Допросы военнопленных высокого ранга - весьма информативный в плане множества важных деталей материал для исторических исследований. Это вам не оглохший от канонады "просто четный немецкий солдат", пытающийся убедить проводящего допрос, что он "тоже рабочий" и угадать правильный ответ, угодный победителям. Генералы, если говорят, то говорят по делу. И даже там, где умышленно обходят некоторые темы, многое ясно.
Мы сегодня еще раз напомним читателю одно архивное дело ЦАМО, оно оцифровано, но на Памяти народа таких материалов нет.
Мы помним, что большой процент наших читателей пользуется смартфонами и нижеследующий материал перепечатан специально для них, т..к. просматривать оцифрованные страницы на смартфоне затруднительно.
Поскольку некоторые граждане постоянно вопрошают "а в чем смысл публикации?" и "что хотел сказать автор?", поясняем: историю изучают В ДЕТАЛЯХ (иначе это не изучение, а беглое ознакомление) для того, чтобы лучше понимать перспективы и видеть их наметки в дне сегодняшнем. И вообще, это просто интересно само по себе. Если вам (вдруг) исторические детали не интересны, то зачем вы зашли на военно-исторический канал? Агитки писать? Это мимо. А теперь к теме статьи перейдем, не будем более публику утомлять.
Первым в деле лежит лист с переводом собственноручно написанных генералом Пфеффером автобиографических сведений и ответов на вопросы.
Итак, сокращение Рейхсвера в 1919 году проводилось не абы как, а с прицелом на возможность возрождения. Личный состав, особенно офицеры, переводились в полицию и военизированные общества, номинально не являвшиеся Армией и Флотом. Вооружение прятали от союзнических комиссий на частных территориях - особенно у помещиков в Восточной Пруссии и пограничных с Польшей областях. Немцы и не думали разоружаться и начали думать о реванше на следующий день после заключения мира.
Пфеффер тоже был переведен в охранную полицию, имея военный чин капитана (так в переводе) и служил в качестве референта сначала в полицайпрезидиуме города Мюнстер, а потом и в Министерстве внутренних дел. С 1921 года - командир полицейского батальона в городе Оснабрюк (Нижняя Саксония), кстати, это родной город нынешнего канцлера Шольца - так, к слову. На аналогичных должностях уже в Магдебурге Пфеффер пребывает до 1927 года, а вот потом происходит очень любопытная зарубежная командировка. С 1928 по 1930 год будущий обергруппенфюрер выполняет функции инструктора жандармерии в Чили. Явно это была не частная инициатива, потому что после завершения своей миссии он получает снова должность командира полицейского батальона, но у же в Берлине - явный рост служебного статуса.
Уже при власти нацистов Пфеффер успевает покомандовать полицейским полком, а с 1936 года, т.е. с момента открытой милитаризации Германии, все возвращается на круги своя - он становится командиром пехотного полка. Восстановив армейские навыки, Пфеффер получает повышение - с 1936 года он генерал-инспектор по обучению полиции, а в 1939-1940 годах командует уже полицейской дивизией.
Приказ о формировании Роlizei-Division вышел 18 сентября 1939 года, она комплектовалась за счет личного состава полиции порядка (Ordnungspolizei), годного к строевой службе. Надо понимать, что немецкие полицейские - это отнюдь не "тыловики". В полицию брали только прошедших военную службу и получивших статус кандидата в унтер-офицеры. На момент формирования к войскам СС данное соединение еще не относилось, командовал дивизией Пфеффер в звании генерал-лейтенанта полиции.
Повоевать против СССР в начальный период Великой Отечественной ему так и не довелось - Гитлер решил возродить африканские колонии Германии, соответственно вновь была создана колониальная полиция. В структуре этой абсолютно бесполезной организации Пфеффер "отсиделся" аж до 1943 года, когда стало ясно окончательно, что про колонии точно можно забыть. С этого момента он был официально переведен в СС. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что часть выпускников школ колониальной полиции Германии все-таки послужили некоторое время "по профилю" - в качестве чинов фельджандармерии в Африканском корпусе.
Далее идет подробное описание структуры немецкой полиции. Возможно, некоторым читателям будет интересно сравнить вариант Пфеффера с писаниями интернет-историков. Предлагаем это сделать самостоятельно.
Назначение Гиммлера министром МВД Рейха упростила эту несколько противоречивую структуру. Должность начальника полиции Германии аннулировали. Теперь партийное руководство со своей службой безопасности (СД) и полиция находились в одних руках, а территориальные полицейские начальники подчинялись непосредственно министру. Пфеффер с 1943 года регулярно докладывал лично Гиммлеру положение дел в 6-м армейском корпусе СС, которым и был назначен командовать. Как мы уже знаем, его путь в этом качестве закончился в окруженной венгерской столице, обороной которой он должен был командовать.
По приговору советского суда Пфеффер получил в 1949 году 25 лет... Для 61-летнего человека это равносильно смертной казни, но Пфеффер умудрился выжить. Как? А очень просто. Это уже не его заслуга, а Никиты Сергеевича. В 1955 году, так сказать, "на волне перемен" его выдали ФРГ формально для дальнейшей отсидки. Какой в этом был смысл, нам неведомо, зато ведомо, что на родине бывшего обергруппенфюрера быстренько освободили. Впрочем, жить ему оставалось недолго - Пфеффер погиб в автомобильной катастрофе в 1971 году.
Надеемся, этот небольшой анонс читателей заинтересовал и они возьмутся за чтение других документов из данного дела - например, протоколов допроса перебежчиков-эльзасцев с чисто немецкими именами Лео (оба). Очень интересен также протокол допроса пленного офицера-связиста старшего лейтенанта Штрутца, захваченного партизанами в октябре 1941 года в районе Краснограда (Харьковская область) и переданного частям регулярной Красной Армии, чего по мнению некоторых современных историков вообще не могло быть. А таки было. Есть и другие "генеральские" показания и протоколы, там еще много интересного. Все по-русски (переводы). Рекомендуем.