Найти в Дзене
Дневник москвички

"Друзья", премьера театра Наций, отзыв

Одной из самых обсуждаемых премьер этого театрального сезона, спровоцировавшей противоположные отзывы зрителей и настоящие споры, стала постановка театра Наций «Друзья», интересная как режиссером – не каждый день увидишь спектакль, поставленный японцем – так и пьесой, имеющей то же азиатское происхождение. На первый взгляд, «Друзья» затрагивают проблему одиночества, очень актуальную для современного мира, но ни ее истоки, ни ее последствия, ни даже природа явления автора не интересует: это лишь предлог, чтобы сделать иное, возможно, много более важное наблюдение. Процесс достижения этой цели, а именно сам спектакль, до крайности необычен, нетрадиционен, даже вопиющ. Для кого-то он будет раздражающим и неприемлемым, хотя ничего такого страшного в нем нет. Скажем, коллега, с которой я пришла в театр, ушла после первого акта, но не из-за того, что «Друзья» не понравились – слишком задели, создав тяжелое ощущение. А меня, напротив, они очень зацепили.

Афиша спектакля
Афиша спектакля

Поскольку спектакль поставлен по не самой известной в широких кругах пьесе, начну с краткого синопсиса. Итак, обычный, ничем не примечательный молодой человек в один далеко не прекрасный день обнаруживает в своей квартире восемь незнакомцев – большую семью, заявляющую, что они теперь его друзья, которые избавят героя от одиночества. Все попытки их прогнать тщетны. Попытки позвать на помощь – тоже. А они, тем временем, «прорастают» в его жизнь, постепенно завладевая и его имуществом, и им самим.

Как нетрудно догадаться, для этого спектакля указанная семья – не просто семья, но некая не модель общества, но его подобие, о чем можно судить по разномастности этих странных людей, представляющих собою три поколения одного рода. Впрочем, даже подобие – не в полной мере правильное слово, поскольку эти «друзья» пытаются казаться тем, что обыватель хотел бы видеть: некое воплощение общепризнанной добродетели, подсознательно ожидаемый идеал. Эту догадку подтверждает костюм главы семьи, более всего напоминающий одеяние условного католического священника – а кто еще может быть более высоконравственным, чем подобный человек?.. Очевидные для главного героя и, следовательно, зрителя недостатки каждого из членов семьи невидимы для внешнего наблюдателя, и не влияют на его восприятие, зато подчеркивают двуличие и лицемерие этой группы персонажей. Проще всего было бы сказать, что их то спектакль и осуждает, что в некоторой степени так, но не все настолько просто. Из увиденного трудно сделать сложные выводы: скажем, «Друзья» никак не осуждают признанную общественную мораль, которой ловко в меркантильных целях манипулируют мошенники. Скорее, создателям спектакля не по вкусу устройство современного общества, в принципе позволяющее таким людям существовать и здравствовать. Дурна общественная слепота и глухота, безразличие друг к другу. Да, все это – от природы человека, от того, что человек видит лишь то, что хочет видеть, и в этом состоит главное послание настоящего спектакля.

Вместе с тем, тема одиночества, пусть и не находится в центре, но оказывается затронутой. Да, она – лишь предлог, чтобы начать рассказывать, поскольку главный герой, вообще-то, не одинок, то есть рассматривать на его примере эту социальную проблему было бы нелепо. Но возникающие в его жизни 8 человек своими действиями делают его таковым, поскольку герой внезапно оказывается единственным зрячим среди слепцов, единственным, знающим правду, среди одураченных. В такой ситуации немудрено почувствовать себя одиноким, когда на всей планете не найдется кого-то, кто поверит и протянет руку. Возможно, поэтому герой постепенно перестает бороться, но в ситуации спектакля всякая борьба бесполезна, поскольку это не битва со странной семьей, а сражение со всем миром. Здесь «Друзья» предлагают несложный, но какой-то обреченный вывод, что один в поле не воин, и для выживания важно, не на чьей стороне правда, а на чьей стороне количество.

Я уже упоминала интересный художественный прием с костюмом отца семейства, но единственным он не является. Странная манера речи героев с повторением последних фраз – явная попытка «отразить» увиденное или услышанное, то есть быть эхом чаяний и ожиданий других людей. Такое воспроизведение принятых в социуме представлений о прекрасном подчеркивает и финальная сцена с зачитываемой вслух газетой, причем, не условных «Известий» и даже не «Российской газеты», но статей «Юго-Восточного курьера» - печатного издания, распространяемого бесплатно в Юго-Восточном административном округе Москвы (подозреваю, что газеты вариабельны). Что может отражать общество лучше, чем подобные газеты?.. Наверное, ничего, и поэтому в финале в словах о том, что мир велик, не его масштаб, но лишь разнообразие человеческой психологии, которую нашим мошенникам надо понять. На зрителя и главного героя также воздействует звук, а именно постоянные хлопки. У меня нет иных идей трактовок, кроме некой попытки загипнотизировать героя, подчинить его себе, что, отчасти, получается.

Среди актеров, занятых в спектакле, хотелось бы выделить исполнителя главной роли Сергея Епишева: в нем интересно несоответствие внушительной фактуры и беспомощности персонажа, что само по себе может рассматриваться как художественный прием. Его герой – единственный нормальный, переживающий все стадии непонимания его миром, иногда комичный, иногда трагичный – интересный. Очень понравилась Тина Стойилкович в роли средней сестры – такая обманчиво милая и невинная, какая-то не от мира сего. Впрочем, не могу сказать ничего дурного ни о ком из занятых артистов – спектакль очень хорошо сыгран.

Как можно было понять из описанного, спектакль очень необычный, чистый эксперимент для готового воспринимать подобное зрителя. Режиссура очень уверенная, чувствуется, что творец понимал, что создавал и зачем, каждое действие осмысленное и неслучайное. Хотя происходящего немного, смотреть очень интересно: попадаешь в резонанс с этими речами и хлопками, «Друзья» завораживают и затягивают, очень погружают. Я могу предположить, что многих спектакль может раздражать непростотой темы и подачи – все-таки на сцене серьезное психологическое насилие, к молодому человеку семья жестока, для впечатлительных может быть сложно, как и восприятие необычной звуковой составляющей. Но мне понравилось чрезвычайно - очень хороший спектакль.

«Друзья» относятся к категории спектаклей, которые пришлись мне по душе, но которые всем подряд советовать не буду – зрелище точно на любителя. Это качественная, сложная постановка, она не позволит мозгу расслабиться ни на минуту, здесь надо думать, сопоставлять, анализировать. Точно не для отдыха, но для интеллекта. Очень своеобразная, совсем не классическая – хороший современный театр, смело разговаривающий со зрителем и не жалеющий его.

«Друзья» по пьесе Кобо Абэ. Режиссер Мотои Миура, композитор Кейсуке Кояно, художник-сценограф, художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили. Малая сцена, продолжительность спектакля 2 часа 30 минут с антрактом (внимание – начинают вовремя, кажется, даже на 5 минут не задержали). Премьера состоялась 10 февраля 2024 г.

Состав: Сергей Епишев (молодой человек); Сергей Каплунов (отец); Василий Копейкин (старший сын); Никита Санаев (младший сын); Алексей Калинин (полицейский; репортер); Тина Стойилкович (средняя сестра); Александра Ревенко (старшая сестра); Мария Лапшина (младшая дочь); Наталья Батрак (бабушка); Алла Казакова (мать); Эва Мильграм (невеста; управляющая домом).