В комментариях к нашим статьям часто возникает вопрос о тьюторах. Вопросов много, они разнородные. Поэтому мы решили начать цикл материалов об этой профессии. Об истории и назначении тьюторства рассказывает Елена Васильевна Скира, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ИСОП МГПУ, олигофренопедагог.
Кто такой тьютор
Когда речь заходит о получении образования или мастерства в какой-либо сфере, часто возникает вопрос о роли наставника или тьютора. Термин «тьютор» происходит от латинского слова tutor, что означает «опекун» или «наставник». В современном контексте тьютор – это человек, который предоставляет индивидуальное обучение или консультирование по определенной теме или предмету. Это квалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями и опытом в своей области. Он может быть учителем, тренером, консультантом или ментором, который помогает ученику развивать свои навыки и знания путем индивидуального обучения, практических заданий и ответов на вопросы.
Говоря о современном тьюторе, нужно вспомнить, что само понятие тьюторства зародилось еще в XII– XIIIвеке в первых университетах Англии. Тогда тьютор был посредником между студентом и профессором, он помогал студенту адаптироваться к жизни в университете, а именно:
- советовал студенту, какие лекции посещать;
- составлял индивидуальные планы занятий;
- следил за успеваемостью;
- наблюдал за подготовкой к экзаменам.
Таким образом, мы можем увидеть, что это была некая сложившаяся форма университетского наставничества.
Итак, тьютор – это человек, который помогает обучающемуся. Он помогает усвоить сложный материал, развить навыки и умения, подготовиться к контрольным работам и экзаменам. Тьютор может оказывать как индивидуальную помощь обучающимся, так и в рамках групповой работы. Он помогает учащимся устанавливать цели, развивать навыки, решать проблемы и добиваться успехов в академической деятельности.
Сейчас профессия тьютора включена в перечень педагогических должностей.
Чем и кому может помочь тьютор
В некоторых случаях тьюторство – необходимое условие для успешного прохождения курсов или программ обучения.
И поэтому более подробно поговорим о тех ситуациях, когда без помощи тьютора точно не обойтись обучающимся:
- с плохой успеваемостью: тьютор может помочь объяснить слишком сложный материал;
- с особыми образовательными потребностями: предоставить индивидуальный подход к обучению, определенную личностную поддержку и помощь в соответствии с конкретными потребностями;
- переходящим из одной образовательной системы в другую: помощь в адаптации к новой системе и учебному плану;
- испытывающим стресс или беспокойство: оказать дополнительную эмоциональную поддержку, мотивировать, помочь справиться со стрессовыми ситуациями;
- желающим улучшить академические результаты: помочь в разработке индивидуального план обучения и предоставить дополнительную поддержку для достижения поставленных целей;
- при необходимости помощи в управлении временем или организации образовательного пространства;
- при профориентации – руководство и поддержка при принятии важных жизненных решений.
В следующих материалах мы обязательно рассмотрим тьюторство в школе для детей с различными особыми образовательными потребностями и осветим правовые вопросы проблемы. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!