти книги довольно схожи (кстати, “Наблюдатель” интересная и яркая книга, ее тоже советую прочесть). Холодной, темной зимой, мне настолько не хватало теплого песка и моря, что я не задумываясь побежала читать “Здравствуй, грусть!”
Как сильно атмосфера разнится с содержанием? Насколько сильно вы соскучились по морю? Чтобы проверить это, нужно прочитать роман Франсуазы Саган.
Что ж, в этом списке атмосферы друг на друга не похожи, книги максимально разные, от этого еще более непривычно увидеть их всех в одном списке. Надеюсь, что среди этих текстов какой-нибудь вам приглянется и вы скоротаете вечер в каком-нибудь невероятно красивом (за это ручаюсь) книжном мирке.
Делитесь своими списками! Тоже буду искать чего бы такого почитать)
А если вы любите списки книг, то недавно у меня вышел перечень книг, которые пробуждают любовь к русской культуре здесь и необычные книги, написанные женщинами здесь. Заинтригованы? Тогда скорее читайте!