Найти тему
ProjectLab

Модель поэтапного самостоятельного обучения (SSDL)

Модель поэтапного самостоятельного обучения (Staged Self-Directed Learning Model - SSDL), разработанная Джеральдом Гроу, предлагает основу для понимания того, как учащиеся продвигаются к самостоятельности в своем обучении. Центральное место в этой модели занимает идея о том, что учителя играют решающую роль в поддержании этого развития, адаптируя свой стиль обучения к текущему этапу развития учащегося.

Staged Self-Directed Learning Model (SSDL)
Staged Self-Directed Learning Model (SSDL)

Основной принцип: гибкое подход для самостоятельного обучения

Модель SSDL подчеркивает, что универсальный подход к обучению не работает. Вместо этого учителя должны стремиться согласовать свое руководство с готовностью учащегося к самостоятельному обучению. Предлагается разделить самостоятельность обучающегося на 4 этапа:

  • Этап 1: Зависимый обучающийся - Учащимся на этом этапе необходимы четкие структуры и руководство. Учитель выступает в роли тренера, предоставляя четкие инструкции, демонстрации и тщательный надзор. Представьте себе учителя, дающего пошаговые инструкции по математическому уравнению, или тренера, дающего обратную связь по технике спортсмена.
  • Этап 2: Заинтересованный учащийся - По мере того, как учащиеся становятся более заинтересованными и любопытными, учитель переходит в роль гида. Здесь фокус смещается на развитие внутренней мотивации учащегося. Учитель предоставляет ресурсы, поощряет исследования и предлагает поддерживающую обратную связь, чтобы подогреть растущий интерес учащегося. Представьте себе, что учитель представляет научный эксперимент с вопросами, заставляющими задуматься, или библиотекарь предлагает соответствующие книги, основанные на интересе ученика к определенной теме.
  • Этап 3: Вовлеченный ученик - Учащиеся на этом этапе проявляют инициативу в обучении, активно ищут разъяснения и участвуют в дискуссиях. Учитель становится координатором, создавая безопасное пространство для исследований и сотрудничества. Это может включать использование групповых проектов, дискуссий или мероприятий по решению проблем, чтобы побудить учащихся учиться друг у друга и развивать навыки самооценки.
  • Этап 4: Самостоятельное обучение - Учащиеся на этом этапе достигли высокого уровня самостоятельности. Они устанавливают свои собственные цели обучения, определяют ресурсы и оценивают свой прогресс. Учитель переходит в роль консультанта,, предлагая руководство и поддержку, когда это необходимо, но позволяя учащемуся взять на себя ответственность за свое обучение. Для примера возьмем студента, самостоятельно исследующего тему для курсовой работы.

Модель SSDL: помощь в обучении на протяжении всей жизни

Модель SSDL выходит за рамки простого приобретения знаний. Она подчеркивает важность развития метакогнитивных навыков, которые учащиеся должны освоить. Проходя этапы самостоятельного обучения, учащиеся приобретают навыки самооценки, постановки целей и определения ресурсов – всех необходимых инструментов для того, чтобы стать учениками на протяжении всей своей жизни, для того, чтобы преуспеть в постоянно меняющемся мире.

Эта модель признает, что зависимость от учителей (стадия 1) является естественной отправной точкой, и ее не следует рассматривать как отрицательный аспект. Ключевой вывод заключается в том, что эффективные учителя могут создать благоприятную среду, которая постепенно наделяет учащихся способностями и уверенностью в том, что они могут стать самостоятельными и взять на себя ответственность за свой собственный путь обучения.

Памятка для студентов:

Модель поэтапного самостоятельного обучения (SSDL) может дать вам возможность принять активное участие в улучшении вашего обучения. Вот как вы можете ее применить:

Понимание вашего этапа:

  • Подумайте о своих привычках обучения: Подумайте, как вы обычно подходите к новым темам. Вам нужны четкие инструкции или вы любопытны и ищете информацию самостоятельно? Это поможет вам определить вашу текущую стадию (зависимость, заинтересованность, вовлеченность или самостоятельность).

Взять на себя ответственность на своем этапе:

  • Зависимый обучающийся: Не бойтесь задавать вопросы! Активно участвуйте в обсуждениях в классе и обращайтесь за разъяснениями к учителям.
  • Заинтересованный ученик: Помогайте своему любопытство! Исследуйте темы, выходящие за рамки того, что рассматривается в классе, покопайтесь в дополнительных материалах или найдите онлайн-ресурсы, которые вас интересуют.
  • Вовлеченный ученик: Будьте инициативным! Ставьте личные цели обучения, активно участвуйте в обсуждениях и сотрудничайте с одноклассниками в проектах. Не стесняйтесь спрашивать мнение учителей, чтобы оценить ваше понимание.
  • Самостоятельный обучающийся: Возьмите на себя ответственность! Самостоятельно исследуйте темы, ставьте перед собой амбициозные цели и находите ресурсы для их достижения. Регулярно оценивайте свой прогресс и при необходимости обращайтесь за советом к учителям.

Стратегии для каждого этапа:

  • Постановка целей: Независимо от вашего этапа, поставьте конкретные, достижимые цели для своего обучения. Это даст вам направление и чувство выполненного долга.
  • Метапознание: Развивайте свои навыки «думания о мышлении». Подумайте о своем процессе обучения: что у вас получается, с чем у вас возникают трудности? Такое самосознание поможет вам адаптировать свой подход и определить области для улучшения.
  • Идентификация ресурса: Научитесь искать информацию. Изучите библиотеки, онлайн-базы данных, образовательные веб-сайты и надежные онлайн-источники, чтобы найти лучшие материалы для ваших учебных нужд.

Помните:

  • Модель SSDL — это путешествие, а не пункт назначения. Не расстраивайтесь, если вы еще не чувствуете себя полностью самостоятельным учеником. Модель подчеркивает прогресс, и, приложив усилия, вы постепенно разовьете большую самостоятельность в обучении.
  • Ищите поддержку: Учителя являются ценными ресурсами. Не стесняйтесь спрашивать у них совета, отзывов или предложений относительно стратегий и ресурсов обучения.

Применяя модель SSDL, вы можете превратиться из пассивного ученика в активного. Это не только улучшит качество вашего обучения в настоящее время, но и даст вам навыки и уверенность, необходимые для обучения на протяжении всей жизни.

Памятка для учителей:
Если вы находитесь в роли учителя, то модель поэтапного самостоятельного обучения (SSDL) поможет адаптировать обучение к различным уровням самостоятельности учащихся.

Оценка готовности учащихся:

  • Предварительная оценка: Используйте викторины, обсуждения или короткие задания, чтобы оценить предварительные знания учащихся и уровень их комфорта по этой теме. Это помогает выявить учащихся, которым может потребоваться дополнительное руководство (этап 1), и тех, кто готов к исследованию (этап 2).

Учебные стратегии, основанные на этапах:

  • Этап 1: Зависимый обучающийся:
  • Предоставьте четкие инструкции, демонстрации и пошаговые инструкции.
  • Разбивайте сложные задачи на выполнимые шаги.
  • Предлагайте частые проверки понимания и оперативно устраняйте неправильные представления.
  • Этап 2: Заинтересованный учащийся:
  • Предлагайте открытые вопросы и занятия, заставляющие задуматься, чтобы разжечь любопытство.
  • Предоставляйте разнообразные учебные ресурсы, включая мультимедиа, моделирование и практические занятия.
  • Поощряйте исследования учащихся и независимые исследования по смежным темам.
  • Этап 3: Вовлеченный ученик:
  • Содействие совместному обучению посредством групповых проектов, дискуссий и мероприятий по экспертной оценке.
  • Поощряйте учащихся ставить перед собой личные цели обучения и самостоятельно оценивать свой прогресс.
  • Предоставьте учащимся возможность объяснять концепции друг другу, укрепляя свое понимание.
  • Этап 4: Самостоятельное обучение:
  • Предлагайте возможности обучения на основе проектов, при которых учащиеся имеют автономию в выборе тем, методов исследования и стилей презентации.
  • Выступайте в роли наставника или консультанта, предоставляя рекомендации и поддержку, когда это необходимо.
  • Помогите учащимся развить навыки самооценки, чтобы они могли стать независимыми учениками.

Создание благоприятной среды обучения:

  • Поощряйте учащихся рассматривать трудности как возможность учиться и расти.
  • Признавайте усилия и улучшения учащихся, создавая безопасное пространство для исследований и принятия рисков.
  • Удовлетворяйте индивидуальные потребности, предоставляя дополнительную поддержку испытывающим трудности учащимся и развивающие мероприятия для продвинутых учащихся.

Модель SSDL представляет собой непрерывный процесс:

  • Регулярно оценивайте обучение учащихся посредством наблюдений, обсуждений и формирующих оценок.
  • В зависимости от прогресса учащихся корректируйте свой стиль преподавания и ресурсы, чтобы лучше удовлетворять их растущие потребности.