Найти тему
Эпос Клио

7 мифов о средневековых сражениях, в которые пора перестать верить. Часть 2

Оглавление

Средневековые сражения овеяны множеством мифов и легенд. Мы привыкли верить тому, что видим в кино и читаем в книгах. Но реальная история часто оказывается совсем не такой, какой её представляют именитые «голливудские» режиссёры. Настало время развеивать новые мифы!

Если биться, то до конца

Многие видели такую картину в кино: обезоруженный враг лежит на земле, а благородный рыцарь совершает коронный удар. Мол, «ничего личного, такая работа». На самом же деле в средневековых баталиях было принято брать пленных: как знатных вельмож, так и простых солдат. За некоторых можно было получить солидный выкуп — нередко годовое жалованье бедолаги. Так что наносить «коронные удары» не спешили.

С пленных снимали доспехи, связывали и отправляли в замок — пока не поступит весточка с условиями выкупа. Были отдельные категории воинов, которых не рекомендовалось брать в плен. Но в целом милосердие в средневековых войнах случалось.

Пропустите, мне срочно!

На растиражированных достопримечательностях средневековой Европы то и дело мелькают прямоугольные башенки, расположенные отстранённо от замкового массива, но соединённые с ним мостом. Почитатели рыцарской культуры верят, что это — оборонительное сооружение. Мол, в нём некогда сидели бдительные воины, способные оказать первую военную помощь при нападении оккупантов. Отнюдь! Через мосток раскинулся... сортир.

Дорога к данскеру в замке Мариенвердер, MARELBU, CC BY 3.0
Дорога к данскеру в замке Мариенвердер, MARELBU, CC BY 3.0

И строили его не с фасада, а с тыла. Историки прозвали композицию «данскером», а народное название куда более интригующее — «золотая башня». Всё, что чернавки выгребали из нутра, впоследствии использовалось в качестве компоста и удобрений. Вот оно — средневековое безотходное производство!

Данскер в замке Мальборк, Аимаина хикари, CC0.
Данскер в замке Мальборк, Аимаина хикари, CC0.

Жаль, что не каждый успевал пробежать 50-60 метров, чтобы справить нужду. И лишь в редких случаях, когда супостаты умудрялись подобраться с отшиба угодий, на многометровой перекладине появлялись стражники, готовые обрушить гнев посредством стрел и метательного оружия.

Чем легче меч, тем лучше?

Безусловно, миф о «суперлёгких» мечах пришёл к нам из фэнтези. Авторы обожают снабжать своих героев лёгкими, как перышко, но при этом остро наточенными клинками из каких-нибудь магических сплавов. Дескать, ворочай такой игрушкой одной рукой — и любой супостат потерпит поражение! В реальности же невесомый меч годился разве что для сказок.

-4

Лезвие должно иметь определённый вес, чтобы создавать достаточную инерцию для нанесения хорошего удара или укола. Слишком лёгкий клинок был бы бесполезен, как тренировочная рапира. Оптимальный вес классического европейского меча — 1,5-2 кг. Не слишком тяжело для обученного фехтовальщика, но и не пушинка.

Берегись моего мечелома

Этот интересный кинжал XV века назывался «дентайр», или «мечелом» (по-английски «сворд-брейкер», если точнее). Фехтовальщики парировали им удары соперников, периодически захватывая их клинки в выемки. Враг терял контроль над оружием и оказывался беззащитным для решающего удара. Из-за названия появился миф, что с помощью дентайра захваченные мечи ломали и обезоруживали противника.

Мечелом, он же «шпаголоматель», Artmüller Wolfgang, CC BY-SA 4.0.
Мечелом, он же «шпаголоматель», Artmüller Wolfgang, CC BY-SA 4.0.

Но на самом деле сделать это было крайне непросто. Разве что зажать рукоять в тиски, а потом изо всех сил дёрнуть. Если же меч держать в руках, он скорее вырвется, чем переломится надвое. Да и смысла в подобном не было — воину куда проще в такой момент применить кинжал. Ломать оружие «дентайром» не пытались. Этот миф можно отправлять на свалку истории.

Взял косу и вышел в поле

При словах «боевая коса» многие представляют сельскохозяйственный инструмент, которым крестьяне отмахивались от врагов. Типичный реквизит для демонического персонажа, не так ли? Но настоящее оружие под таким названием выглядело иначе. Перед сражением косу перековывали, устанавливая лезвие вертикально — для рубящих и колющих ударов.

Коса становилась бюджетным аналогом алебарды или гвизармы. Классическая же «литовка» с горизонтальным полотном имела ограниченное применение в бою. Фрагмент картины «Утро Седжмура», Эдгар Банди, 1905 год.
Коса становилась бюджетным аналогом алебарды или гвизармы. Классическая же «литовка» с горизонтальным полотном имела ограниченное применение в бою. Фрагмент картины «Утро Седжмура», Эдгар Банди, 1905 год.

Знаменитый фехтовальщик XVI века Пауль Гектор Майр даже инструкцию написал, как сражаться обычным серпом и косой. Так что это далеко не тот безобидный инструмент, каким его принято считать. Умелец с косой мог стать грозным бойцом, ничуть не хуже алебардиста.

Время вспять

Романтическая легенда о прагматичных мечниках, сражающихся на винтовой лестнице, заставила весь мир уважать древнеевропейских воинов. Это же надо было додуматься, соорудить спиральную конструкцию по часовой стрелке, чтобы вывести из строя нападающую сторону.

Когда защитник, пытаясь не допустить прорыва, бьётся с вргаом, его правая рука с оружием имеет много пространства для манёвров. А вот вражина в попытке замахнуться, упирается в глухую стену, что улучшает эффективность оборонительной политики.
Когда защитник, пытаясь не допустить прорыва, бьётся с вргаом, его правая рука с оружием имеет много пространства для манёвров. А вот вражина в попытке замахнуться, упирается в глухую стену, что улучшает эффективность оборонительной политики.

На деле в исторических документах не содержится инструкций на тему закручивания ступенек слева направо. А учёные из Честерского университета констатировали очевидный факт: около 30% конструкций построено по обратному принципу. Да и не пользовались при осаде рапирами. Нанести ими ощутимый вред сопернику было сложно.

Копья — другой разговор.
Копья — другой разговор.

Копья «выбрасывались» вперёд — для успешного пробития строя. Вдобавок узенькая лесенка позволяет сбросить недруга с высоты да на земь, чтобы не повадно было. Автором долгоиграющей мистификации стал Теодор Андреа Кук. В 1902 году искусствовед и фехтовальщик-аматор предложил сию теорию в своём эссе, и она ушла гулять по миру!

Я не трус, но я боюсь

Нередко можно встретить сюжеты, где благородные рыцари открыто презирают лучников и арбалетчиков. Дескать, наносить урон врагу издалека — дело недостойное, а на войне геройски сражаются только в ближнем бою! В реальности же стрелков высоко ценили и ставили наравне с другими воинами. Более того, из арбалетчиков нередко набирали личную охрану для монархов! Вряд ли стали бы доверять жизнь государя каким-то «трусливым» бойцам.

-9

Единственное уточнение — в XII веке церковь осудила использование арбалетов против христиан. Но не из гуманных соображений, а из-за страха, что слишком уж мощное оружие попадёт не в те руки. Так что «факт» о презрении к лучникам и арбалетчикам — миф, за которым ничего не стоит.

———
С вами был «
Эпос Клио».