Михаил Александрович Врубель является одним из самых неоднозначных художников начала XX века. Жизненный путь художника почти такой же трагический и мистический, как его знаменитые картины, которые на сегодняшний день являются «золотым фондом» Третьяковской галереи. На его творческий путь повлияли психические заболевания, и на картинах художника можно обнаружить отголоски болезней...
Принято считать, что у Михаила Врубеля была предрасположенность к душевным заболеваниям: один дед страдал алкоголизмом, второй был подвержен маниакальным приступам, сестра и вовсе перенесла острое депрессивное состояние и даже временный паралич. Сам же художник был болезненным и слабым ребенком. К 18 годам у него стали проявляться резкие перепады настроения: «оцепенение» сменялось чрезмерной активностью. Временами он ощущал «натиск восторга» (как он сам выразился в письме к жене), приводивший к новым мыслям и идеям. Скорее всего, этим и можно объяснить тот факт, что большинство своих картин Врубель не заканчивал...
Многим известно, что образ Демона является главным в творчестве художника. Впервые идея изобразить героя пришла ему за несколько лет до начала работы над знаменитой картиной, в Одессе, куда он отправился на лечение...
В то время Врубель страдал от неразделенной любви. Знаменитый художник К. Коровин позднее вспоминал, как однажды заметил на груди друга шрамы: «…я любил женщину, она меня не любила - даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Лечиться от любовных переживаний Врубель уехал в Одессу. И именно там он начинает работать над образом Демона сидящего...
Интересно, что в это время художник был увлечен иконописью XII века, расписывал Кирилловскую церковь и реставрировал купол Софийского собора. И одновременно размышляет о Демоне...
"Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе" - так говорил об этом образе сам художник.
В 1890 году Врубелю поступило предложение создать иллюстрации к юбилейному двухтомнику сочинений Михаила Лермонтова. В проекте, который затеяли издатели братья Кушнерёвы и Петр Кончаловский, участвовали множество именитых художников — Репин, Шишкин, Айвазовский, а наш герой среди них был наименее известным.
Иллюстрировать историю любви падшего ангела и девушки, созданную в традициях Байрона и Гете, художник решился из-за главного героя. Он вполне соответствовал пристрастиям Врубеля.
Когда книга вышла в свет, критики набросились на Врубеля: работы обвиняли в «грубости, уродливости, карикатурности и нелепости». И лишь некоторые коллеги (Суриков, Серов, Коровин) оценили работы: иллюстрации, выполненные черной акварелью, демонстрировали мастерство художника, а также способность изъясняться при помощи всего двух цветов - черного и белого.
«После того, как я увидел холсты Врубеля, эту умышленную четкость форм, мои работы мне показались какими-то бледными, гладкими, как мыло» - признавался Серов Коровину.
Одновременно с иллюстрациями Врубель вел работу над картиной «Демон сидящий», где проявились главные особенности его творчества - богатая палитра и мозаичные мотивы. Сам Врубель рассказал о своем "Демоне" в письме к сестре "...полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветки, гнущиеся под цветами".
Таким и получился этот неоднозначный образ. Его поза выражает одиночество, но в ней чувствуются мощь, сила и энергия, а сцепленные пальцы и застывшая в уголке глаза слеза выдают боль и душевные переживания. Герой окружен цветами, которые расцветают кристаллическими гранями (позднее сестра Врубеля вспоминала, что художник увлекся идеей кристаллов во время обучения в гимназии, где выращивал их на занятиях по естествознанию, а сами мазки художник делал с помощью мастихина).
За спиной Демона мы увидим пурпурное небо и горы, которые задлиты алым закатом (можно предположить, что это Кавказ).На фоне заката особенно ярко выделяется цветок ириса. Чаще всего его символика связана с представлениями об «устремленности души в мир горний»...
Обратите внимание, что Врубель специально "зажимает" героя верхней и нижней перекладинами - пространство, в котором живет художник, его сковывает так же, как и рама Демона… Интересно, что художник придал Демону как мужские, так и женские черты, чтобы ещё глубже показать дуальность героя.
Сам Врубель писал о Демоне следующее:
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый...».
Спустя несколько лет после «Демона сидящего» Врубель вновь обратится к этому образу - и так появится «Демон летящий» и «Демон поверженный». Герой пролетает над горами Кавказа, отчего работа становится более живой, динамичной. Художник использовал преимущественно тёмные цвета, в работе доминируют коричневые тона, а сам герой облачён в коричневое одеяние.
Но летящему Демону не было суждено предстать перед публикой...
Вероятно, художника все больше стали терзать душевные переживания, которые и погубят его через несколько лет.
Не закончив работу над «Демоном летящим», Врубель приступил к созданию "Демона поверженного". В общем и целом, картина иллюстрирует тяжелое психическое состояние художника на тот момент... Посмотрите, какую эволюцию претерпел образ. Как по мне - именно этот вариант является самым драматичным и сложным по замыслу. Конечно, эта работа во многом является продолжением «Демона сидящего», так как создана в похожей кристаллической технике, о которой я упомянула.
Падающий Демон показан на фоне заснеженных Кавказских гор. И вновь ему не хватает места на картине...Психологическое расстройство Врубеля прогрессировало с каждым днем.
Интересно, что жена Врубеля отмечала странное поведение супруга, но его тяга к творчеству привела в больницу... Как мне кажется, здесь не столько портрет героя лермонтовской поэмы, сколько самого Врубеля. В этой работе художник отобразить свои страдания и взглянул на демона как в зеркало души.
В новом образе не осталось задумчивости, меланхоличности «Демона сидящего». Герой рухнул в ущелье, его крылья распластались, а яркие краски фантастических узоров погасли, и жизнь покидает изломанное тело. Только в глазах Демона, пылающих яростью, видна несгибаемая воля.
В то время, как его картины вызывали все больший интерес общественности, сам художник становился более раздражительным и замкнутым...
Когда «Демона поверженного» привезли на выставку «Мир искусства», Врубель каждый день приходил до открытия и вносил изменения: накладывал краску заново, менял позу, фон и даже выражение лица. Очевидцы утверждали, что временами Демон «был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота».
А художник и критик Александр Бенуа отмечал следующее: «Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».
Слова Бенуа оказались пророческими: после завершения работы Врубель оказался в клинике с симптомами острого психического расстройства. Напряжение творческих и душевных сил было настолько велико, что его здоровье не выдержало - художник мнил себя то Христом, то Пушкиным, то изъявлял желание стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он утверждал, что слышит голоса, а также, что он проживал в эпоху Возрождения и расписывал стены в Ватикане вместе с Рафаэлем и Микеланджело. Художника обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который обнаружил поражение нервной системы и «прогрессивный паралич», который развился из-за осложнения сифилиса.
Через полгода, когда состояние Врубеля, казалось бы, стало улучшаться, умер его сын. Художник впал в тяжелейшую депрессию, пытался покончить жизнь самоубийством и морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — самоуничижение.
Врубель чередовал припадки с творческими порывами, создавал не менее успешные картины, но к демонической теме больше не возвращался.
Финал жизни Врубеля трагичен - в клинике он провел последние восемь лет жизни (с перерывами), а за два года до смерти полностью ослеп. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал своему санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб с телом художника был установлен в Академии художеств.
«Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить» - Брюсов и Врубеле.
А как вам творчество Врубеля? Делитесь впечатлениями в комментариях!
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: