Найти тему
Eurasia Daily

«Гладко было на бумаге»: про «овраги» армянской политики и проблемах оппозиции

Издание «Голос Армении» пишет, что возглавляемое архиепископом Багратом движение готовит вторую волну массовых протестов, и пытается спрогнозировать возможные варианты развития ситуации, подчеркивая вся сложность претворения в жизнь поставленных задач.

Самый оптимистичный сценарий: новая волна будет такой силы, что Никол Пашинян подаст в отставку. Причем не формально, как в прошлые разы, оставаясь исполняющим обязанности премьера, а реально покинет кресло премьера.

То есть, как Серж Саргсян в 2018-м. Это самый маловероятный сценарий и дело не количестве людей, которых сможет вывести на площадь оппозиция. Для того, чтобы так поступить, нужно иметь достоинство и не быть трусом.

Поскольку с Николом все наоборот, как только он почувствует реальную угрозу, сразу сыграет на опережение и разыграет вариант 2021 года: будет договариваться с оппозицией о внеочередных выборах.

А если договориться не получится, его команда после отставки проголосует против других кандидатов, и мы пойдем на внеочередные выборы при условии, что Пашинян на этот период сохранит за собой административный ресурс.

Теперь о сценарии импичмента. Дабы он увенчался успехом, соответствующим образом должны проголосовать 20 депутатов от «Гражданского договора»: в этом случае кандидат от оппозиции получит кресло премьера без выборов. Сценарий, более всего устраивающий оппозицию, менее всего Пашиняна, но не менее маловероятный, чем первый.

Во-первых, парламентская оппозиция и в своих рядах имеет проблемы, где уж говорить о влиянии на депутатов от «Гражданского договора». Есть проблемы и с единым кандидатом от оппозиции, которым, в силу конституционного запрета на выдвижение в премьеры лиц с двойным гражданством не может быть архиепископ Баграт. То есть сначала надо менять Конституцию. Чисто по времени у оппозиции нет реального шанса рассчитывать на успех подобной многоходовки.

Остается возможность вызвать парламентский кризис путем сдачи оппозицией своих мандатов. В этом случае парламент теряет легитимность хотя бы потому, что, согласно Конституции, должен состоять из, как минимум, 101 депутата. То есть парламент распускается силой закона, и республика идет на внеочередные выборы, при этом Пашинян сохраняет за собой кресло премьера до завершения избирательной кампании.

Этот сценарий наиболее близок к реализации, если, конечно, оппозиция может обеспечить сдачу мандатов со стороны действующих депутатов и отказ от них других членов своих списков.

Подобный вариант устроит и Пашиняна, во-первых, потому, что он сохранит за собой административный ресурс, во-вторых, потому, что внеочередные выборы предполагают скоротечную, согласно закону, агитационную кампанию. Это выгодней власти, которая оперативно мобилизует свои ресурсы.

В определенной степени такой сценарий выгоден и парламентской оппозиции, поскольку позволяет решить «неразрешимую» проблему единого кандидата.

В этом случае каждая команда пойдет на выборы со своим представителем, либо те или иные команды могут объединить свои ресурсы, но это более простая задача, чем бесконечные поиски кандидата, устраивающего все оппозиционные силы.

Наконец, последний сценарий, когда Движение просто заходит в тупик, постепенно угасает, и мы идем на выборы-2026. Такой вариант развития вряд ли устроит оппозицию, поскольку станет свидетельством ее слабости, чтобы не сказать беспомощности. Разочарование в ее деятельности вряд ли сулит оппозиции что-то хорошее на очередных выборах.

Представляется, такой сценарий не выгоден и Пашиняну. В этом случае он будет вынужден столкнуться с новой порцией требований со стороны Турции и Азербайджана, и в условиях отсутствия сильного общественного протеста ему будет трудно уклониться от их выполнения.

Похоже, сценарий внеочередных выборов через парламентский кризис — наиболее реальный. Кстати, он устраивает не только Пашиняна, но и его партию, поскольку, используя административный ресурс «Гражданский договор», даже при нынешнем низком рейтинге, наберет определенные проценты, которые позволят партии если не победить на выборах, что маловероятно, то, по крайней мере, легитимно присутствовать на политическом поле.

P. S. Между тем, в интервью News. am бывший министр юстиции Армении Геворг Даниелян заявил, что какого-либо конституционно-правового запрета на выдвижение архиепископа Баграта Галстаняна на пост премьер-министра Армении не существует. Нуждается в дополнительном разъяснении лишь требование о гражданстве в течение последних четырех лет.

В рассматриваемом случае конституционно-правовая цель данного требования заключается в том, чтобы высшее должностное лицо было по возможности независимым от других государств, а гражданство, как правовое закрепление взаимной связи между государством и личностью, возможно, будет содержать такую зависимость или ограничение.

«По сути, архиепископ Баграт получил канадское гражданство в этой стране с 2003 по 2013 гг., когда являлся главой Канадской епархией ААЦ и на основании этого статуса, после чего он перешел на духовную службу в Первопрестольном Святом Эчмиадзине, а уже в 2015 году был назначен главой Тавушской епархии. Таким образом, с 2013 года, около 11 лет, Баграт Србазан осуществляет духовную службу в Армении и де-факто не находился и не находится в каких-либо отношениях, связанных с гражданством, с властями Канады, то есть на этом основании не брал на себя никаких обязательств», — пояснил Даниелян.