Пассажиры негодуют: многие столкнулись с тем, что не смогли купить билет на нужный поезд даже при открытии продаж билетов за 90 суток до отправления. Особенно острая ситуация с южными направлениями: Анапа, Новороссийск, Краснодар. В момент начала продаж во многих вагонах сразу нет билетов. На шквал возмущенных писем железнодорожники отвечают уклончиво. Выглядит так, что они изменили систему продаж, официально не объявляя об этом. При этом пассажиры подозревают худшее. Сегодня о том, как на самом деле сейчас продают билеты на поезда.
Что происходит с билетами?
Типичное обращение пассажира к РЖД в соцсетях на официальной странице перевозчика, его сегодня написала Анна Иванова:
"Ужас! 3-й день пытаюсь оформить билеты за 90 суток в 8 утра! Все напрасно С 7:50 захожу в личный кабинет все летает, ровно в 8:00 все глючит! С кабинета вылетает! "
Вот что это отвечает РЖД:
"Анна, здравствуйте. К сожалению, в период пиковых нагрузок на сайт могут наблюдаться замедления в работе системы продажи билетов. Рекомендуем вам вернуться к оформлению билетов позднее. В первый день поступают не все билеты в продажу. Они будут поступать вплоть до даты отравления поезда."
Обратите внимание на последние две фразы: по поводу того, что в первый день продают не все билеты, и они будут еще поступать. Это что-то новенькое! В правилах продажи билетов указан совершенно другой алгоритм. О нем чуть позже. А пока еще один пример, пишет Наталия:
"Тоже нужны билеты на 2-3 августа, мониторю каждый день не по одному разу, билетов нет! Первый раз сталкиваюсь с таким. В прошлые года без проблем всегда покупали билеты даже за месяц до поездки. РЖД объясните, что происходит, как людям ехать в отпуск, как бронировать жилье?"
Ответ перевозчика:
"Наталия, здравствуйте. К сожалению, спрос на билеты в летний период очень высок, их раскупают достаточно быстро. Дополнительные билеты ещё могут появиться, но точно сказать, когда именно это произойдет, нельзя. Рекомендуем следить за обновлениями."
И еще один типичный случай описала Вера Максакова:
"Билетов нет, сколько не смотрели в сторону Лазаревская, нет и всё! Как ехать с детьми на отдых? Почему нет билетов даже на сентябрь, а отдохнуть то хочется летом! Интересно как быть если срочно нужно попасть в сторону юга..."
Ответ РЖД написан как под копирку. Пассажиры, судя по реакции, восприняли его как издёвку:
"Вера, здравствуйте. Билеты выходят в продажу поэтапно. Появление билетов возможно в течение всего периода продажи вплоть до дня отправления. Следите, пожалуйста, за обновлениями."
Как должны продавать билеты по правилам?
А теперь давайте познакомимся с официально действующим порядком продаж билетов, который опубликован на официальном сайте РЖД:
На большинство поездов во внутригосударственном сообщении продажа билетов начинается за 90 суток до даты поездки с начальной станции маршрута, в том числе на поезда в Калининград.
Продажа билетов открывается за 120 суток до отправления с начальных станций на следующие поезда дальнего следования:
№ 1/2 «Красная стрела» Москва — Санкт-Петербург;
№ 3/4 «Экспресс» Москва — Санкт-Петербург.
ДАТЫ НАЧАЛА ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ: ЗА 45, 60 И 90 СУТОК
страны СНГ и Балтии — за 45 суток, если поезд следует через Москву — за 60 суток;
дальнее зарубежье (Европа и Азия) — за 60 суток;
Абхазия — за 90 суток.
Более того, компания даже любезно поясняет время старта продажи билетов для разных регионов и станций. Очевидно, чтобы пассажиры могли первыми прийти на вокзал или на сайте забронировать билеты на востребованные направления. Вот официальная информация на сайте РЖД:
ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ ПРОДАЖИ/ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕРЫВ НА САЙТЕ И В БИЛЕТНЫХ КАССАХ
Уважаемые пассажиры! Если вы хотите купить билет в первые минуты после открытия продажи, то следует иметь ввиду, что время открытия продажи зависит не от вашего месторасположения, а от начальной станции отправления поезда. Для поездов, отправляющихся со станций московского часового пояса, например, Москвы, Санкт-Петербурга, Анапы, Сочи, Туапсе, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Краснодара, Нижнего Новгорода, Казани и т. д., продажа открывается в 8 часов утра по местному (московскому) времени за 60 (45, 90) суток до отправления поезда.
Если ваш поезд уходит из Владивостока в Москву, то продажа откроется в 4 часа по московскому времени (в 11:00 по времени Владивостока) за 60 (45, 90) суток до отправления поезда. Открытие происходит, как правило, одновременно для всех промежуточных станций на маршруте – Читы, Иркутска, Екатеринбурга и др. – вне зависимости от их местного времени.
Дополнительно обращаем ваше внимание, что во всех регионах России существует технологический перерыв в работе системы «Экспресс», во время которого вы не можете оформить билеты. Он проходит с 03:30 до 03:50 по московскому времени (в ночь с понедельника на вторник — с 03:30 до 04:00, в каждый третий вторник месяца — с 03:30 до 04:30)
Ни о какой поэтапной продаже билетов на официальном сайте перевозчика нет ни слова. Это что же получается: компания нарушает собственные нормативы, действующие уже много лет?
Ответ про поэтапную продажу билетов многим пассажирам кажется нелепым и откровенно вызывающим. То есть людям предлагается всё бросить и целыми днями мониторить сайт РЖД: а вдруг повезет и чего подкинут?
Такого отношения к пассажирам даже в советское время не было.
Что на самом деле?
Пассажиры подозревают худшее. Многие уверены, что ажиотаж с билетами на южные направления - искусственно созданный. С целью наживы.
Три основные версии, которые гуляют в железнодорожных блогах и в длинных ночных очередях на вокзалах за билетами:
Кстати, про очереди и всю эту дичь можно прочитать вот здесь:
Версия первая: турагентства
Многие пассажиры уверены, что места на юг были проданы до старта продаж оптом туристическим агентствам, которые потом перепродают их в составе путевок. В том числе для организованных детских групп. РЖД эту версию на своих ресурсах не комментирует: не подтверждает, но и не опровергает. Но наша подписчица Елена рассказала, что получила официальное подтверждение:
"Я подавала через техподдержку мобильного приложения официальный запрос по поводу - где билеты в 8 утра? Мне пришел официальный ответ на почту, что в приоритете у РЖД организованный детский летний отдых, а потом все остальные, т.е. много билетов лагерями выкуплено".
Версия вторая: агрегаторы
Часть пассажиров свидетельствуют: что невозможно купить на официальном сайте РЖД, часто вполне доступно на сайтах-агрегаторах билетов. Но, разумеется, с доплатой. Вот интересно: почему, когда люди покупают напрямую, система у железнодорожников зависает, а когда ей пользуются сайты-партнеры транзакции легко проходят?
Версия третья: боты
Интернет пестрит объявлениями о перепродаже дефицитных билетов. Якобы это работает так: специальные программы в момент открытия продаж за миллионные доли секунды выкупают места целыми вагонами на подставные имена, а потом эти же программы делают мгновенный возврат и переоформление билета на новое имя. Просят владельцы такого программного обеспечения за свои услуги в среднем 3 тысячи за билет сверху.
Железнодорожники уверяют, что это в принципе невозможно. Им уже пришлось озвучить официальную позицию по этому поводу:
"Каждый билет оформляется на конкретного человека и на данные его документа. Переоформление билетов невозможно. Убедительная просьба не вводить в заблуждение пассажиров и не распространять информацию о недобросовестных продавцах. Это могут быть мошенники." РЖД.
Что бы ни говорил перевозчик, похоже, доверие многих пассажиров он уже потерял, ведь компания сама нарушает собственные действующие правила продаж. Мнение пострадавших изложила в письме монополисту пассажир Ирина Данилова:
"Российские железные дороги, вот объясните, пожалуйста, зачем вводить людей в заблуждение, что билеты поступают в продажу вплоть до отправления поезда? Я мониторю ситуацию с билетами на июнь-июль уже больше двух недель! Ни на один поезд, ни в один из дней не поступило дополнительных билетов, маршрут Москва - Анапа! Почему честно не ответить, что билеты распроданы, а не обнадёживать напрасно людей!"
Кстати, на настоящие издевательства можно нарваться и после покупки билета - непосредственно в поезде. История нашей подписчицы Елены:
А что вы думаете о новой системе продажи билетов на железной дороге?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel