Сары-Таш. Это высокогорное селение в киргизской части Памира.
Вряд ли кто-то станет утверждать, что Сары-Таш хорошее место для жизни, хотя, с другой стороны, на Земле есть места и похуже. Но городскому обывателю, незнакомому с жизнью вдали от цивилизации, Сары-Таш покажется сущим адом. Высота 3 200 метров, зима 7 месяцев в году, вода кипит при 80-90 градусах, отсутствие растительности выше травы, постоянный ветродуй и изоляция.
Грузовичок с яблоками в кузове, ползущий по ущельям и серпантинам Памирского тракта, должен привезти нас в Алайскую долину.
Эта сложнейшая и красивейшая дорога, призванная соединить высокогорья Киргизии, Таджикистана и Афганистана из-за состояния войны между первыми уже как лет 5 превратилась в тупиковое направление, ведущее в изолированный от остального Кыргызстана дальний район.
Дорог на свете много, но выше не найдёшь от города Хорога в далёкий город Ош.
По кручам каменистым смотри не оборвись! Машины-альпинисты карабкаются ввысь.
(Ю.Визбор про Памирский тракт)
Высота почти 4000 метров, сложно поверить, но дальше есть места под 5000!
А окружающие горы сплошь 6-7-тысячники! С вечными снегами и огромными ледниками на вершинах.
Под одним из перевалов нас встречает Сары-Таш.
Расположенный на высоте 3200 метров над уровнем моря в восточной части Алайской долины, аил является своеобразными воротами и одновременно моральным центром - квинтэссенцией этой отдалённой территории, посетив которую можно причаститься жизни Памира.
Ну и местечко... какие-то "лачуги", мусор, навоз. На окраине щенок грыз только что околевшего осла. А вокруг горные степи в окружении белоснежных вершин. Такая сюрреалистичная локация предстала моим глазам одним стылым сентябрьским днём в преддверии зимы 2023.
Вообще, селение лежит на перекрёстке главных автомобильных дорог Памира, и если куда-то едешь, миновать место всё равно не выйдет. С севера на юг идёт как раз Большой Памирский тракт Ош - Хорог. А с запада на восток - дорога из Китая в Таджикистан. Но т.к. обе они перестали быть транзитными, проездом в Сары-Таше быть тоже не выйдет.
А сам он будто застыл в предсмертном сне - безлюдье, безмолвие и тишина, прерываемая лишь порывами ветра, да приехавшей одновременно с нами, ввиду эскалации Таджикско-Киргизского конфликта, небольшой группе военных. На подмогу пограничной заставе. Мало ли Рахмон захочет напасть...
Эти земли вошли в состав России лишь в конце 19 века. Но вплоть до сего времени остаются terra Incognita. И сейчас в горных районах можно сделать немало больших и маленьких открытий, а уж 100 лет назад Памир представлял собой непочатый край для исследователя и путешественника.
Касаемо Алайской долины и конкретно Сары-Таша. Данные места впервые описал в 1880-е известный исследователь Федченко.
Слово "алай", по одной из версий, означает "табун, стаю, толпу, а также полк, строй или отряд". По другой - "рай" - так обильны и сочны здесь пастбища. И еще говорят, что "ал ай!" - что то типа "держи месяц!", то есть торопись, лето короткое, успей вовремя перегнать сюда скот, а также спуститься до наступления холодов.
Сары-таш же однозначно переводят как "жёлтый камень".
Судя по всему, в составе РИ земля числилась лишь номинально. Население продолжало вести традиционный образ жизни без оглядки на царскую администрацию.
А когда пришли Советы, начавшие в агрессивной форме насаждать новые порядки, Алайский район, а в частности его нынешний административный центр Гульча, становится одним из основных центров басмаческого движения. Весной 1920 здесь была сформирована т.н. «Армия ислама», которая объединила 7 тысяч человек из общего числа 30 тысяч басмачей бывшего Кокандского ханства. Только в 1924 году Ферганская область зачищается от повстанцев, которые впрочем, затаившись в горах, не собирались сдаваться.
Три вещи не вернутся: выстрел пули, сказанное слово, прошедший день (Г. Даумер):
Басмаческое движение с новой силой разгорелось в 1930-е при проведении кампании по ликвидации кулачества и коллективизации. Терроризировали пограничников, партийных работников, активистов и комсомольцев.
Если верить советской историографии, только в 1940-е на Алае установился относительный порядок. И стало возможным провести политику по принуждению кочевников к осёдлой жизни.
Официальная дата основания Сары-Таша - 1950 год.
Кара-киргизы испокон веков жили кочевыми общинами-аилами по 100–200 юрт, объединяемыми, главным образом, по генеалогическому признаку.
Перемещения кочевников не были хаотичными - направления выверялись столетиями и обуславливались климатическими условиями. В двух словах: зимой спускались пониже - летом забирались повыше, таким образом всегда имея кормовую базу для скота и неэкстремальные условия существования племени.
Алайская долина - это летние угодья. Зимой же здесь тяжко и едва-ли возможно выжить в юрте. Снег начинает идти в сентябре, окончательно же сходит к маю.
Перевалы блокируют лавины и снежные заносы, делая место недосягаемым.
За годы советской власти условия быта киргизов в корне изменились. Юрта уходит в прошлое и используется как бутафория или как летнее жилище мизерного процента населения и пастухов. Едва ли в Кыргызстане найдётся хотя бы один человек постоянно живущей в юрте.
А аил становится не кочевым, а самым обыкновенным посёлком. Аналог - казахский аул и таджикский кишлак. По-русски - посёлок.
Остаётся загадкой, кто придумал сделать постоянное поселение в летних угодьях.
Оно единственное на востоке долины. Вокруг пустота на десятки а (в определённые стороны сотни) километров. Ещё несколько аилов существуют в западной части, где климат полегче.
Условия жизни зимой, да для горожан и летом, являются непростыми. А обитает в Сары-Таше 1500 человек. Причём, при СССР он отчего-то назывался посёлком городского типа! ПГТ - это, считай, маленький город. Что городского ЗДЕСЬ непонятно. Абсурдная приставка "городской" убрана в 90-е.
Всё делают своими руками, у всех хозяйство в виде домашних животных. Деревьев нет, огородов нет, т.к. ничего не растёт, зимой много снега и ветра, температура под -40. Топят кизяками или углём, который добывают вручную или покупают у частников.
Особенность Киргизии в том, что после демонтажа советской власти по всей стране практически прекратилась промышленная разработка угольных месторождений, но уголь продолжают копать обычные люди. Зачастую вручную, нелегально и с риском для жизни и здоровья.
Подобный коп как раз есть неподалёку. Заработки простых "шахтёров" - 1000 рублей в день и меньше.
Пенсия у людей, положивших свою жизнь на строительство социализма, 2000 сом (1 руб.~1 сом) в месяц. При сопоставимых с российскими ценах. Благо, в Киргизии принято уважать своих родителей и сильны родовые связи. Стариков, в отличие от русских и европейцев, здесь никто не кинет. Будут помогать всем миром.
Киргизия определённо выглядит самой бедной и обделённой республикой Средней Азии.
И хотя Советы наворотили делов, парадоксально Киргизия является самой НЕрусофобской и советофильской страной постсоветского пространства, включая Беларусь и РФ!
Здесь до сих пор повсеместно сохраняется русская и большевистская топонимика, памятники Ленину, Карлу Марксу и прочим. Высокий статус русского языка, хотя конкретно в Сары-Таше мало кто может свободно изъясниться с нами. Издержки провинции.
В отличие от соседей, в Киргизии не продвигают идеи великодержавия, национализма и русофобии. Даже наоборот.
Вероятно, если бы бы в правительстве РФ была заинтересованность, Киргизию можно было бы спокойно включить в состав России. Я убеждён, что даже сейчас большинство населения проголосовало бы "ЗА" на референдуме. Но такого желания во властных кругах нет. В 1980-х из "Лондона" дали приказ "избавиться" от "внешних колоний" России. Проект СССР быстро свернулся без лишних вопросов.
Кстати, формально последней страной входившей в СССР являлся Казахстан, а не Россия что как бы намекает об искусственном демонтаже.
Над Сары-Ташем возвышается знаменитый пик Ленина (высота 7134 м). Если смотреть на него с территории Таджикистана, то это уже будет пик имени Абу Али ибн Сины.
Где-то там дальше пик Коммунизма (бывший Сталина), у таджиков - Исмоила Сомони (высота 7495 метров). Высочайшие вершины Памира и СССР.
Да и сам Ленин в Сары-Таше оказывается есть (см. обложку)! Облупленный и ободранный, как и всё остальное, но есть.
За счёт Ленина, вернее пика его имени, через Сары-Таш есть маленький, но стабильный туристический поток. Это альпинисты, мечтающие покорить последний "бесплатный" и "лёгкий" семитысячник.
В основном, это обеспеченные европейцы, чьими деньгами с радостью пользуются предприимчивые киргизы и памирцы, которые и втридорога покормят и отвезут в базовый лагерь да хоть развлекательное шоу с национальными играми устроят. Любой каприз, как говориться, за ваши...
Для простых путешественников типа Другой путь, это не очень хорошо. Там, куда проник массовый турист, неизменно начинается трансформация сознания аборигенов, которая, естественно, носит негативный характер.
В магазине тебе могут насчитать двойную цену, а дети завидев издалека кричат "Хеллоу, мистер, гив ми а мани". И никто просто так не угостит.
Но сейчас сентябрь, не время для похода на Ленина. Вот вот ударят морозы, задуют ветра, и долина с селениями покроется белым покрывалом.
Сары-Таш предельно атмосферно прибывает в своей истинной ипостаси.
Пустынный, забытый и облупленный. Таким он и является, периодически оживая лишь с приездом очередной партии военных да весной, осенью, когда через него гонят стада.
Что уж и говорить, здесь даже полноценной заправки нет (не работает с тех пор как направление стало тупиковым)!
А мусор не вывозят - а выбрасывают\сжигают за околицей в степи.
Вот что я написал в записной книжке по ходу посещения:
Убогий посёлок заполнен военными, "избалован" вниманием иностранцев, а въезд в Таджикистан оказался заблокирован.
Это не стало неожиданностью. Из-за давнего конфликта между соседями значительная часть Киргизии фактически превратилась в транспортный тупик.
В качестве альтернативы, мы намеревались перейти через Алайский хребет в один из узбекских анклавов [Шахимардан], но сгущающиеся над пиком Ленина тучи навели на мысль справиться о погоде.
В ближайшие пару дней ожидался сильный ветер, снег и около 0 градусов, после понижение температуры до -10. Завтра начнётся зима... В такую погоду в горах может быть не только некомфортно, но и опасно для жизни. Кажется Всевышний не хочет, чтобы мы здесь находились.
А Другой категорически против авантюры даже с 2-3 - дневным походом. Идти одному с минимум еды, с риском быть заваленным снегом в палатке?... Нет, не хочу. Не боюсь, просто не хочу идти один.
Скрепя сердце, принимаю решение отступить...
Чувство досады и растерянности из-за нарушившихся планов теперь долго будет преследовать меня.
Около 2 часов ожидания первой попутки и мы несолоно хлебавши возвращаемся обратно в Гульчу и Ош.
Продолжение предполагается. Спасибо.
Поддержать работу ДП (стабильный выход новых публикаций) в условиях санкций Дзена можно по 4893 4702 7888 9453. Спасибо!