«Жених и невеста всегда делают подарки своим свидетелям и подружкам невесты», – писал журнал «Vogue» в 1924 году. Проблема поиска подходящего подарка для подружек невесты привлекла в XIX и XX веках немало печатных советов, некоторыми пользуются и современные невесты.
Модная картинка с изображением невесты и подружки невесты, Париж, около 1890 года, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
В девятнадцатом веке, часто подружками невесты были восемь или двенадцать девушек из числа подруг, молодых сестер или кузин невесты или жениха. В те времена подружки невесты получали украшения в качестве подарка или сувенира со свадьбы. Броши и медальоны были популярными вариантами и давали возможность заказать привлекательные украшения, часто с символикой, которая имела значение для счастливой пары. Подарки в виде брошей, подвесок и медальонов имели преимущества: их можно было носить каждому, независимо от возраста, они были доступны из материалов, подходящих для любого бюджета, и давали возможность использовать забавные, причудливые или романтические мотивы. Журнал Ladies' Home Journal, например, описал «изящную маленькую брошь... в виде золотой туфельки, украшенной небольшим бантиком из синей эмали», подаренную подружке невесты на модной свадьбе в 1891 году.
Поскольку обычно подарки подружкам невесты дарил жених, выбранные драгоценности часто отражали его интересы или семейные традиции.
Лист (фрагмент) дизайнов брошей, созданных Уильямом Берджесом (брошь Седдон, верхний ряд), Англия, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Дизайнер Уильям Берджес создал рисунки брошей для подружек невесты своего друга, архитектора Джона Пола Седдона в 1864 году. Лист рисунков сохранился в архивах Виктории и Альберта. Дизайн вдохновлен средневековьем и отражает моду на готический стиль в XIX веке.
Брошь, разработанная и изготовленная Уильямом Берджесом, Англия, около 1864 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Брошь в форме орла по дизайну принца Альберта, высота 4,5 см, серебряное паве из бирюзы, рубиновый глаз, клюв с бриллиантами и жемчужина в каждой золотой лапке, ювелир Шарль дю Ве, Лондон, 1839-1840 гг., из коллекции Британского музея.
Для свадьбы с принцессой Викторией принц Альберт придумал дизайн брошей для подружек невесты в виде геральдического немецкого орла (Кобургского орла). Было изготовлено двенадцать таких брошей. Хотя бирюза и жемчуг не имеют большой ценности, синий цвет камней ассоциируется с незабудками, а жемчуг символизирует настоящую любовь. Все использованные в броши камни были весьма символичными: бирюза и жемчуг олицетворяли настоящую любовь, рубины – страсть, а бриллианты – вечность.
Королева была великолепна в атласе и кружевах с бриллиантовой звездой ордена Подвязки, ожерельем, длинными серьгами и брошью из большого сапфира с бриллиантами, подаренной ей принцем Альбертом. А подружки невесты, все незамужние дочери герцогов, маркизов и графов, были одеты в белые атласные платья и венки из белых роз. Как писала леди Литтлтон: «Они выглядели как селянки среди всех великолепных цветов и драгоценностей, которые их окружали».
Одна из подружек, леди Джейн Бувери вспоминала: «… в конце концов мы оказались в комнате с королевой и принцем без присутствия гостей или родственников. Они стояли у стола, когда слуга принес что-то похожее на простой цветной матерчатый мешочек и передал его королеве, которая доставала из него темно-синие бархатные футляры, передавая их по одному каждый из нас. Затем она и принц вышли через боковую дверь, и больше мы их не видели». В бархатном футляре находился «сувенир: маленькая брошь в виде орла из бирюзы».
Выбор и разработка брошей для подарков подружкам невесты привели к созданию множества восхитительных украшений, которые бережно хранились и передавались по наследству.
Викторианская брошь с бирюзой, около 1850 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Викторианская брошь-медальон с бирюзой, около 1870 г.
Викторианская брошь с бирюзой, конец XIX века.
Золотая брошь с бирюзой в виде змеи, Англия, конец XIX века.
Золотая викторианская брошь с бирюзой в виде змеи с рубиновыми глазами, держащей во рту медальон с прядью волос, конец XIX века.
Змея была символом вечной любви и преданности викторианской эпохи. Этот мотив часто использовался в сентиментальных украшениях, которые дарили возлюбленным в знак привязанности. В таких украшениях бирюза встречается очень часто именно из-за ассоциаций с незабудками. На обороте этой броши выгравирована надпись: «Не забывай меня».
Сентиментальные украшения викторианской эпохи.
Викторианская брошь в виде голубя, украшенного бирюзой и жемчугом, с гранатовым цветком в клюве, около 1830 г.
Золотой кулон с бирюзой и бриллиантами, подаренный Анне, леди Ханлок (1788–1872) Уильямом, шестым герцогом Девонширским (1790–1858), около 1830 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Украшения с бирюзой вошли в моду в середине девятнадцатого века отчасти из-за того, что королева Виктория отдавала предпочтение этому камню. В ее дневниках есть запись: «Впервые надела мою новую бирюзовую парюру, все оформлено в соответствии с указаниями и прекрасным вкусом моего драгоценного Альберта. Вся бирюза родом из Санкт-Петербурга....». Две такие парюры были изготовлены для королевы в 1843 и 1859 годах.
Викторианская брошь и серьги с бирюзой, конец XIX века.
Брошь из серебра и золота с бирюзой и бриллиантами, около 1870 г.
Золотое ожерелье с бирюзой и бриллиантами, середина XIX века.
Необычная бирюзовая тиара с мотивом дубовых листьев и желудей, середина XIX века.
Золотая тиара с бирюзой и бриллиантами, около 1830 г.
Золотое ожерелье с бирюзой, середина XIX века.
Золотая брошь с эмалью и бирюзой, около 1840 г.
Золотая брошь-подвеска с бриллиантами и бирюзой, около 1840 г.
Золотая брошь-подвеска с бирюзой, середина XIX века.
Золотая брошь-зажим с бирюзой и бриллиантами, начало XIX века.
Золотой медальон с бирюзой, начало XIX века.
Викторианская брошь в виде раковины с бирюзой и жемчугом, XIX век.