Есть на свете мама, которая не мечтала бы о том, чтобы ее малыш побыстрее заговорил и поскорее встал на ножки? Чтобы его «агу» и прочие диковинные для взрослых словоформы, сопровождаемые интенсивными маханиями ручек, стали понятными и выразительными?.. Одним словом – чтобы ребенок социализировался, то есть научился корректно взаимодействовать с внешним миром.
Конечно же, у каждой мамы есть собственное представление о развитии ребенка, но как бы там ни было, ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) никто не отменял. И книга Елены Бурак «Развивающие игры для малышей» полностью ему соответствует. Но дело даже не в этом. Дело в том, что написана она с душой. И в том, что она способна внести разнообразие в «сурковые» будни мамы малыша, возраст которого от 6 месяцев до 3 лет.
А один из главных секретов привлечения внимания малыша – легкие рифмованные строки, на которых строятся игры.
Например, игра-массаж, где пальцы взрослого могут «бежать» по спине, по предплечьям, по ножкам и ручкам ребенка, сопровождается вот таким текстом:
Две сорокиножки
Скупили все сапожки.
Обули их на ножки.
Помчались по дорожке.
Даже не читая инструкцию или комментарии к игре, интуитивно понятно, что должны делать мама-папа-бабушка-дедушка-няня.
Или вот:
Строим, строим, строим дом,
Кубик к кубику кладём.
Вот дорога, вот гараж,
Вот построен домик наш.
Все игры — всего лишь основа предполагаемых действий. Они рассчитаны на то, что родители подхватят идею, а далее, руководствуясь индивидуальными пристрастиями ребенка, повернут игру в нужное им русло. Как?.. Как в этой игре. Ведь строить можно не только дом и гараж, но и башню, дорогу, стену, ворота. Можно показать, как катать машинку за веревочку или как машинку чинят, заправляют, моют...
По большому счету, все основные задачи, «встроенные» в книгу, сформулированы автором во вступлении. А именно:
- в игровой форме научить малыша умываться, собирать игрушки, одеваться, укладываться спать;
- играть, используя подручные материалы, следовать правилам и инструкциям;
- запоминать названия цветов, животных, насекомых, овощей, фруктов и ягод.
В книге Елены Бурак «Развивающие игры для малышей» прорабатываются познавательные, эмоциональные, двигательные и прочие инструменты общения ребенка с социумом.
Главное, включая игры в свой ежедневный «рацион», не забывайте о том, что ребенок — это не машина и даже не машинка, и очень важно учитывать следующее:
- Интерес ребенка к занятиям должен быть живым. Не настаивайте на игре, если ребенок не выспался, устал, плохо себя чувствует.
- Отложите игру, если стихотворение кажется малышу сложным. Выбирайте тексты, на которые ребенок охотно откликается.
- Удерживайте внимание ребенка с помощью смены интонации, голосового диапазона.
- Не препятствуйте, если малыш хочет играть по-своему.
- Не торопитесь — ожидаемый результат может наступить не сразу: это нормально.
- Говорите простым языком.
- Будьте гибкими. Не бойтесь экспериментировать.
- Включайте в игру других детей и взрослых.
И главная рекомендация от Елены Бурак:
Получайте удовольствие от совместной игры! Растите и развивайтесь!
Валентина Юрченко, литературный критик.