Жалобы на низкое качество услуг железнодорожников регулярно появляются в комментариях к статьям на нашем канале и на самих ресурсах РЖД. То старые вагоны, то грязные туалеты, то дикий холод в купе, то, наоборот, невыносимая духота. Тем отраднее, когда справедливость торжествует, и за понесенные неудобства железнодорожники выплачивают пассажирам денежную компенсацию. Сегодня как раз такая история: имейте ввиду на будущее, что управу можно найти.
Конечно, сами железнодорожники не спешат выплачивать компенсации. Обычный ответ на жалобу на горячей линии - это отписка, что примем меры и начисление тысячи-другой бонусов РЖД, которые для многих пассажиров не представляют никакого интереса. Другой разговор начинается, когда пассажиры обращаются в суд: тут можно получить компенсацию не только материального, но и морального ущерба. И суды, как правило, встают на сторону пассажиров. Особенно, когда взыскание идет по нарушению закона о правах потребителей.
Два дня в аду
Герои этой истории в августе 2023 года поехали на поезде из Инты, что в республике Коми, в Анапу. Семья: двое взрослых и двое детей. После долгой и холодной полярной зимы так хотелось тепла, солнца и морского воздуха. До столицы на поезде добрались нормально. В первопрестольной пересели на поезд Москва - Анапа. Ехать предстояло долго: поезд отправился 5 августа, а прибыл в Анапу только 7 августа.
Радость от отпуска была омрачена сразу: оказалось, что вагон, хоть и оборудован кондиционером, фактически он не работал. В результате в заполненном до отказа плацкартном вагоне температура воздуха постоянно превышала +30 градусов.
Вы только представьте: невыносимая жара, духота, кругом плачущие дети. Также особенно тяжело перенесли эту дорогу пожилые люди, ехавшие в вагоне.
Пассажиры обратились к проводнику и к начальнику поезда, однако кондиционер никто так и не починил, также пассажирам не предложили места в других вагонах, где климат-контроль работал, или в других поездах с соблюдением действующих санитарных норм для этого вида транспорта.
В результате отпуск начался с записи в книге жалоб поездной бригады и обращения на горячую линию.
Железная дорога "париться" по этому поводу не стала - прислала очередную отписку и ненужные пассажирам 2000 баллов программы лояльности в качестве компенсации. Но семья решила не оставлять так это дело.
Вернувшись домой, в республику Коми, семья направила в РЖД (точнее в ее дочернюю компанию "ФПК", которая осуществляла перевозку) предложение о добровольной компенсации морального ущерба. Однако "ФПК" удовлетворять ее отказалась.
Платить не хотели, но придется
Тогда семья обратилась в суд по месту жительства - в городской суд Инты.
В судебном заседании было установлено, что истцы заключили договоры перевозки пассажиров с АО «ФПК» для проезда в поезде по маршруту Москва-Анапа. При следовании поезда к пункту назначения температура в вагоне составляла от 30 до 33 градусов.
В соответствии с п. 4.4.11 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» при температуре наружного воздуха выше 20 °C в пассажирских и служебных купе вагонов всех типов и классов температура должна быть не ниже 22 °C и не выше 26 °C.
"Согласно рапорту начальника пассажирского поезда, в пути следования поезда от пассажира П. (истец) поступала жалоба, что не работает кондиционер.
Факт некачественной услуги (неработающего кондиционера) подтвержден также коллективными жалобами пассажиров данного вагона и поезда в целом, зафиксированными в «Книге жалоб и предложений».
В ходе рассмотрения дела ответчик не представил надлежащих доказательств соблюдения требований к температурному режиму и вентиляции вагонов в период следования истцов по маршруту «Москва-Анапа».
Документы о прохождении осмотра вагона на предмет его исправности перед поездкой не свидетельствуют о том, что в период следования поезда в вагоне истцов работала система кондиционирования воздуха", - сообщила пресс-служба судов республики Коми.
"Решением Интинского городского суда Республики Коми с АО «Федеральная пассажирская компания» в пользу истцов взысканы денежная компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей каждому, штраф за нарушение прав потребителя в размере 5000 рублей каждому, в пользу детей истцов взысканы денежная компенсация морального вреда в размере 15 000 рублей каждому, штраф за нарушение прав потребителя в размере 7500 рублей каждому."
Итого: за поездку в ужасных условиях в плацкарте семья получит в общей сложности 50 тысяч рублей компенсации морального вреда. Плюс "ФПК" заплатит штраф за нарушение прав потребителя - всего 25 тысяч рублей. Таким образом, сумма компенсаций и штрафов многократно превышает стоимость билетов, которые преобрели путешественнмкии и по которым были оказаны некачественные услуги.
Железнодорожники попытались оспорить это решение в вышестоящем суде, однако Верховный Суд Республики Коми оставил вердикт Интинского городского суда без изменения.
Вот такой хэпиэнд у истории об испорченном отдыхе.
А вам приходилось сталкиваться с некачественными услугами в поездах?
Напишите в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel