Как и другие советские авиационные части, развернутые 22 июня 1941 года у западных границ страны, истребительные полки, оснащенные МиГ-1/3, в первые дни войны понесли большие потери. Большинство первых атак Люфтваффе было направлено на передовые аэродромы, где базировались новейшие советские самолеты.
Из 4426 истребителей, дислоцированных 22 июня в пяти ближайших к границе западных военных округах, 917 были МиГами. Но через два дня из 1821 уцелевшего истребителя в строю оставалось только 234 МиГа. В эти цифры, однако, не вошли данные Одесского военного округа, позже известного как южный фронт, где было развернуто около 150 МиГ-3. Многие из 99 совершенно новых истребителей, переброшенных в Оршу из Западного военного округа в первые часы войны, также, вероятно, были потеряны, но они не были включены в отчеты. Поэтому вывод напрашивается сам собой: МиГи понесли самые большие потери среди всех истребителей как в процентном, так и в абсолютном выражении.
22 июня обстановка на всей приграничной территории не позволила советским летчикам применить свое мастерство и использовать сильные стороны своих истребителей. Практически полностью отсутствовало зенитное артиллерийское прикрытие аэродромов, многие из которых еще строились саперами и местными рабочими. Самолеты стояли рядами и не были замаскированы, представляя собой идеальные мишени для противника. На ранних этапах вторжения были перерезаны линии связи, а вражеские пилоты наносили прямые удары по резервуарам с горючим. Еще хуже обстояло дело с нехваткой боеприпасов и запасных частей. А поскольку это было воскресенье, многие пилоты и наземные экипажи были не на службе или в отпусках.
Самые серьезные потери понесла 9-я САД. На момент немецкого вторжения она насчитывала 37 МиГ-1 и 196 (по другим источникам - 200) МиГ-3. Весь боезапас был уничтожен, и к 25 июня дивизия практически перестала существовать. Командир дивизии С. А. Черных, Герой Советского Союза, был немедленно отдан под трибунал и приговорен к смертной казни. Документы дивизии свидетельствуют о том, что летчики 9-й САД утверждали, что 22 июня сбили 85 самолетов противника в районе Острув-Мазовецка, Замброва, Ломжи и Белостока (ныне в Польше).
Командир 129-го иап В. П. Рулин вспоминал, что последние дни и часы мира проходили под знаком всеобщего ожидания;
«Среди высшего командного состава чувство нервозности неуклонно нарастало. Донесения разведки Западного Особого военного округа становились все более тревожными. Мы ежедневно наблюдали налеты самолетов Люфтваффе, а когда их перехватывали, они не подчинялись нашим приказам и сигналам. Более того, их поведение с каждым днем становилось все более дерзким».
Хотя никто не ожидал нападения так скоро, пилоты 129-го ИАП были одними из немногих, кто был готов встретить вражеских налетчиков рано утром 22 июня. На рассвете 12 МиГ-3 и 18 И-153 вылетели из Тырново на перехват нарушителей и к 04-05 часам вступили в бой с дюжиной Bf 109. Летчик МиГ-3 старший политрук А. М. Соколов одержал свою первую воздушную победу. В результате очередного успешного перехвата 18 He Ill были отброшены от аэродрома Тырново. Экипажи бессистемно сбросили бомбы и отступили, но враг упорно продолжал налеты, а самолеты Люфтваффе сбрасывали мелкие осколочные бомбы. К 10:00 серия атак небольших соединений Ju 88 и Bf 109 уничтожила 27 МиГ-3, 11 И-153 «Чайки» и восемь учебных самолетов на земле в Тырново. Они также привели в негодность аэродром.
В отсутствие связи со штабом полковник Ю. М. Беркаль, ставший командиром полка несколькими днями ранее, приказал провести ряд передислокаций, сначала в Кватеры, затем в Заблудово и, наконец, в Добженевку. За первые два дня войны 129-й ИАП сообщил, что его летчики совершили 125 вылетов - большинство из них на истребителях МиГ - на патрулирование вдоль границы в попытке защитить свой аэродром, а также на передислокацию. Чувствуя себя в воздухе сравнительно спокойно, советские летчики-истребители, тем не менее, оказались подвержены немецким бомбардировкам на земле. Это объяснялось отсутствием зенитной обороны, а также точным знанием вражескими налетчиками расположения советских аэродромов. Судя по всему, последние пять МиГ-3 129-го ИАП были уничтожены на аэродроме Барановичи 24 июня.
Некоторые из передовых советских аэродромов располагались недалеко от границы - например, Тырново находился всего в 12 км от советской территории. Интенсивные тренировочные полеты, в том числе истребителей МиГ, проводившиеся в мае и июне 1941 года, сделали задачу определения местоположения аэродромов легкой для немцев. В ряде случаев советские аэродромы в первые часы вторжения целенаправленно обстреливались немецкой артиллерией и даже подвергались минометному обстрелу.
Продолжение следует...
поддержите канал-поставьте лайк.