Найти в Дзене

О злоключениях советской вареной колбасы. Перевал Дятлова. - 29

Оглавление

Предыдущая часть:

Теперь к вопросу о том, мог ли Масленников поручить мансюкам такое важное задание - соорудить липовый "лабаз". Были ли мансюки для советской власти "чужими"? И могли ли они проболтаться?

Чужая советская власть

Проблема в том, что для России чужой была сама советская власть и весь этот чудовищный большевицко-чекистский режим. Большевиков ведь буквально завезли в Россию в пломбированных вагонах, и когда они захватили власть, они смотрели на всю Россию как на чужую для них страну, которую нужно покорить и подчинить своей сатанинской власти. И ради этого большевики развязали в России т.н. "гражданскую войну", устроили массовый голод, развязали кровавый террор и репрессии, а позднее создали всю эту свою чудовищную тоталитарную систему, включая систему ГАЛАГа.

В сущности, для России что большевики и чекисты во главе с Ульяновым и Джугашвили, что какие-нибудь фашисты во главе с Гитлером - разницы никакой. И те, и другие были абсолютно чужды и враждебны России, но и те, и другие добивались покорения своей власти России и русского народа. Вся разница состояла только в том, что большевики и чекисты поработили Россию своей власти изнутри, захватив власть в 1917 году, а Гитлер и фашисты пытались сделать то же самое извне, в ходе внешнего завоевания.

Поэтому для большевиков и чекистов вся Россия была чужой. Все группы населения. "Своими" они считали только тех, кто уже подчинился их сатанинскому режиму и служил их режиму. То есть "советских". А всех, кто мог хотя бы потенциально оказать сопротивление их тирании, или сомневался в "верности учения Маркса-Ленина" и в "победе коммунизма" - все они были "несоветскими" и "антисоветскими", врагами большевицко-чекистского режима, и таковых большевики и чекисты несколько десятилетий последовательно уничтожали. А поскольку "антисоветчиками", в сущности, были все нормальные и здравомыслящие люди России, и русские, и нерусские - большевики и чекисты уничтожили в России миллионы людей.

И мансюки (как и другие "народы Севера") также довольно долго пытались оказать сопротивление большевицко-чекистскому режиму. Так что в 1930-40-е годы "народы Севера" подняли несколько крупных восстаний против большевицкого режима (восстание Мандалады, Кызымское восстание и другие). Но все эти восстания были жестоко подавлены большевиками и чекистами, и к концу 1940-х годов сопротивление мансей и других "народов Севера" в целом было сломлено (см. ссылку и Фото 1 ниже).

Фото 1. Чекистский карательный отряд, проводивший подавление Кызымского восстания хантов и ненцев в 1934 году.
Фото 1. Чекистский карательный отряд, проводивший подавление Кызымского восстания хантов и ненцев в 1934 году.

После этого мансюки (как и другие "народы Севера") поняли, что избавиться от большевицко-чекистской власти у них не получится, и, как и многие другие жители бывшей России, стали искать способы приспособиться к советской власти.

И к концу 1950-х годов между советской властью в Свердловской области и местными мансями сложились уже вполне мирные и даже доверительные отношения. Мансюки присматривали за тайгой, помогали лагерным чекистам Ивдельлага ловить беглых заключенных. Добывали большое количество очень ценной пушнины, шедшей на продажу на экспорт (важнейший товар для выручки иностранной валюты). Кроме того, у Чекистской Мафии возник с местными мансями очень выгодный для чекистов нелегальный бизнес вокруг пушнины (см. ссылку ниже).

При этом, естественно, советский тоталитарный режим и чекисты и самих мансей старались поставить под свой полный контроль. И лагерные чекисты Ивдельлага вели среди мансей постоянную "агентурную и оперативную работу".

Чекистские агенты по работе с мансями

Каким же образом лагерные чекисты Ивдельлага проводили эту "агентурную и оперативную работу" среди мансей?

Во-первых, у чекистов были свои агенты Ивдельлага, не из мансей, которые регулярно общались с мансями, старались поддерживать с ними "дружеские отношения", иногда в чем-то им помогали, доставали им спирт, патроны. И такие агенты, как правило, "увлекались охотой", и мансюки нередко брали их с собой на охоту.

Одним из таких агентов был капитан Чернышев (см. Фото 2 ниже) - он в Ивдельлаге "специализировался" на поимке беглых заключенных, и поэтому "по роду службы" старался поддерживать с местными мансюками доверительные отношения. Из показаний капитана Чернышева:

"По роду службы мне приходилось все время встречаться с манси в самых различных условиях, приходилось беседовать с ними по вопросам охоты, жизни. Всегда они охотно отвечают, народ гостеприимный. С нами они сотрудничают, помогают задерживать бежавших заключенных. Враждебных отношений к нам они не проявляют".
Фото 2. Капитан Чернышев, вертухай Ивдельлага, в лагере поисковиков в начале марта.
Фото 2. Капитан Чернышев, вертухай Ивдельлага, в лагере поисковиков в начале марта.

А еще двумя чекистскими агентами Ивдельлага, которые постоянно вели "агентурную и оперативную работу" среди местных мансюков, были как раз "пожарник" капитан Чеглаков и "лесник" Пашин, проживавшие в Вижае. Что вы думаете они в "лагере Слобцова" 26 февраля так мило беседуют с манси Алексеем Анямовым? Да потому и беседуют, что они оба его хорошо знали. Как и других мансюков. И нередко ходили с мансюками на охоту. А Пашин, скорее всего, и на мансийском языке немного разговаривал (см. ссылку и Фото 3 ниже).

Фото 3. Пашин, Анямов и Чеглаков мило беседуют в "лагере Слобцова" 26 февраля: Анямов с Куриковым и радистом Неволиным подъехали на оленьих упряжках в "лагерь Слобцова" из Суеватпауля 26 февраля.
Фото 3. Пашин, Анямов и Чеглаков мило беседуют в "лагере Слобцова" 26 февраля: Анямов с Куриковым и радистом Неволиным подъехали на оленьих упряжках в "лагерь Слобцова" из Суеватпауля 26 февраля.

Из беседы Майи Пискаревой с Владимиром Андросовым, старожилом Вижая (см. ссылку ниже):

"В.А.Третий - это Чеглаков Алексей Семенович, начальник вижайской пожарной команды, очень хороший человек, нам, пацанам, всегда давал свое ружье сходить на охоту и не боялся его доверить. Я бы не дал, вдруг случайно застрелится или кого-нибудь застрелит. Он был безотказный.
М.П.: Да, об Алексее Семеновиче многие вижайцы отзываются хорошо. Его так и называли - Семеныч. Надежда Винтер дружила с его дочерью Наташей, тоже вспоминала, что он был очень большой охотник-любитель. Знал хорошо тайгу. Знал многих манси. Когда манси приезжали в Вижай, часто останавливались на ночлег у Чеглаковых. Он знал хорошие ягодные места...
В.А.: Все трое стоят на мансийских лыжах. Я по памяти помню, что у всех троих были мансийские лыжи. Но Пашин Иван сам их делал, это 100 процентов, а Чеглакову подарили, видимо, манси".
Пискарева Майя Леонидовна. Беседа с Владимиром Андросовым о вижайцах А.Чеглакове, леснике Пашине, манси и Перевале им. группы Дятлова

То есть когда мансюки появлялись в Вижае, они останавливались не где-то, а в доме у Чеглакова! Настолько дружеские у них были отношения. И часто ходили с Чеглаковым на охоту. И эти же "мансийские друзья" подарили Чеглакову мансийские лыжи и мансийскую малицу, в которых он стоит на Фото 3 выше.

А во-вторых, лагерные чекисты, конечно, и среди мансюков пытались завербовать своих агентов, которые бы им доносили обо всем интересном, что происходило в жизни мансюков.

И одним из таких доверенных агентов, несомненно, был Степан Куриков. Куриков, с одной стороны, был у мансей шаманом и главой видного клана Куриковых. То есть для "советской власти" он был представителем мансийского населения. А с другой стороны, он был депутатом Свердловского областного совета. То есть для самих мансюков он был как бы представителем "советской власти", пусть небольшим, но "советским начальником" (см. Фото 4 ниже).

Фото 4. На некоторых фото Степан Куриков старался забраться на какую-нибудь кочку или поленницу, чтобы казаться повыше всех этих глупых студентов. "Насяльник, однако!"
Фото 4. На некоторых фото Степан Куриков старался забраться на какую-нибудь кочку или поленницу, чтобы казаться повыше всех этих глупых студентов. "Насяльник, однако!"

То есть Степан Куриков был как бы посредником, важным "промежуточным звеном" между чекистами и советской властью и мансийским населением. И очень часто в своих отношениях с мансюками чекисты и вся эта советская сволочь действовали через Курикова.

И, естественно, советские товарищи Степану Курикову вполне доверяли. Он был почти что их, "советским человеком". Именно через Курикова лагерные чекисты привлекали мансюков к поимке беглых заключенных, и у Курикова было несколько грамот от чекистов и вертухаев в благодарность за эту его деятельность (см. Фото 5 ниже). И об участии мансюков в этом спектакле "поисковых работ" они с мансюками договаривались именно через Курикова и посредством Курикова.

Фото 5. Грамота, выданная лагерными чекистами Степану Курикову за помощь в поимке беглых заключенных.
Фото 5. Грамота, выданная лагерными чекистами Степану Курикову за помощь в поимке беглых заключенных.

Более того, у Курикова в юрте в Суеватпауле была даже форма чекиста НКВД. Откуда она у него взялась - непонятно (ведь вряд ли он был кадровым чекистом или вертухаем), но он иногда любил в нее наряжаться и расхаживать в ней по Суеватпуалю, показывая другим мансюкам свою близость к чекистам и "советской власти" (см. Фото 6).

Фото 6. Степан Куриков в советской фуражке вертухая Ивдельлага. Настоящий советский человек!
Фото 6. Степан Куриков в советской фуражке вертухая Ивдельлага. Настоящий советский человек!

Так что кто для советской власти и всей этой советской партийно-чекистской сволочи был более чужим - мансюки или все эти неугомонные студенты - это еще большой вопрос. И уж совершенно точно советские товарищи доверяли Степану Курикову гораздо больше, чем студентам-поисковикам: он был товарищ проверенный, который на протяжении многих лет уже доказал свою полную лояльность советской власти, постоянно помогал чекистам и вертухаям Ивдельлага в поимке беглых заключенных, и регулярно доносил чекистам обо всем интересном, что происходило в Суеватпауле и в целом в жизни мансюков.

И я полагаю, что именно Степан Куриков и донес первым в самом начале февраля советским властям, что его сородичи-мансюки совершили убийство девяти студентов-туристов из Свердловска. Поэтому нет ничего удивительного в том, что советские товарищи позднее решили привлечь Степана Курикова и еще нескольких мансюков к этому спектаклю "поисковых работ". А товарищ Масленников решил им поручить соорудить липовый "лабаз".

Продолжение: