Проклятие картины «Иван Грозный и сын его Иван...»

289 прочитали

Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» у многих вызывает необъяснимое беспокойство и даже панический страх. Возможно, дело в истории создания этой работы. Друзья художника опасались за его психическое здоровье, а после завершения картины у Репина отнялась рука. Судьба моделей картины тоже сложилась печально. Само произведение стало первым, которое подверглось официальной цензуре, а также дважды привлекло внимание вандалов. Но обо всем по порядку…

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин, 1883-1885.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин, 1883-1885.

Знаменитая картина, показывающая, как Иван Грозный убивает своего сына, была выставлена на XIII выставке передвижников. Взволнованные зрители буквально осаждали здание, возле которого целыми днями дежурил отряд жандармов «на всякий случай». Как оказалось, «случай» будет иметь место...

Этюд к картине.
Этюд к картине.

Сюжет картины иллюстрирует известный эпизод из жизни самодержца Ивана Грозного, когда тот в припадке гнева якобы убил собственного сына. В названии указана точная дата происшествия. В этом многие исследователи видели отсылку к иной точной дате - убийству, происшедшему 300 лет спустя. 1-го марта 1881 года народовольцы убили императора Александра II, за этим последовали их казни. Но не только эти исторические события подтолкнули Репина к созданию картины. В 1883 году художник путешествовал по Европе и в Испании увидел бой быков, который по-настоящему поразил его: 

«Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют ... влекущую к себе силу...», – признавался художник. Вернувшись, он принялся писать кровавую сцену.

Над большинством картин Репин работал в своей мастерской, а ради создания этой работы он оборудовал отдельную комнату.

И. Репин в мастерской.
И. Репин в мастерской.

Кроме того, он сам создавал выкройки для костюмов. Ивана Грозного он увидел в художнике Г. Г. Мясоедове и композиторе П. И. Бларамберге. Стоит отметь, что жизненная трагедия Мясоедова схожа с сюжетом картины: его сына тоже звали Иваном, кроме того, отец и сын ненавидели друг друга.

Для царского сына позировали Всеволод Гаршин и Владимир Менк. Гаршин страдал нервным расстройством и через 3 года покончил с собой, скинувшись с лестничного пролета. У Менка же были проблемы со зрением: он был слеп на один глаз и всю жизнь боролся за спасение второго. 

А теперь предлагаю перейти к разбору деталей картины...

Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» у многих вызывает необъяснимое беспокойство и даже панический страх. Возможно, дело в истории создания этой работы.-6

Зритель видит самый драматичный момент. Сумрачные палаты украшены красными коврами. Слева – перевернутый трон, подле умирающего царевича валяется брошенный жезл – им Иван Грозный только что разбил висок сына. В центре освещены две фигуры. Иван Грозный прижимает к себе сына, в его расширенных глазах – ужас, отчаянье и безумие. Лицо царевича практически иконописно. В нем – смирение, прощение родителя и бесконечная любовь. Из его виска хлыщет кровь, а попытки отца остановить поток безнадежны. 

Во время работы над картиной художник отмечал, что его охватывают странные чувства:

«Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

Репин сознательно создал работу, отличающуюся от вариантов предшественников на этот же сюжет (Вячеслава Шварца, Николая Шустова). У них царевич лежит на смертном одре, а рядом сидит скорбящий Иван Грозный.

Однако Репин допустил некоторые исторические ошибки. Проблема кроется в облике дворца в Александровской слободе, где (согласно некоторым источникам) царь убил своего сына. Хотя в царской резиденции сохранились некоторые жилые палаты, их интерьеры с XVI века, конечно, не уцелели.

Александрова слобода, рис. XVII века.
Александрова слобода, рис. XVII века.

Поэтому Репину пришлось намного труднее, чем Николаю Ге, который просто скопировал для своей работы «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» сохранившийся до наших дней Ассамблейный зал дворца Монплезир. Репин же сам «изобрел» интерьер, опираясь на имеющиеся представления.

Н. Ге, «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» .
Н. Ге, «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» .

Еще одна недостоверная деталь - портрет на стене. Картина почти теряется во мраке, однако ее можно разглядеть. Портретируемый изображен в полный рост, в руках у него скипетр и держава, а на голове, вероятно, шапка Мономаха.

Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» у многих вызывает необъяснимое беспокойство и даже панический страх. Возможно, дело в истории создания этой работы.-11

Действительно, в русском искусстве существовали подобные портреты - они называются «парсуна». Вот только появились они только в XVII веке, а действие картины происходит в XVI веке.

Неизвестный русский художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет  царя Алексея Михайловича. Конец 1670 — начало 1680 годов.
Неизвестный русский художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670 — начало 1680 годов.

Во времена Грозного портреты русских царей можно было встретить только на иконах, где правителей изображали в образах святых или Христа. И предназначались такие работы, конечно же, для храмов, а не для покоев, да и светскую живопись не вешали на стены «для красоты» в то время.

Мастера оружейной палаты. Василий Великий и вел. кн. Василий III. XV — последняя четверть XVII вв.
Мастера оружейной палаты. Василий Великий и вел. кн. Василий III. XV — последняя четверть XVII вв.

Интересно, что эта работа стала первой, которая подверглась цензуре. Император Александр III самолично запретил ее к показу. Павел Третьяков оценил и купил картину, но хранил ее в отдельной комнате, не имея права выставлять. Спустя три месяца благодаря ходатайству приближенного к императору художника Алексея Боголюбова запрет был снят.

П. Третьяков.
П. Третьяков.

Безумие и смерть сопровождали полотно и в дальнейшем пути. 16 января 1913 года Абрам Балашов, купеческий сын и иконописец, пробрался к картине, достал нож и принялся наносить удары с криками: «Довольно смертей, довольно крови!». Крики оказались напрасны: узнав о «гибели» картины, хранитель музея Георгий Моисеевич Хруслов бросился под поезд…

Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» у многих вызывает необъяснимое беспокойство и даже панический страх. Возможно, дело в истории создания этой работы.-15

Для восстановления обратились к Репину, однако художник не имел опыта реставрация и попытался просто переписать часть картины, не сохраняя ни цвета, ни стиля мазков. Поэтому новый слой краски быстро смыли и восстанавливать картину поручили реставратору Эрмитажа Д. Ф. Богословскому.

Кустодиев, "Портрет Д. Ф. Богословского" -  художника, соученик Кустодиева в репинской мастерской в ИАХ (1893–1902). Изучал в Мюнхене реставрационное дело (1902). С 1904 работал реставратором в МАХ, Русском музее, Эрмитаже, Третьяковской галерее, с 1921 – в ГИМ и Художественно-реставрационных мастерских в Москве.
Кустодиев, "Портрет Д. Ф. Богословского" - художника, соученик Кустодиева в репинской мастерской в ИАХ (1893–1902). Изучал в Мюнхене реставрационное дело (1902). С 1904 работал реставратором в МАХ, Русском музее, Эрмитаже, Третьяковской галерее, с 1921 – в ГИМ и Художественно-реставрационных мастерских в Москве.

Но этот случай нападения - не единственный. В 2018 году за 5 минут до закрытия Третьяковской галереи посетитель нанес металлической стойкой ограждения  серию ударов. Толстое стекло было разбито, холст порван в трех местах, осколки стекла повредили авторскую раму. Вандал утверждал, что картина оскорбляет чувства верующих и является исторически недостоверной. Он отсидел 2,5 года и уже вышел на свободу.

Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» у многих вызывает необъяснимое беспокойство и даже панический страх. Возможно, дело в истории создания этой работы.-17

Удары также привели к возникновению скрытых повреждений и усугубили проблемы, связанные с «хронической болезнью» произведения...

19 мая 2022 года в Третьяковской галерее объявили об окончании реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Она возвращена в постоянную экспозицию галереи в Лаврушинском переулке.

Спасибо, что дочитали до конца! Замечали эти детали ранее?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: