Автор Дмитрий Андрияшкин, преподаватель и специалист по покупке трафика в Школе дизайна НИУ ВШЭ, опыт в продвижении 20 лет. Хотите быть в тренде, подписывайтесь на телеграм. - https://t.me/kafkich
Полный список из 150 моделей и концепций, охватывающих различные аспекты бизнеса, маркетинга, стратегического управления и разработки продуктов. Этот расширенный перечень предоставляет широкий спектр инструментов для анализа, планирования и принятия решений, которые могут быть адаптированы к потребностям конкретной организации или проекта
- 4P: Маркетинговый комплекс, который включает продукт, цену, место и продвижение.
- 5 Whys: Метод анализа причинно-следственных связей, позволяющий выявить корневую причину проблемы, задавая вопрос «Почему?» пять раз подряд.
- AB Testing: Метод, позволяющий сравнить две версии продукта для определения, какая из них более эффективна.
- Affinity Diagram: Метод для организации идей и данных в группы на основе их естественных отношений.
- AIDA: Модель, описывающая этапы вовлечения клиента: внимание, интерес, желание, действие.
- Анализ деятельности конкурентов: Исследование рынка с целью сбора информации о конкурентах.
- Анализ разрывов: Метод выявления разницы между текущим и желаемым уровнем эффективности компании.
- Аудит бренда: Процесс оценки силы и стоимости бренда.
- Balanced Scorecard (BSC): Система управления, которая включает финансовые и нефинансовые показатели для стратегического планирования.
- Бенчмаркинг: Процесс сравнения показателей эффективности компании с конкурентами или лидерами отрасли.
- Bottleneck Analysis: Метод выявления узких мест в процессе, ограничивающих его производительность.
- Brainstorming: Метод генерации идей в группе.
- Business Ecosystem: Концепция, описывающая взаимодействие различных организаций в рамках одной бизнес-экосистемы.
- Business Model Canvas: Шаблон для разработки новых или документирования существующих бизнес-моделей.
- Business Process Reengineering (BPR): Метод радикального перепроектирования бизнес-процессов для улучшения показателей.
- Capability Maturity Model (CMM): Модель для оценки и улучшения процессов компании.
- Competitor Analysis: Метод исследования и анализа конкурентов на рынке.
- Contingency Planning: Процесс разработки планов на случай непредвиденных обстоятельств.
- Critical Path Method (CPM): Метод планирования и управления проектами, фокусирующийся на критическом пути.
- Customer Development: Методология разработки продуктов, основанная на постоянной обратной связи с клиентами.
- Customer Journey Mapping: Визуализация взаимодействия клиента с компанией на всех этапах.
- Cynefin Framework: Модель для принятия управленческих решений в условиях разной степени сложности.
- Design Thinking: Подход к решению проблем, ориентированный на человека и включающий этапы эмпатии, определения проблемы, генерации идей, прототипирования и тестирования.
- Диффузия инноваций: Процесс принятия новых продуктов или услуг разными группами потребителей.
- Доход от клиента в течение срока его верности поставщику: Оценка прибыли, которую клиент приносит компании за все время сотрудничества.
- Европейская модель делового совершенства: Модель для улучшения качества и эффективности организации.
- Eisenhower Matrix: Метод приоритизации задач на основе их срочности и важности.
- Fishbone Diagram (Ishikawa): Инструмент для выявления причинно-следственных связей проблем.
- Force Field Analysis: Метод для анализа сил, влияющих на изменения в организации.
- Gantt Chart: Инструмент для планирования и управления проектами, представляющий график выполнения задач.
- Growth Hacking: Стратегия быстрого экспериментирования с целью найти эффективные способы роста бизнеса.
- Jobs-to-be-Done (JTBD): Подход, фокусирующийся на задачах, которые клиенты пытаются решить с помощью продуктов или услуг.
- Картирование пути клиента: Визуализация взаимодействия клиента с компанией на всех этапах.
- Lean Canvas: Версия бизнес-модели, адаптированная для стартапов.
- Lean Manufacturing: Производственная система, нацеленная на минимизацию потерь и максимизацию ценности для клиента.
- Линия эквивалентной ценности: Графическое представление соотношения цены и выгод продукта.
- Маркетинг, ориентированный на ценность: Подход к маркетингу, основанный на понимании потребностей клиента и создании ценности для него.
- Матрица ADL: Инструмент для разработки стратегии бизнеса с учетом его возраста и рыночной позиции.
- Матрица Ансоффа: Модель для определения стратегии роста компании.
- Матрица Boston Consulting Group (BCG): Инструмент для анализа продуктового портфеля компании.
- Матрица Эйзенхауэра: Метод приоритизации задач на основе их срочности и важности.
- Матрица GE/McKinsey: Модель для анализа портфеля бизнес-единиц компании.
- Матрица направленной политики: Инструмент для определения приоритетов инвестиций в различные сегменты рынка или продукты.
- Mind Mapping: Метод визуализации идей и информации в виде диаграммы.
- Модель «Дельта»: Модель для анализа и улучшения качества обслуживания клиентов.
- Модель «ключевые факторы успеха»: Определение ключевых факторов, которые необходимы для достижения успеха в определенной отрасли или на рынке.
- Модель «портфель брендов»: Инструмент для управления портфелем брендов компании.
- Модель «рыночная турбулентность»: Модель для оценки и управления рисками на рынке.
- Модель «сбалансированная система показателей»: Система стратегического управления, которая включает финансовые и нефинансовые показатели.
- Модель «стратегический дрейф»: Описание того, как компании могут постепенно отклоняться от своей первоначальной стратегии.
- Модель «стратегический холст»: Инструмент для визуального сравнения бизнес-моделей конкурентов.
- Модель «четыре действия»: Подход к разработке стратегии, основанный на устранении, сокращении, увеличении и создании новых факторов конкуренции.
- Модель «эффективность продаж»: Модель для оценки эффективности продаж.
- Модель двусторонней платформы: Бизнес-модель, связывающая две разные группы пользователей, каждая из которых получает ценность от присутствия другой группы.
- Модель дизайн-мышления: Подход к решению проблем, ориентированный на человека и включающий этапы эмпатии, определения проблемы, генерации идей, прототипирования и тестирования.
- Модель длинного хвоста: Стратегия продажи большого количества нишевых товаров, каждый из которых имеет относительно небольшой спрос.
- Модель Кано: Инструмент для определения того, какие характеристики продукта или услуги наиболее важны для клиентов.
- Модель краудсорсинга: Привлечение широкого круга людей, обычно через интернет, для решения проблем или генерации идей.
- Модель McKinsey 7S: Инструмент для оценки "здоровья" компании.
- Модель MOST (Mission, Objectives, Strategies, Tactics): Метод анализа стратегии компании.
- Модель PESTEL: Инструмент для анализа макросреды компании (политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые факторы).
- Модель подписки: Бизнес-модель, основанная на регулярных платежах за доступ к продуктам или услугам.
- Модель подрывной инновации: Стратегия выхода на рынок с инновационным продуктом или услугой, которые радикально меняют существующий рынок.
- Модель пяти сил Портера: Инструмент для анализа конкурентной среды в отрасли.
- Модель RACI: Инструмент для определения ролей и обязанностей в проекте или процессе (Responsible, Accountable, Consulted, Informed).
- Модель роста Грейнера: Описание этапов развития компании и связанных с ними кризисов.
- Модель совместного потребления: Бизнес-модель, основанная на идее совместного использования ресурсов, таких как автомобили или жилье.
- Модель Stage-Gate для разработки нового продукта: Поэтапный процесс планирования разработки и вывода на рынок новых продуктов.
- Модель VRIO: Метод оценки ресурсов и возможностей компании с точки зрения их ценности, редкости, неповторимости и организованности.
- Net Promoter Score (NPS): Метод оценки лояльности клиентов на основе их готовности рекомендовать продукт или услугу.
- Nominal Group Technique (NGT): Метод генерации идей и принятия решений в группах.
- Определение размера рынка: Оценка размера и стоимости целевого рынка.
- PERT Chart: Метод планирования и управления проектами, основанный на оценке времени выполнения задач.
- Пирамида Маслоу: Иерархия потребностей человека, которая может быть использована для понимания мотивации клиентов.
- Пять «П» стратегии по Минцбергу: Классификация бизнес-стратегий.
- Пятиуровневая модель продукта Котлера: Описание различных уровней продукта и способов добавления ценности.
- Porter's Value Chain: Модель для анализа ключевых видов деятельности, создающих ценность для клиента.
- Product-Market Fit: Состояние, когда продукт удовлетворяет потребности рынка и активно покупается клиентами.
- Red Teaming: Метод анализа и тестирования стратегий и планов с целью выявления слабых мест.
- Сегментация: Разделение рынка на группы потребителей с похожими характеристиками.
- Сеть создания стоимости: Модель, описывающая взаимодействие компании с клиентами, поставщиками, конкурентами и комплементаторами.
- SERVQUAL: Модель для оценки качества обслуживания.
- Scenario Planning: Метод прогнозирования возможных будущих сценариев для разработки стратегий.
- SIMALTO: Метод определения ценности, которую клиенты придают различным характеристикам продукта или услуги.
- Six Thinking Hats: Метод коллективного решения проблем и генерации идей, разработанный Эдвардом де Боно.
- SOAR Analysis (Strengths, Opportunities, Aspirations, Results): Метод стратегического планирования, фокусирующийся на положительных аспектах.
- Совместный анализ: Метод определения ценности, которую клиенты придают различным характеристикам продукта.
- STEER Analysis (Socio-cultural, Technological, Economic, Environmental, Regulatory): Анализ макроокружения компании.
- Стратегия голубого океана: Подход к созданию новых рынков, где конкуренция минимальна.
- Стратегия качественно-ценового позиционирования: Определение ценовой стратегии компании на основе качества продукта.
- SWOT-анализ: Анализ сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз.
- TRIZ (Theory of Inventive Problem Solving): Методология для решения сложных инженерных задач.
- USP-анализ: Метод создания уникального торгового предложения для продукта или услуги.
- Value Stream Mapping: Инструмент для анализа и улучшения потока создания ценности.
- VIP Analysis (Value, Impact, Performance): Метод для оценки и приоритизации проектов.
- Voice of the Customer (VOC): Процесс сбора и анализа потребностей и ожиданий клиентов.
- Weighted Scoring Model: Метод оценки и приоритизации проектов или задач на основе их взвешенных критериев.
- What If Analysis: Метод анализа последствий возможных изменений или событий.
- Why-Why Analysis: Инструмент для выявления корневых причин проблем через многократное задание вопроса «Почему?».
- Work Breakdown Structure (WBS): Иерархическая структура, разделяющая проект на более управляемые части.
- Цепочка «обслуживание — прибыль»: Модель, показывающая связь между удовлетворенностью сотрудников и прибылью компании.
- Цепочкасоздания стоимости: Последовательность этапов создания продукта или услуги, на каждом из которых добавляется ценность.
- . Ценностное предложение: Убедительный мотив для приобретения продуктов или услуг компании.
- Ценовая эластичность: Показатель чувствительности спроса на продукт к изменению его цены.
- Четыре угла: Модель для анализа стратегий конкурентов.
- Шесть шляп мышления Эдварда де Боно: Метод коллективного решения проблем и генерации идей.
- Модель AARRR (Acquisition, Activation, Retention, Referral, Revenue): Метрики для оценки роста стартапа.
- Модель APGAR (Appearance, Pulse, Grimace, Activity, Respiration): Адаптация медицинской шкалы Апгар для оценки здоровья бизнеса.
- Модель Bullseye Framework: Метод выбора каналов для привлечения клиентов стартапами.
- Модель Freemium: Бизнес-модель, предлагающая базовый продукт бесплатно, а расширенные функции или услуги - за плату.
- Модель HEART (Happiness, Engagement, Adoption, Retention, Task Success): Набор метрик для оценки пользовательского опыта.
- Модель Hook: Четырехэтапный процесс создания привычных продуктов (триггер, действие, вознаграждение, инвестиция).
- Модель ICE (Impact, Confidence, Ease): Еще один метод приоритизации задач по улучшению продукта.
- Модель Кайдзен: Японская философия непрерывного улучшения процессов.
- Модель Kanban: Метод управления задачами и визуализации рабочего процесса.
- Модель Lean Startup: Подход к созданию стартапов, основанный на быстром тестировании гипотез и итеративном развитии продукта.
- Модель North Star: Концепция определения ключевой метрики, которая лучше всего отражает создаваемую компанией ценность.
- Модель Objectives and Key Results (OKR): Метод постановки и отслеживания целей, популяризованный Google.
- Модель PIE (Potential, Importance, Ease): Метод приоритизации задач по улучшению продукта.
- Модель Пиратские метрики (AARRR): Acquisition, Activation, Retention, Referral, Revenue - метрики для анализа воронки продаж и роста бизнеса.
- Модель RACE (Reach, Act, Convert, Engage): Структура для планирования и управления цифровым маркетингом.
- Модель Razor-Razorblade: Бизнес-модель, в которой основной продукт продается по низкой цене, а сопутствующие товары или услуги - с высокой маржой.
- Модель RICE (Reach, Impact, Confidence, Effort): Развитие модели ICE для приоритизации задач.
- Модель Scrum: Фреймворк для управления проектами, особенно в сфере разработки программного обеспечения.
- Модель SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound): Критерии постановки эффективных целей.
- Модель STP (Segmentation, Targeting, Positioning): Подход к сегментации рынка, выбору целевых сегментов и позиционированию продукта.
- Модель STDC (See, Think, Do, Care): Структура для адаптации маркетинговых стратегий к различным этапам пути клиента.
- Модель Technology Adoption Life Cycle: Описание этапов принятия новых технологий различными группами потребителей (инноваторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство, отстающие).
- Две системы мышления: Описание двух систем мышления, которые влияют на принятие решений.
- Модель 4C (Consumer, Cost, Convenience, Communication): Альтернатива модели 4P, ориентированная на клиента.
- Модель Brand Equity Ten: Система показателей для оценки силы бренда.
- Модель Brand Identity Prism: Инструмент для разработки и анализа идентичности бренда.
- Модель Brand Resonance Pyramid: Инструмент для построения сильных отношений между брендом и потребителями.
- Модель Бостонской консалтинговой группы (BCG) для анализа рекламного портфеля: Адаптация матрицы BCG для оценки рекламных кампаний.
- Модель DAGMAR (Defining Advertising Goals for Measured Advertising Results): Подход к постановке и оценке рекламных целей.
- Модель DMAIC (Define, Measure, Analyze, Improve, Control): Метод улучшения процессов, часто используемый в Шести сигмах.
- Модель FCB Grid: Инструмент для планирования рекламной стратегии на основе вовлеченности потребителей и их мотивации.
- Модель иерархии эффектов: Описание этапов реакции потребителей на рекламу (осведомленность, знание, симпатия, предпочтение, убежденность, покупка).
- Модель POE (Paid, Owned, Earned): Классификация типов медиа в маркетинге.
- Модель POEM (Paid, Owned, Earned, Media): Расширенная версия модели POE.
- Модель RFM (Recency, Frequency, Monetary): Метод сегментации клиентов на основе их недавних покупок, частоты покупок и денежной стоимости.
- Модель A/B тестирования: Метод сравнения двух версий (A и B) маркетингового актива (например, веб-страницы или email-рассылки) для определения более эффективного варианта.
- Воронка продаж: Визуальное представление процесса продаж, от привлечения потенциальных клиентов до их конвертации в покупателей.
- Модель PIMS (Profit Impact of Market Strategy): Модель для анализа связи между стратегией компании и её финансовыми показателями.
- Модель Value Innovation: Концепция, нацеленная на создание новой ценности для потребителей, отличной от существующих предложений.
- Модель Competency Mapping: Процесс определения ключевых компетенций, необходимых для выполнения определённых задач или ролей в компании.
- Модель Resource-Based View (RBV): Подход, который рассматривает ресурсы компании как ключевой фактор для достижения конкурентного преимущества.
- Модель Total Quality Management (TQM): Комплексный подход к долгосрочному успеху через удовлетворение потребителей.
- Модель VRIN (Valuable, Rare, Inimitable, Non-substitutable): Критерии для оценки стратегических ресурсов компании.
- Модель SFA Matrix (Suitability, Feasibility, Acceptability): Модель для оценки стратегических опций компании.
- Стратегические модели и инструменты
SWOT-анализ
PESTEL-анализ
Матрица BCG
Матрица McKinsey / GE
5 сил Портера
Стратегия голубого океана
Матрица Ансоффа
Модель ресурсной базы (RBV)
Value Innovation
SFA Matrix
- Модели операционного менеджмента
Бережливое производство (Lean Manufacturing)
Кайдзен
Шесть сигм
Теория ограничений
Всеобщее управление качеством (TQM)
5 Почему
Диаграмма Исикавы
Канбан
DMAIC
- Маркетинговые модели
4P / 7P маркетинг-микс
Матрица Ансоффа
STP маркетинг
Маркетинг взаимоотношений
Воронка продаж
4C
Пирамида бренд-резонанса
Призма идентичности бренда
Модель RFM
Save
- HR и управление персоналомПирамида Маслоу
Двухфакторная теория Герцберга
Модель характеристик работы Хэкмана-Олдхэма
Карта компетенций
Цикл Деминга (PDCA)
Модель PERFOMANCE - Инновации и разработка продуктовДизайн-мышление
Jobs To Be Done (JTBD)
Бережливый стартап
Минимально жизнеспособный продукт (MVP)
Стадия-ворота (Stage-Gate)
Подрывные инновации
Жизненный цикл принятия технологий - Бизнес-моделиКанва бизнес-модели
Lean Canvas
Freemium
Модель подписки
Краудсорсинг
Лезвие и бритва
Модель длинного хвоста
Двусторонние рынки - Управление проектамиДиаграмма Ганта
Метод критического пути
PERT
Структурная декомпозиция работ (WBS)
Agile / Scrum
Водопадная модель - Финансовые моделиМодель дисконтированного денежного потока (DCF)
Чистая приведенная стоимость (NPV)
Внутренняя норма доходности (IRR)
Окупаемость инвестиций (ROI)
Экономическая добавленная стоимость (EVA)
Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) - Модели принятия решений и креативностиМодель рациональных решений
Модель мусорного ящика
Техника номинальной группы
Шесть шляп мышления
Метод Дельфи
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Морфологический анализ - Модели управления изменениямиМодель изменений Курта Левина
Модель ADKAR
Модель 8 шагов Коттера
Модель Бриджеса
Цикл PDCA
Модель McKinsey 7S