Найти в Дзене

Подросток и его право на профессиональное самоопределение. Роль родителей в выборе профессии

Оглавление

В школах приближается к завершению учебный год. Для многих подростков он будет выпускным, а значит, родителям предстоят волнения, связанные с вступительными экзаменами, выбором будущей профессии их детьми. Действительно, выбирать профессию, чтобы раз и навсегда, не просто, иногда даже немного страшновато.

Стереотипы и мода в профессиональном выборе

Как показывает практика, в большинстве семей начинают заниматься выбором вуза или местом работы для выпускника заранее. Порой в этом помогают учебные заведения: в школах организуют встречи с представителями разных профессий, в университетах проводят выставки, дни открытых дверей, рассказывают о возможностях, преимуществах вуза, вступительных экзаменах…

Наверное, хорошо, если в семье есть трудовые династии, и дети заранее знают, куда пойдут учиться, чтобы продолжить семейные традиции. Но, к сожалению, зачастую такой профессиональный выбор связан со стереотипами родителей, модой, трендами, престижем, и, более того, нередко сопровождается конфликтами, поломанными судьбами.

Между тем взрослые должны уважать право подростка ориентироваться именно на свои качества и наклонности, а не на семейные и прочие стереотипы. И когда ребенок настойчиво пытается отстаивать свое желание получить ту или иную профессию, окончательный выбор должен быть за ним. Говорю это не только как психолог, но и как мама сына-студента.

Если в семье все же не получается найти точки соприкосновения, проконсультируйтесь со специалистом- профориентологом. Профориентация предполагает тестирование, опросы, специальные методики, которые помогают определить тип личности подростка, его характер и темперамент, предрасположенность и таланты, сильные и слабые стороны, способы мышления, профессиональную направленность, склонность и интересы.

Далее важный этап - знакомство с миром профессий, и чем больше будет информации о специальностях, тем, как ни парадоксально, проще ее проанализировать и найти подходящую.

Ошибки выбора и их последствия

Безусловно, выбор, который делается сразу после окончания школы, не приговор на всю жизнь. Можно ошибиться и со временем найти себя в чем-нибудь другом, хотя переучиваться во взрослом возрасте не так легко, да и приоритеты уже могут измениться. Появятся семья, дети, нужно будет много работать, чтобы обеспечивать близких. Опять же, не исключен страх перемен и новых ошибок.

Школьнику, который поступил «куда-нибудь» или «где хватало баллов», «там дешевле», «туда решили родители», «за компанию с друзьями», придется несколько лет провести в нелюбимом университете, чтобы после его окончания, если не бросил учебу на полпути, трудиться «неважно, где» или «куда устроят».

И каждый день надо будет ходить на нелюбимую работу, постоянно пребывать в состоянии стресса. А потом депрессия, профессиональное выгорание и нежелание развиваться в выбранной специальности.

Эффективный метод профориентации - погружение в профессию. Это могут быть экскурсии на различные предприятия, дабы увидеть и понять, как происходит производственный процесс, или ярмарки вакансий, главная цель которых познакомить абитуриентов и их родителей с разными вузами и, сравнив все, помочь сделать правильный выбор.

Разумеется, при этом необходимо учитывать потребности рынка и умело адаптироваться к сложившимся условиям. Однако всегда нужно уметь находить себя и свое место в профессиональном плане, стараться ответить на вопросы «кто я?», «какие у меня таланты и способности?», и, никогда не ориентироваться на стереотипы.

Вспомните, к примеру, в 90-е годы многие выпускники стремились стать юристами и экономистами, отчего в нулевые годы возник переизбыток этих специалистов и как следствие - проблемы с трудоустройством.

Цена ошибки в выборе профессии

Определять будущую профессию можно уже с восьмого класса. Хорошо, если подросток будет проходить тесты ежегодно до окончания школы, чтобы в динамике отследить изменения своих интересов или, наоборот, подтвердить выбор.

Существует целый ряд основных методик проф-диагностики, которые позволяют на основе личностных особенностей подобрать специальность, в которой человек сможет в полной мере раскрыть свои таланты.

В тестах нужно выбирать один из нескольких вариантов, отметить то, что больше нравится, насколько справедливо для тестируемого то или иное предложенное утверждение.

Полученные результаты позволят понять, в каком направлении двигаться дальше. Это очень важный этап. Ошибки могут стоить дорого (во всех смыслах), хотя бы потому, что высшее образование не всегда бесплатное.

Формула выбора и успеха

При определении профессионального выбора можно самостоятельно исключить неверный путь. Это формула оптимального выбора:

Хочу?
Могу?
Надо?


«Хочу» - определяет желание, интересы и склонности.

«Могу» - это знания, навыки, способности, возможности, состояние здоровья, особенности личности (в том числе физические и психические).

«Надо» - социальные ожидания, требования общества, перспективы трудоустройства.

Последовательно подставив в формулу те или иные профессии, нужно ответить себе на эти три вопроса и провести самоанализ, чтобы осознать свои истинные желания и реальные возможности, а также оценить свои преимущества и как на них опираться в определенных ситуациях.

Полученные выводы помогут определить собственный жизненный сценарий, механизм его реализации, обозначить цель и найти свой уникальный путь к счастью и самореализации.

И если у вас получится, хочу + могу + надо = моя будущая профессия, - это гарантия успеха во взрослой жизни!

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!