«Дефицит специалистов в IT-области оценивается в цифру больше 1 млн человек», — уверен глава Сбербанка Герман Греф. Речь идет не только о программистах. IT-индустрия не ограничивается навыками программирования. В статье рассмотрим, какие популярные IT-специальности.
UX/UI-дизайнер
Профессия UX/UI-дизайнера подойдет людям с развитым художественным чутьем. Они занимаются созданием привлекательных интерфейсов для веб-сайтов, мобильных приложений и других цифровых продуктов. Профессия сочетает два аспекта:
- UX (User Experience) — удобство использования продукта и функционал интерфейса. Сюда относится навигация по сайту, диалоговые окна, функционал кнопок, настройка поиска и форм.
- UI (User Interface) — в центре внимания — визуальная составляющая проекта, пользовательский интерфейс: сочетание цветов, иконки, кнопки, шрифты.
Взаимосвязь этих аспектов позволяет создавать привлекательные продукты, доступные для пользователей с разным уровнем цифровой грамотности.
В обязанности UX/UI-дизайнеров входит:
- исследование потребностей пользователей и анализ конкурентов;
- создание прототипов и макетов интерфейса;
- тестирование пользовательского опыта и внесение корректив;
- сотрудничество с разработчиками и менеджерами проекта для достижения нужных результатов.
UX/UI-дизайнеры работают в IT-компаниях, рекламных агентствах, стартапах и других организациях, разрабатывающих цифровые продукты. Чтобы получить профессию UX/UI-дизайнера, абитуриент может поступить на веб-дизайнера (код специальности по ОКСО — 54.03.01), графического дизайнера (54.01.20), моушн-дизайнера (54.05.03).
Приведем в пример вузы, в которых готовят по этим направлениям:
- Московский художественно-промышленный институт (УВО МХПИ).
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
- Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова (МГХПА им. Строганова).
Специалист по кибербезопасности
Специалист по кибербезопасности отвечает за защиту информации и цифровых ресурсов организации от киберугроз. Он разрабатывает стратегии защиты, анализирует уязвимости, внедряет меры по безопасности данных и реагирует на кибератаки. Его цель — надежность и целостность информационных систем.
К обязанностям специалиста по кибербезопасности относится:
- мониторинг и анализ угроз информационной безопасности;
- разработка и внедрение мер по защите от киберугроз;
- проведение аудитов безопасности и тестирование на проникновение;
- обучение сотрудников организации основам кибербезопасности
Представители этой профессии востребованы в сферах, где используются информационные технологии: в IT-компаниях, финансовых учреждениях, государственных организациях, медицинских учреждениях. Кроме этого, они часто работают на позициях консультантов или аналитиков в специализированных фирмах.
Стать специалистом по кибербезопасности абитуриент может, если поступит на направление бакалавриата «Информационная безопасность» (10.03.01). Например, в следующие вузы:
- Университет ИТМО;
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбГУ);
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Системный аналитик
Изучает потребности бизнеса, определяет, как вести его продуктивно с помощью информационных систем. Это связующее звено между заказчиками и разработчиками, помогая перевести бизнес-задачи в технические решения.
Среди задач аналитика:
- сбор и анализ требований пользователей и бизнес-процессов;
- разработка функциональных и технических спецификаций;
- участие в проектировании и тестировании информационных систем;
- координация разработки программных продуктов под потребности компании.
Системные аналитики требуются в отраслях, связанных с разработкой и внедрением информационных систем. Например, в финансовом секторе, медицине, государственных учреждениях, IT-компаниях. Также они часто работают на позициях консультантов в проектах.
Работать системным аналитиком можно после окончания следующих направлений в вузе:
- Системный анализ и управление (27.03.03);
- Автоматизация технологических процессов и производств (15.03.04);
- Бизнес-информатика (38.03.05);
- Прикладная информатика (09.03.03).
По этим направлениям готовят во многих российских вузах, например:
- Казанский (Приволжский) Федеральный университет;
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Data Scientist
Специалист анализирует большие объемы данных, чтобы найти полезную информацию, выявить тенденции и создать прогностические модели. Эти модели позволяют принимать решения в науке, бизнесе и повседневной жизни. Ему необходимы знания в области математической статистики, машинного обучения, обработки данных. Он должен знать, как использовать методы анализа данных для создания инсайтов, прогнозов и оптимизации бизнес-процессов, пользоваться современными инструментами визуализации.
В обязанности входит:
- сбор, обработка и анализ данных на основе статистических методов и алгоритмов;
- построение моделей машинного обучения и их оптимизация;
- визуализация данных и создание отчетов
- разработка стратегий для улучшения бизнес-показателей на основе данных
Сегодня компании и организации стремятся принять обоснованные решения на основе данных, поэтому Data Science могут найти работу как в топовых корпорациях, так и в стартапах, консалтинговых фирмах.
Получить профессию в области Data Science можно на после направлений подготовки: «Прикладная математика и информатика», «Прикладная математика», «Статистика». Готовят по этим направлениям в следующих вузах:
- Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет);
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Digital-маркетолог
Одновременно творческая и аналитическая профессия, которая требует постоянного обучения и развития. Digital-маркетолог занимается продвижением товаров или услуг в интернете с использованием цифровых инструментов и технологий.
Для достижения успеха нужно знать процессы:
- разработки и реализации маркетинговых стратегий в интернете;
- планирования и запуска рекламных кампаний в цифровых медиа;
- анализа результата и оптимизации рекламных действий;
- взаимодействия с целевой аудиторией через социальные сети, почту, сайт и другие онлайн-платформы;
- использования инструментов аналитики для оценки результатов и корректировки стратегий.
Онлайн-продвижение — часть бизнеса, поэтому у представителей цифрового маркетинга хорошие трудоустройства и карьерного роста в ведущих компаниях и организациях. Они работают в интернет-агентствах, маркетинговых отделах корпораций, стартапах, рекламных агентствах и даже на фрилансе.
Получить профессию интернет-маркетолога можно на «маркетинговых» направлениях: «Реклама и связи с общественностью в цифровых медиа» (42.03.01), «Социология рекламы и связей с общественностью» (39.03.01), «Медиакоммуникации» (42.03.05).
Обучение по этим направлениям предлагают в следующих учебных заведениях:
- Московский политехнический университет;
- Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ);
- Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ).
Мы привели в пример только несколько учебных заведений, после которых выпускник вуза сможет работать в IT-сфере по направлениям, не связанным с программированием. С подробным перечнем учебных заведений ознакомьтесь в разработке Лектариума «100 вузов и их критерии». Здесь же найдете информацию, которая поможет подростку определиться с вузом и направлением:
- город;
- востребованные направления подготовки;
- количество бюджетных мест;
- средний и проходной балл.
Бесплатная разработка Лектариума даст ответы на вопросы, которые возникают у абитуриентов на этапе выбора учебного заведения.