Найти тему

Загадка следов на стволе Кедра. Перевал Дятлова. - 7

Предыдущая часть:

Манси, как известно, придерживаются шаманизма - своеобразной формы язычества. Язычество бывает разное: древние греки тоже были "язычниками", но их язычество приобрело настолько сложные и совершенные формы - со своей развитой мифологией и философией неоплатонизма, с мистериями, храмами и скульптурами, что мы и сегодня с удовольствием читаем греческие мифы и Гомера, наслаждаемся образцами греческого искусства и изучаем философские труды Плотина и Порфирия.

Язычество лозьвинских манси было совсем примитивным (я бы даже сказал, первобытным). У них были какие-то свои "боги" и "духи", было свое тотемное животное (медведь), какие-то зачатки совсем примитивной мифологии и свои представления о "потустороннем мире" и "загробной жизни". Я, конечно, не буду вдаваться во всю эту мансийскую хтонь (в этом нет особого смысла) - нас интересуют религиозные практики, которых придерживались манси, особенно же те из них, которые связаны с этим делом.

Фото 1. Священный амбарчик манси. Не от этих ли амбарчиков ведет свое происхождение "избушка на курьих ножках", в которой, согласно русским сказкам, обитала Баба Яга? Ведь такие амбарчики делали не только манси, но и самоеды и некоторые другие лесные народы, проживавшие в европейской части России.
Фото 1. Священный амбарчик манси. Не от этих ли амбарчиков ведет свое происхождение "избушка на курьих ножках", в которой, согласно русским сказкам, обитала Баба Яга? Ведь такие амбарчики делали не только манси, но и самоеды и некоторые другие лесные народы, проживавшие в европейской части России.

Так вот, до революции мансей (их тогда называли "вогулами") пытались крестить и обратить их в православие (собственно, отсюда у них "русские" фамилии, имена и отчества), всячески их к этому поощряли. Но, внешне принимая какие-то отдельные православные обряды, манси оставались язычниками и, в тайне от властей, продолжали придерживаться своего шаманизма. И иногда это приводило к довольно курьезным последствиям.

«Основной двоеверческий обряд, зафиксированный русскими путешественниками у вогулов, - это мазание икон жертвенной кровью. К. Д. Носилов присутствовал при таком обряде в Шома-пауле, оказавшись незваным, но почетным гостем в юрте знакомого вогула. «Вероятно, чтобы показать мне, что они молятся, как говорится, «и нашим, и вашим», они достали откуда-то восковые свечи, зажгли их перед иконой Николая Чудотворца, поставили их и перед темным сомнительным сундучком, и в избу ввели годовалого пестрого оленя». Оленя принесли в жертву, и «после того, как были удовлетворены скрытое в ящике божество, гость и Николай Чудотворец, которому жрец вымазал кровью уста, вогулы принялись сами за угощение».

https://uchimsya.com/a/aNqP1pVj

Таких сообщений, что манси мажут иконы кровью жертвенных животных, сохранилось множество - очевидно, эта практика у них в то время была весьма распространена. Причем особенно часто они мазали иконы с Николаем Чудотворцем - его они отождествляли с каким-то своим, особенно почитаемым, божком.

Но их "духи" и "боги" обитали не только в иконах, но и в специально построенных для этого где-нибудь в тайге небольших амбарчиках (см. Фото 1 и Фото 2). И туда они, дабы умилостивить своих духов и божков и добиться от них удачи на охоте и в других своих делах, часто клали монетки, пуговицы, какие-нибудь тряпочки и ленточки.

Фото 2. Священный амбарчик лозьвинских манси. По их верованиям, в этом амбарчике обитал какой-нибудь "дух" или "божок", и, чтобы его задобрить, манси клали в такие амбарчики какие-нибудь монетки, пуговицы, ленточки и тряпочки.
Фото 2. Священный амбарчик лозьвинских манси. По их верованиям, в этом амбарчике обитал какой-нибудь "дух" или "божок", и, чтобы его задобрить, манси клали в такие амбарчики какие-нибудь монетки, пуговицы, ленточки и тряпочки.

Кроме того, их духи, конечно, также обитали и в тайге. Как и всякие язычники, манси одушевляли природу, и "священными" у них могли быть не только реки, горы или таежные места, но и отдельные камни или деревья. Кедр у них считался "священным деревом", а тот самый Кедр в верховьях Лозьвы, видимо, был у них особенно "священным": он возвышался над всей окружающей местностью, рядом с ним проходила звериная тропа, и мимо него манси ежегодно перегоняли своих оленей. Вот вам и ответ на вопрос, почему они решили помазать его кровью дятловцев.

Фото 3. Мансийские идолы. Обратите внимание, что у этих идолов рот только обозначен, и на месте рта - ровная плоская поверхность. Как вы думаете, почему?
Фото 3. Мансийские идолы. Обратите внимание, что у этих идолов рот только обозначен, и на месте рта - ровная плоская поверхность. Как вы думаете, почему?

Майя Пискарева, выдающаяся исследовательница этой трагедии (она одна сделала для расследования этого дела гораздо больше, чем сотни других "дятловедов", со всеми их фондами, "конференциями", "экспедициями" и книгами), полагала, что манси во время убийства дятловцев устроили там настоящий "праздник жертвоприношений", "по всем правилам" - достали из своих походных сундучков своих тряпичных кукол и идолов-божков, призванных изображать "духов", развешали эти куклы на срубленных березах и елях и т.д.

Я так не думаю. Некоторые обстоятельства этого дела указывают нам на то, что ничего подобного в ночь убийства дятловцев манси-убийцы не устраивали. Об этом, в частности, говорит экспертиза тела все той же несчастной Люды Дубининой: судя по всему, они сначала разбили ей грудь своей колотушкой-колотом для сбора кедровых орехов, и только где-то примерно час спустя после этого, когда Люда, задыхаясь, уже была при смерти (так что она даже голову одернуть не могла), они удалили ей язык. То есть они, расправившись с дятловцами, видимо, потом еще около часа сидели и пьянствовали под Кедром, у костра, дожидаясь, когда дятловцы умрут. И только после этого, когда они опьянели и "разошлись", они все-таки решили оставить на Кедре свою "подпись".

Фото 4. Мансийские идолы.
Фото 4. Мансийские идолы.

То есть Кедр помазать кровью они решили незадолго до того, как они оттуда ушли, "напоследок" - просто "в ознаменование" своей расправы над дятловцами, дабы, по своей традиции, умилостивить своих духов. И дятловцев они убили вовсе не потому, что хотели устроить там "праздник жертвоприношений". Убили они их по другой причине.

Но то, что они "напоследок", уже покидая место убийства, решили помазать Кедр кровью несчастной Люды Дубининой, говорит нам о том, что среди них был шаман - которому и пришла в голову эта мысль и который и руководил этой расправой над дятловцами. Кто это был? Его имя хорошо известно многим дятловедам - с одной стороны, он пользовался большим авторитетом среди местных манси, а с другой стороны, он был тесно связан с местным чекистско-лагерным начальством. То есть служил неким "промежуточным звеном" между чекистско-лагерным начальством и местными манси. И это ключевая фигура во всей этой истории.

Фото 5.  Манси во время медвежьего праздника, переодетые в менквов (особых злых божков). "На медвежьем празднике менквов изображают кричащие и хохочущие люди в высоких масках из конских хвостов".
Фото 5. Манси во время медвежьего праздника, переодетые в менквов (особых злых божков). "На медвежьем празднике менквов изображают кричащие и хохочущие люди в высоких масках из конских хвостов".

Дело в том, что в 1920-50-е годы большевики и чекисты убили или посадили в ГУЛАГ многих мансийских шаманов, а во время "коллективизации" отобрали стада оленей у многих мансийских богачей. Это привело к нескольким крупным восстаниям манси и других народов Севера (почитайте, например, про Мандаладу - восстание ненцев, или про Кызымское восстание, - см. Фото 6 ниже), но к 1950-м годам их сопротивление в целом было сломлено, и многие мансийские шаманы пошли на сотрудничество с советской властью и с чекистами (примерно так же, как после погрома, устроенного большевиками и чекистами в 1920-30-е годы православной Церкви, на сотрудничество с советской властью и чекистами пошли многие православные священники и епископы, которые уцелели после этих репрессий).

Фото 6. Группа карателей-чекистов, проводивших подавление Кызымского восстания хантов и ненцев в 1934 году.
Фото 6. Группа карателей-чекистов, проводивших подавление Кызымского восстания хантов и ненцев в 1934 году.

И между чекистско-лагерным начальством Ивделя и местными манси установились очень тесные и доверительные "деловые отношения": местные манси стали "глазами и ушами" чекистов в тайге, и оказывали им неоценимую помощь при поиске и поимке беглых заключенных. Об этом сотрудничестве манси с чекистско-лагерным начальством (через чекистских агентов и оперативников), в частности, проговорился в своих показаниях капитан Чернышев, вертухай из Ивдельлага - он как раз "специализировался" на поиске и поимке беглых заключенных, и поэтому прекрасно знал о таком сотрудничестве между манси и местными чекистами (Листы 92-93 УД):

"По роду службы мне приходилось все время встречаться с манси в самых различных условиях, приходилось беседовать с ними по вопросам охоты, жизни. Всегда они охотно отвечают, народ гостеприимный. С нами они сотрудничают, помогают задерживать бежавших заключенных".

Протокол допроса свидетеля Чернышова

Это не единственное доказательство того, что между местным чекистско-лагерным начальством и местными манси были установлены "очень тесные деловые отношения", есть и другие доказательства этого. В частности, у чекистско-лагерного начальства, судя по всему, был с мансями общий и очень прибыльный "бизнес", связанный с мехами (см. ссылку ниже).

И нет никаких сомнений в том, что шаман, который руководил убийством и расправой над дятловцами, был теснейшим образом связан с чекистами. То есть по сути выступал как "промежуточное звено" между манси и чекистами, как особенно доверенный "чекистский агент". Без одобрения чекистов манси никогда бы не решились на столь жестокое и демонстративное убийство девяти туристов из Свердловска - как и все охотники, они были людьми весьма осторожными, и никогда бы не решились пойти на риск нового открытого конфликта с советской властью, если бы не получили одобрение на это убийство от каких-то влиятельных людей из этой самой "советской власти".

Иначе говоря, я полагаю, что манси в этой истории выступили только как "орудие убийства", как инструмент в руках других, гораздо более влиятельных людей. И именно эти люди задумали, спланировали и организовали убийство группы Дятлова. Причем дятловцев они "приговорили" задолго до этих событий - еще до того, как они выехали из Свердловска.

Но обо всем этом - кто был этот шаман, и что за люди стояли за организацией убийства группы Дятлова, и зачем им это понадобилось - обо всем этом я подробнее расскажу уже в следующих своих статьях. А пока на этом все. Спасибо за внимание, подписывайтесь на мой канал и следите за моими публикациями. Всем счастья и добра!